Нижний Новгород |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А43-54024/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Максимовой Ю.Е. (доверенность от 11.01.2021),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 11.01.2021
N исх-515-3852/2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020
по делу N А43-54024/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
о признании недействительным предписания от 18.11.2019 N 515-04-700/51-2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований/лицензионных требований, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 18.11.2019 N 515-04-700/51-2019 об устранении выявленных нарушений обязательных (лицензионных) требований.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено АО "Домоуправляющая Компания Советского района" (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.10.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, Общество не является лицом, на которое возлагается обязанность по обеспечению исправного состояния контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Компания, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилась в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Нижегородского нагорного отдела Инспекции от 14.11.2019 N 515-04-700/51-2019 должностным лицом Инспекции была проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении Компании о невывозе Обществом твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки по адресу: город Нижний Новгород, улица Полтавская, дом 2.
В ходе проверки Инспекция установила, что 16.09.2019, 18.09.2019, 24.09.2019, 25.09.2019, 26.09.2019, 27.09.2019, 30.09.2019 по указанному адресу не была предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых объемах и надлежащего качества.
Результаты проверки Инспекция отразила в акте проверки от 18.11.2019 N 515-04-700/51-2019.
По результатам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 18.11.2019 N 515-04-700/51-2019, в соответствии с которым, с учетом приказа о внесении изменения в предписание от 18.11.2019 N 515-04-700/51-2019 Обществу необходимо в срок до 24.01.2020 произвести перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу.
Общество не согласилось с вынесенным предписанием и обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции заявленное требование оставил без удовлетворения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (часть 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании пункта 148 (7) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
В соответствии с разделом XV(1) Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать: управляющая организация в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление домом управляющей организацией; товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом; организация, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае если: а) собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано непосредственное управление; б) собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 148(8) или 148(9) Правил N 354; в) предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов (домовладений); г) собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, а также принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации; д) расторгнут договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный управляющей организацией, товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; е) собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о заключении от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (переход на "прямые договоры").
Согласно пункту 149 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Качество предоставляемых коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должно отвечать требованиям, приведенным в приложении 1 к Правилам N 354.
В пункте 17 Приложения 1 к Правилам N 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Также названным пунктом предусмотрено, что потребитель имеет право на снижение размера платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО в случае, если исполнителем будет допущено отклонение сроков вывоза ТКО более чем на 72 часа (суммарно) в течение 1 месяца, более чем на 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже, и более чем на 24 часа единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C. В соответствии с тем же пунктом предусмотрены условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Так, за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В пункте 109 Правил N 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Кроме того, в течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факты непредоставления потребителям коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и непринятия мер по уборке места погрузки твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки по адресу: город Нижний Новгород, улица Полтавская, дом 2.
Общество не отрицает тот факт, что коммунальная услуга по обращению с ТКО была предоставлена с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу, что предписание Инспекции на момент его выдачи являлось законным, обоснованным и исполнимым, выдано Инспекцией в рамках полномочий по осуществлению государственного контроля. При этом возложение на заявителя обязанности, которую заявитель должен был исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате действия предписания, вынесенного Инспекцией.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу N А43-54024/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.11.2020 N 7645.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 109 Правил N 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Кроме того, в течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф01-15888/20 по делу N А43-54024/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-15888/20
05.10.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5206/20
15.07.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-54024/19
27.12.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-54024/19