Нижний Новгород |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А11-7985/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Когута Д.В.
при участии представителя
от заявителя: Шаровой Т.С. (доверенность от 08.12.2020 N 05-6880)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020
по делу N А11-7985/2019 Арбитражного суда Владимирской области
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ИНН: 3329007728, ОГРН: 1023301463570)
об обязании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Киржачская районная больница" (ИНН: 3316004215, ОГРН: 1023300998313)
возместить средства обязательного медицинского страхования
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - ТФОМС Владимирской области, Фонд) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Киржачская районная больница" (далее - ГБУЗ ВО "Киржачская районная больница", Учреждение) возместить средства обязательного медицинского страхования в размере 257 467 рублей 40 копеек, составляющие необоснованно выплаченные работникам Учреждения стимулирующие выплаты, а также излишне уплаченные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в сумме 70 006 рублей 01 копейки.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 20.03.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Фонд не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, работники Учреждения имели право на получение выплат стимулирующего характера только к должностному окладу по основной работе. Следовательно, начисление стимулирующих выплат, в том числе за интенсивность, на компенсационные выплаты за совмещение должностей является незаконным. Трудовые договоры с Жадаевым И.Ф., Тарасовой Н.Ю., Гудковым Д.С., как с врачами-специалистами, не заключались, должностные оклады по специальностям врачей-специалистов им не устанавливались. Установление стимулирующих выплат в фиксированном размере является неправомерным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 09.12.2020.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.12.2020 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Когута Д.В. Рассмотрение кассационной жалобы после изменения состава суда начато с самого начала.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел плановую комплексную проверку Учреждения по вопросам целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период 01.01.2016 по 31.12.2017, по результатам которой составил акт от 27.03.2018.
В ходе проверки установлено, что Учреждение в нарушение пункта 5.5.4 Положения об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области, утвержденного постановлением администрации Владимирской области от 04.04.2016 N 277, выплатило из средств ОМС отдельным медицинским работникам (исполняющему обязанности главного врача Жадаеву И.Ф., заведующему поликлиникой врачу-отоларингологу Тарасовой Н.Ю., заместителю главного врача по медицинской части Гудкову Д.С.) стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ в общей сумме 257 464 рубля 40 копеек по совмещаемым должностям, что также повлекло излишнюю уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (начисленных на указанные выплаты) в сумме 70 006 рублей 01 копейки. Таким образом, общая сумма средств ОМС, использованных не по целевому назначению, составила 327 470 рублей 41 копейку.
В акте проверки Учреждению рекомендовано возместить неправомерно использованные средства обязательного медицинского страхования в сумме 327 470 рублей 41 копейки.
Учреждение в добровольном порядке не возместило средства ОМС, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 60.2, 129, 135, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 3, 15, 20, 34, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, Арбитражный суд Нижегородской области счел требование Фонда обоснованным и удовлетворил его.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, а также статьями 38, 147, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что выплаченные работникам Учреждения стимулирующие выплаты в спорной сумме являются правомерными.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в частности осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным Правилами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В пункте 125 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), установлено, что территориальный фонд осуществляет перечисление целевых средств в страховую медицинскую организацию.
Страховая медицинская организация направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи, заключаемым с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы и которым решением Комиссии установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой (пункт 138 Правил ОМС).
Медицинская организация представляет в страховую медицинскую организацию счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов медицинской помощи, распределенных медицинской организации Комиссией (пункт 122 Правил ОМС).
В подпункте 2 пункта 17.2 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательное медицинское страхование от 16.04.2012 N 73 (далее - Приказ N 73), предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе осуществления расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.), проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств ОМС на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации. При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплате).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда, включая систему премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На территории Владимирской области оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения Владимирской области в 2017 году регулировалась Положением об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области, утвержденным постановлением администрации Владимирской области от 04.04.2016 N 277 (далее - Положение N 277).
Порядок оплаты труда Учреждения регламентирован Положением об оплате труда работников ГБУЗ ВО "Киржачская районная больница", утвержденным приказом Учреждения от 12.04.2016 N 95/1-04 (далее - Положение N 95/1-04), который разработан на основании Положения N 277.
Согласно пункту 5.3 Положения N 277 к выплатам стимулирующего характера относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы и выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Выплаты стимулирующего работника устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
Аналогичные положения закреплены в пункте 5.3 Положения N 95/1-04.
Согласно пункту 5.4.1 Положения N 277 выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются в соответствии с критериями, утверждаемыми руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников для конкретного структурного подразделения учреждения.
В пункте 5.4 Положения N 95/1-04 определен порядок установления стимулирующих выплат за интенсивность путем издания приказа главного врача как в процентном соотношении к окладу работника, так и в фиксированном размере.
Согласно пункту 5.4.1.2 Положения N 95/1-04 к критериям для установления выплат за интенсивность и высокие результаты работы для работников амбулаторно-поликлинической службы в том числе относятся: высокий коэффициент совмещения должностей, высокая психологическая нагрузка.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что приказом главного врача Учреждения от 30.12.2016 N 360/1-04 "Об установлении выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу амбулаторного звена" (далее - Приказ Учреждения N 360/1-04) выплаты за интенсивность установлены, в том числе оказывающим амбулаторную медицинскую помощь на условиях совмещения должностей.
В пункте 3 данного приказа установлен фиксированный размер выплат, который для врача специалиста составляет не менее 8000 рублей. Выплаты за интенсивность осуществляются пропорционально отработанному времени по основной ставке, объему работы по совмещаемой должности на основании критериев согласно приложению 2 к настоящему приказу.
Названным приказом также утвержден перечень должностей, совмещение которых дает право на получение данной выплаты (приложение 1), к числу которых относятся врач-онколог и врач-отоларинголог.
Суд также установил и материалам дела не противоречит, что работники Учреждения, которым были начислены и выплачены спорные стимулирующие выплаты, в 2017 году обеспечивали совмещение процессий (Жадаев И.Ф. - заведующий поликлиникой (основная должность), врач-оториноларинголог поликлиники (совмещение); Тарасова Н.Ю. - заведующая городской поликлиники N 2 (основная должность), врач-оториноларинголог (совмещение); Гудков Д.С. - заместитель главного врача по медицинской части (основная должность), врач-онколог (совмещение)) и имели право на получение стимулирующих выплат за интенсивность, поскольку соответствовали критериям, предусмотренным пунктом 5.4.1.2 Положения N 95/1-04 и приказом Учреждения N 360/1-04 "Об установлении выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу амбулаторного звена".
Апелляционный суд проанализировал порядок расчета спорных стимулирующих выплат и установил, что они исчислены в соответствии с пунктом 3 Приказа Учреждения N 360/1-04, исходя из фиксированного размера 8000 рублей, общего количества ставок работников амбулаторного звена узкой специальности (13,5), и пропорционально отработанному конкретным работником времени, выраженному в сумме баллов, полученной по результатам подсчета в соответствии с приложением N 2 к Приказу Учреждения N 360/1-04.
Вопреки доводам Фонда спорные стимулирующие выплаты относятся к категории выплат "за интенсивность", а не "за качество", следовательно, при их установлении не требовалось соблюдение условий, предусмотренных пунктами 5.5.4, 5 приложения N 8 к Положению N 277, а также пунктами 5.5.3, 5 приложения N 6 к Положению N 95/1-04, поскольку указанные нормы относятся к разделу "Выплаты за качество выполняемых работ".
На основе оценки имеющихся в деле доказательств апелляционный суд пришел к выводу о том, что начисление Учреждением в 2017 году Жадаеву И.Ф., Тарасовой Н.Ю. и Гудкову Д.С. стимулирующих выплат за интенсивность в общем размере 257 464 рубля 40 копеек проведено в полном соответствии с пунктами 5.3, 5.4, 5.4.1 Положения N 277 и пунктами 5.3, 5.4, 5.4.1.2 Положения N 95/1-04; нецелевого расходования средств ОМС Учреждением не допущено.
Выводы апелляционного суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу N А11-7985/2019 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте 2 пункта 17.2 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательное медицинское страхование от 16.04.2012 N 73 (далее - Приказ N 73), предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе осуществления расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.), проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств ОМС на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации. При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплате).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда, включая систему премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2020 г. N Ф01-14326/20 по делу N А11-7985/2019