Нижний Новгород |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А79-9230/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Гасанова М.Ю. (доверенность от 10.08.2020),
от заинтересованного лица: Ермошкина А.В. (доверенность от 16.01.2020 N 123-2-1-17),
от общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строящегося МЖК":
Стратьева А.В. (доверенность от 12.05.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
гаражно-строительного кооператива "Потребительский кооператив МЖК-технопарк"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020
по делу N А79-9230/2018
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Потребительский кооператив
"МЖК-технопарк" (ИНН: 2129026866, ОГРН: 1022101290298)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии, государственному инспектору города Чебоксары по пожарному надзору Ермошкину Алексею Веняминовичу
о признании недействительными предписания и акта проверки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Дирекция строящегося МЖК", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии",
и установил:
гаражно-строительный кооператив "Потребительский кооператив "МЖК-технопарк" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республике - Чувашии с заявлением к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление), государственному инспектору города Чебоксары по пожарному надзору Ермошкину А. В. (далее - Главный инспектор) о признании недействительными предписания от 15.06.2018 N 156/1/98 и акта проверки от 15.06.2018 N 156.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дирекция строящегося МЖК" (далее - Общество), Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии".
Решением суда от 28.02.2020 в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания отказано; производство по делу по заявлению о признании недействительным акта проверки прекращено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
Кооператив не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009), нарушение Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты. По его мнению, оспариваемое предписание является незаконным и не отвечает критериям исполнимости. Изложенные в пунктах 1, 3, 7 предписания требования относятся к планировочным решениям здания, которые не были установлены на момент постройки здания.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Представитель Управления в судебном заседании отклонил доводы заявителя жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, Кооператив с 1997 года осуществляет деятельность в помещениях по адресу: город Чебоксары, улица Мате Залка, дом 15А. В указанном комплексе лица (участники Кооператива), имеющие на праве собственности помещения, хранят автомобили.
Обеспечение в соответствии с действующими правилами надлежащего противопожарного состояния комплекса является в соответствии с уставом Кооператива одним из направлений его деятельности. Следовательно, Кооператив обязан соблюдать требования законодательства в области пожарной безопасности в отношении объекта защиты.
В соответствии со статьей 6.1 Закона N 69-ФЗ и постановлением Главы администрации города Чебоксары от 26.04.2018 N 707 "Об установлении на территории города Чебоксары особого противопожарного режима" и на основании распоряжения от 25.05.2018 N 156 Управление в период с 04 по 15 июня 2018 года провело внеплановую проверку соблюдения Кооперативом требований пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлено нарушение Кооперативом требований пожарной безопасности. Установлено, что допускается эксплуатация этажа здания для стоянки автомобилей с количеством эвакуационных выходов менее нормативного; количество эвакуационных выходов с этажа здания для стоянки автомобилей не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; помещения для хранения автомобилей не оборудованы автоматической установкой пожаротушения и автоматической установкой пожарной сигнализации; этаж здания для стоянки автомобилей не оборудован световыми указателями эвакуационных выходов, путей движения автомобилей, мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей, мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения); помещения для хранения автомобилей не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции; не обеспечивается наличие на всех дверях производственных и складских помещений обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Закона N 123-ФЗ; расчеты категорий на помещения не представлены; этаж здания для стоянки автомобилей не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; отсутствует план эвакуации людей на случай пожара с этажа здания для стоянки автомобилей.
По результатам проверки составлен акт от 15.06.2018 N 156. Кооперативу выдано предписание от 15.06.2018 N 156/1/98 об устранении нарушений, отраженных в акте проверки.
Кооператив оспорил предписание и акт проверки в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), Законов N 123-ФЗ, N 294-ФЗ, Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.11.2016 N 644 (далее - Административный регламент), СП 1.13130.2009, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления о признании предписания незаконным. Суд пришел к выводу, что у Управления имелись основания для выдачи Кооперативу предписания. Прекратив производство по делу в части оспаривания акта проверки, суд исходил из того, что акт не отвечает признакам ненормативного правового акта, поэтому не может быть самостоятельно оспорен в порядке, предусмотренном Кодексом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения в области пожарной безопасности регулируют Закон N 69-ФЗ и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 данного закона пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании статей 37 и 38 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Закона N 69-ФЗ, подпункт "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ данный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров; определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты.
Согласно статье 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ).
В силу положений статьи 20 Закона N 69-ФЗ, статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно частям 1, 2 статьи 53 Закона N 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 123-ФЗ здания в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на классы функциональной пожарной опасности, перечисленные в данной норме.
В силу части 1 статьи 84 Закона N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться способами, указанной в данной статье. В их числе размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; оповещения людей о пожаре.
В пункте 7 Правил N 390 предусмотрено, что в здании или сооружении, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.
Согласно пунктам 20 и 33 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 Закона N 123-ФЗ.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов; по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 4 Закона N 123-ФЗ.
В силу пункта 61 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно пункту 9.4.7 СП 1.13130.2009 для определения параметров путей эвакуации число людей, одновременно находящихся в помещениях для хранения автомобилей (за исключением механизированных автостоянок), следует принимать из расчета один человек на каждое машиноместо.
Суды установили, материалами дела, в том числе заключением экспертизы, техническим паспортом на здание подтверждено, что рассматриваемый объект, в отношении которого Кооператив обязан соблюдать требования пожарной безопасности, относится к подземной автостоянке закрытого типа, имеющей переменную планировочную отметку земли. Подземный (цокольный) этаж здания предназначен для хранения автомобилей (54 помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, являющиеся самостоятельными объектами защиты) общей площадью 2123,40 квадратного метра. Данный объект относится к классу функциональной пожарной опасности Ф5 (в здании может одновременно находиться 50 и более человек).
В целях соблюдения требований пожарной безопасности, связанных с обеспечением эвакуации людей из здания гаражного комплекса, данный объект в соответствии с проектными решениями должен быть оборудован не менее двумя эвакуационными выходами, автоматической пожарной сигнализацией. Помещения для хранения автомобилей, расположенные в подземном (цокольном) этаже здания должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системой противодымной вентиляции, расположенные в надземной стоянке автомобилей закрытого типа при хранении автомобилей в обособленных боксах имеющих глухие ворота - автоматической установкой пожаротушения модульного типа. Для помещений, используемых для хранения автомобилей, должны быть определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности, которые должны быть обозначены на дверях помещений согласно требованиям нормативных документов. Объект должен быть оснащен планами эвакуации, а также соответствующими знаками пожарной безопасности.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что в нарушение положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, Правил N 390, действующих строительных норм и правил, в том числе, СП 1.13130.2009, Кооператив не обеспечил на объекте защиты соблюдение требований пожарной безопасности, связанных с эвакуацией людей из здания гаражного комплекса.
Установлено, что количество эвакуационных выходов в здании не соответствует установленным нормативам (менее двух). Объект не оснащен планами эвакуации, знаками пожарной безопасности; отсутствуют световые указатели эвакуационных выходов, путей движения автомобилей, мест установки пожарных кранов и огнетушителей. Помещения для хранения автомобилей не оборудованы автоматической установкой пожаротушения и пожарной сигнализации, системой противодымной вентиляции, системой оповещения и управления людей при пожаре; на дверях отсутствуют обозначение пожарной опасности, класс зоны.
Несоблюдение этих требований влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии у Управления оснований для выдачи оспариваемого предписания.
При этом суды оценили довод Кооператива о допущенных Управлением при проведении проверки грубых нарушениях Закона N 294-ФЗ, выразившихся в отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки, и отклонил его как необоснованный.
В силу положений Закона N 294-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения указанного закона с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом N 69-ФЗ.
Основанием для проведения внеплановой проверки согласно пункту 2 части 5 статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ является наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории.
В данном случае предметом проверки являлось соблюдение требований пожарной безопасности в связи с введением особого противопожарного режима на территории города Чебоксары (постановление Главы администрации города Чебоксары от 26.04.2018 N 707). Внеплановая выездная проверка в отношении Кооператива проведена уполномоченным лицом с соблюдением установленной законодательством компетенцией. Грубых нарушений при проведении Управлением проверки не допущено.
Установив, что выданное по результатам проверки предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему лицу, направлено на устранение выявленных нарушений, является исполнимым, суды правомерно не усмотрели оснований для признания его незаконным.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса.
Иные доводы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, которые не были заявлены в суде первой инстанции и не были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, в силу статей 286, 287 Кодекса не подлежат рассмотрению в суде кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А79-9230/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива "Потребительский кооператив МЖК-технопарк" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несоблюдение этих требований влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии у Управления оснований для выдачи оспариваемого предписания.
При этом суды оценили довод Кооператива о допущенных Управлением при проведении проверки грубых нарушениях Закона N 294-ФЗ, выразившихся в отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки, и отклонил его как необоснованный.
В силу положений Закона N 294-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения указанного закона с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом N 69-ФЗ.
Основанием для проведения внеплановой проверки согласно пункту 2 части 5 статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ является наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2020 г. N Ф01-13638/20 по делу N А79-9230/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2819/20
30.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13638/20
03.07.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2819/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9230/18
20.11.2018 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9230/18
16.08.2018 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9230/18