Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф01-14253/20 настоящее постановление оставлено без изменения
26 июня 2020 г. |
А11-12041/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гуршумова Рафаэля Рамизовича (ОГРНИП 305333201100266, ИНН 330501079707)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.02.2020
по делу N А11-12041/2019,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Гуршумова Рафаэля Рамизовича о признании недействительными предписаний Управления строительства и архитектуры администрации города Коврова Владимирской области от 29.04.2019 N 17-34/1112, N 17-34/1116,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации города Коврова Владимирской области - Цымбалюк Д.А. по доверенности от 09.06.2020 N 01-44/1188 сроком действия до 01.08.2020,
и установил:
индивидуальный предприниматель Гуршумов Рафаэль Рамизович (далее - ИП Гуршумов Р.Р., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными отмене предписаний Управления строительства и архитектуры администрации города Коврова Владимирской области (далее - администрация г. Коврова) от 29.04.2019 N 17-34/1112, N 17-34/1116 о демонтаже средств наружной рекламы и информации. Одновременно заявитель просил суд обязать Администрацию г.Коврова устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено рекламное агентство "Концепт".
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.02.2020 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Гуршумов Р.Р. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Предприниматель настаивает на том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку все необходимые для регистрации вывески документы были им сданы в 2013 году.
Администрация г. Коврова в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами Предпринимателя, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации г. Коврова указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
Предприниматель о дате, времени и месте судебного заседания, извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность оспариваемых ненормативных актов.
Администрация г. Коврова зафиксировала установку и эксплуатацию без разрешения средств наружной рекламы и информации на фасаде здания по адресу: г. Ковров, ул. Чернышевского, д. 3: вывеска "Сервисный Центр Контакт", рекламное панно "Продажа новой и б/у техники, обмен старой на новую; ремонт компьютеров, ноутбуков, принтеров, смартфонов, планшетов; заправка картриджей; ксерокопия, печать фотокопий; покупка в кредит; ул. Чернышевского, д. 3 тел. 6-49-61", баннер "Контакт" сервисный центр" режим работы с 10.00 до 19.00 суббота, воскресенье - выходной", баннер с изображением техники.
Установив, что владельцем указанных средств наружной рекламы и информации является ИП Гуршумов Р.Р., Управление строительства и архитектуры администрации г. Коврова выдало ему предписание от 29.04.2019 об их демонтаже, согласно которому необходимо произвести демонтаж средств наружной рекламы и информации на фасаде здания по адресу: г. Ковров, ул. Чернышевского, д. 3, вывеска "Сервисный Центр Контакт", рекламное панно "Продажа новой и б/у техники, обмен старой на новую; ремонт компьютеров, ноутбуков, принтеров, смартфонов, планшетов; заправка картриджей; ксерокопия, печать фотокопий; покупка в кредит; ул. Чернышевского, д. 3 тел. 6-49-61", баннер "Контакт" сервисный центр" режим работы с 10.00 до 19.00 суббота, воскресенье - выходной", баннер с изображением техники.
С целью упорядочения корреспонденции предписания были зарегистрированы под разными номерами N 17-34/1112 и N 17-34/1116 и направлены ИП Гуршумову Р.Р. по двум адресам.
Посчитав, что предписания администрации г. Коврова являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) целями этого Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
Постановлением администрации города Коврова от 24.08.2015 N 2080 утверждены Правила установки и эксплуатации средств наружной рекламы и информации на территории города Коврова (далее - Правила).
Согласно пункту 3.1 настоящих Правил в состав разрешительной документации на размещение и эксплуатацию средств наружной рекламы и информации входят: для рекламных конструкций - разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; для информационных объектов (в том числе вывесок) и витрин - согласование управления строительства и архитектуры администрации города Коврова.
Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается управлением строительства и архитектуры администрации города Коврова (пункт 3.2 Правил).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении строительства и архитектуры администрации города Коврова, утвержденного постановлением администрации г. Коврова от 10.02.2015 N 300 (далее - Положение), управление является структурным подразделением администрации города Коврова, обеспечивающим во взаимодействии с другими структурными подразделениями администрации города Коврова проведение единой градостроительной политики и регулирование деятельности в области градостроительства, строительства и архитектуры на территории города Коврова.
Компетенция управления строительства и архитектуры администрации города Коврова определяется основными задачами и функциями, а также полномочиями управления в соответствии с настоящим Положением, другими муниципальными правовыми актами города Коврова (пункт 1.4 Положения).
В соответствии с возложенными на него задачами управление строительства и архитектуры администрации города Коврова, в том числе выполняет функцию по участию в работе комиссии по выявлению самовольно установленных рекламных конструкций (пункт 3.16.6 Положения).
Согласно пунктам 1, 3, 4 Порядка демонтажа вывесок и другой визуальной информации, размещенных на фасадах зданий и сооружений, утвержденного постановлением администрации города Коврова от 31.05.2016 N 1598, демонтажу подлежат информационные конструкции, установленные и эксплуатируемые без согласования, полученного от управления строительства и архитектуры администрации города Коврова.
Демонтаж производится владельцем конструкции либо владельцем помещения или здания (в случае если владелец конструкции неизвестен), в пределах фасада которого она размещена, на основании предписания, выданного управлением строительства и архитектуры администрации города Коврова или управлением по экономической безопасности.
В течение 20 календарных дней с момента получения предписания владелец конструкции или владелец объекта недвижимости (в случае, если владелец конструкции неизвестен), в пределах фасада которого она размещена, должен осуществить демонтаж конструкции.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.
Решением Совета народных депутатов города Коврова от 21.06.2017 N 162 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Ковров Владимирской области.
Согласно пункту 15.1 настоящих Правил благоустройства размещение вывесок, информационных плакатов, афиш и иной визуальной информации, наружной рекламы производится на основании разрешений, выданных администрацией города Коврова.
Установлено по делу, что ИП Гуршумову Р.Р. принадлежит на праве собственности нежилое помещение, площадью 40,1 кв.м., расположенное на первом этаже указанного здания, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.05.2009.
С целью информирования населения о месте осуществления своей деятельности и привлечения внимания к оказываемым им услугам Предприниматель разместил рекламные конструкции и вывески на фасаде здания по адресу: г. Ковров, ул. Чернышевского, д. 3.
В обоснование своего несогласия с выданными предписаниями ИП Гуршумов Р.Р. указывает, что в 2013 году он заказал в рекламном агентстве "Концепт" изготовить вывеску "Сервисный Центр Контакт", которая была выполнена по всем действовавшим в тот период нормативам. Кроме того, 28.03.2013 он обращался в администрацию г.Коврова с заявлением о согласовании места расположения данной рекламной конструкции, приложив к нему все необходимые документы.
В отзыве на заявление Предпринимателя ООО "Концепт" подтвердило факт изготовления для Гуршумова Р.Р. в августе 2012 года вывески "Сервисный центр "Контакт" (том 2 л.д.56).
На момент обращения заявителя в Управление строительства и архитектуры администрации г.Коврова с заявлением о согласовании места расположения рекламной конструкции порядок оформления разрешительной документации на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Ковров был установлен постановлением главы города Коврова от 03.03.2009 N 363.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения, утвержденного указанным постановлением, разрешение на установку рекламной конструкции выдается администрацией города Коврова.
Вместе с тем, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприниматель не представил в материалы дела полученное по результатам рассмотрения его заявления разрешение на установку средств наружной рекламы и информации.
С учетом четкого регламентирования законодательством сроков рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и информации Предприниматель должен был в 2013 году принять все меры для получения соответствующих разрешений и согласований либо решения об отказе в выдаче таких разрешений и согласований.
Со своей стороны администрация города Коврова указывает, что разрешение на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы и информации по адресу: г. Ковров, ул. Чернышевского, д. 3 заявителю не выдавалось, что подтверждает материалами служебной проверки (том 2 л.д.19-44).
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления строительства и архитектуры администрации г. Коврова имелись основания для выдачи заявителю предписания о их демонтаже.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что у органа местного самоуправления имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку Предприниматель установил средства наружной рекламы и информации в отсутствие разрешений и согласований.
Оспариваемые предписания выданы уполномоченным органом, соответствуют действующему законодательству о рекламе и не нарушают права и законные интересы Предпринимателя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявления.
Указание Предпринимателем в заявлении на обязание администрации г.Коврова выдать разрешение на размещение вывески "Сервисный Центр Контакт" может быть заявлено в качестве правовосстановительной меры в случае оспаривания в судебном порядке отказа в выдаче такого разрешения. Вместе с тем, в данном деле предметом спора являются предписания администрации г.Коврова о демонтаже рекламных конструкций и вывесок.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ИП Гуршумова Р.Р. признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.02.2020 по делу N А11-12041/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.02.2020 по делу N А11-12041/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гуршумова Рафаэля Рамизовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-12041/2019
Истец: Гуршумов Рафаэль Рамизович
Ответчик: Администрация города Коврова Владимирской области
Третье лицо: РЕКЛАМНОЕ АГЕНСТВО "КОНЦЕПТ"