г. Владимир |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А43-54024/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ОГРН 1155261002720, ИНН 5261098663) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 июля 2020 года по делу N А43-54024/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" о признании недействительным предписания от 18.11.2019 N 515-04-700/51-2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований/лицензионных требований, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - заявитель, общество, ООО "Нижэкология-НН") с заявлением о признании недействительным предписания N 515-04-700/51-2019 от 18.11.2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований/лицензионных требований, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - ответчик, Госжилинспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено АО "Домоуправляющая Компания Советского района" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15 июля 2020 заявленное требование ООО "Нижэкология-НН" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Нижэкология-НН" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2020 г. по делу А43-54024/2019 и приять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Нижэкология-НН" указывает, что предписание является неисполнимым, поскольку не содержит указания каким образом и в отношении каких лиц, а каком размере, за какие периоды необходимо произвести перерасчет размера платы. Кроме того, Общество полагает, что судом не были установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, в частности, судом не учтен тот факт, что установленные по вышеуказанному адресу контейнеры являются неисправными, что делает невозможным погрузку ТКО, при этом ТКО, накапливаемые в исправных контейнера вывозятся исправно. В связи с тем, что ненадлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО связано с неисправностью контейнеров, содержание которых входит в зону ответственности третьего лица, в рассматриваемом случае, по мнению заявителя, Общество не является лицом, по вине которого осуществляется предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором в названные Госжилинспекция просит решение Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Нижэкология-НН" без удовлетворения.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Нижегородского нагорного отдела Инспекции от 14.11.2019 N 515-04-700/51-2019 должностным лицом Инспекции была проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении АО "Домоуправляющая Компания Советского района" о невывозе ООО "Нижэкология-НН" твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Полтавская, д.2.
В ходе проверки Инспекцией было установлено, что 16.09.2019, 18.09.2019, 24.09.2019, 25.09.2019, 26.09.2019, 27.09.2019, 30.09.2019 по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Полтавская, д.2, не была предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых объемах и надлежащего качества.
Результаты проверки отражены Инспекцией в акте проверки от 18.11.2019 N 515-04- 700/51-2019.
18 ноября 2019 по результатам проверки ООО "Нижэкология-НН" выдано предписание N 515-04-700/51- 2019 (далее - оспариваемое предписание), в соответствии с которым, с учетом приказа о внесении изменения в предписание от 18.11.2019 N 515-04-700/51-2019, заявителю необходимо было в срок до 24.01.2020 произвести перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "Нижэкология-НН" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.
По мнению заявителя, оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку не содержит указания каким образом и в отношении каких лиц, а каком размере, за какие периоды необходимо произвести перерасчет размера платы. Кроме того, Общество полагает, что в ходе проверки Инспекцией не были установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение, в частности, Инспекцией не учтен тот факт, что установленные по вышеуказанному адресу контейнеры являются неисправными, что делает невозможным погрузку ТКО, при этом ТКО, накапливаемые в исправных контейнера вывозятся исправно. В связи с тем, что ненадлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО связано с неисправностью контейнеров, содержание которых входит в зону ответственности А43-54024/2019 2 домоуправляющей компании, в рассматриваемом случае, по мнению заявителя, Общество не является лицом, по вине которого осуществляется предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено Инспекцией при наличии законных оснований, возложенная на заявителя оспариваемым предписанием обязанность не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда в пределах апелляционного обжалования и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявлении при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленным муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (часть 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее -Правила N 354), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 148(7) Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) Правил N 354, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с разделом XV(1) Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО может выступать: управляющая организация в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление домом управляющей организацией; товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом; организация, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором; региональный оператор по обращению с ТКО в случае если: а) собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано непосредственное управление; б) собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 148(8) или 148(9) Правил N 354; в) предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов (домовладений); г) собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, а также принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации; д) расторгнут договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный управляющей организацией, товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с ТКО; е) собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о заключении от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (переход на "прямые договоры").
В соответствии с пунктом 149 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Качество предоставляемых коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги по обращению с ТКО должно отвечать требованиям, приведенным в приложении N I к Правилам N 354.
Пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Также пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что потребитель имеет право на снижение размера платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО в случае, если исполнителем будет допущено отклонение сроков вывоза ТКО более чем на 72 часа (суммарно) в течение 1 месяца, более чем на 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже, и более чем на 24 часа единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С. В соответствии с тем же пунктом предусмотрены условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Так за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В соответствии с пунктом 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Кроме того, в течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Судом установлено, что по результатам проведенной в отношении ООО "Нижэкология-НН" проверки Инспекцией установлен факт непредставления потребителям коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и непринятия мер по уборке места погрузки твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Полтавская, д.2.
ООО "Нижэкология-НН" не отрицает тот факт, что коммунальная услуга по обращению с ТКО была предоставлена с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Доводы ООО "Нижэкология-НН" о том, что это связано с ненадлежащим состоянием контейнеров, содержание которых входит в зону ответственности домоуправляющей компании, в связи с чем перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу обязано произвести именно домоуправляющая компания - АО "Домоуправляющая Компания Советского района", судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку с учетом положений Правил N 354 и на основании заключенных между ООО "Нижэкология-НН" и собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении АО "Домоуправляющая Компания Советского района", договоров, на ООО "Нижэкология-НН", как на региональном операторе, лежит обязанность по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО. При этом в силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в случае, если услуга не была оказана по вине другого лица, заявитель имеет право на возмещение убытков.
Довод ООО "Нижэкология-НН" относительно неисполнимости предписания в связи с тем, что оно не содержит указания каким образом и в отношении каких лиц, а каком размере, за какие периоды необходимо произвести перерасчет размера платы, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно признан необоснованным, поскольку никаких препятствий для осуществления перерасчета для заявителя не имеется, его можно осуществить путем совершения простых математических действий. Кроме того, в акте проверки отражены периоды нарушения (16.09.2019, 18.09.2019, 24.09.2019, 25.09.2019, 26.09.2019, 27.09.2019, 30.09.2019). Таким образом, у заявителя отсутствуют какие-либо трудности и неясности, связанные с исполнением предписания.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае предписание Инспекции на момент его выдачи являлось законным, обоснованным и исполнимым, выдано Инспекцией в рамках полномочий по осуществлению государственного контроля. При этом возложение на заявителя обязанности, которую заявитель должен был исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов ООО "Нижэкология-НН" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности вследствие вынесения Инспекцией предписания.
Доводы ООО "Нижэкология-НН", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ООО "Нижэкология-НН" с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение в обжалуемой части, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 июля 2020 года по делу N А43-54024/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-54024/2019
Истец: ООО "Нижэкология-НН"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: АО ДК Советского района
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-15888/20
05.10.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5206/20
15.07.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-54024/19
27.12.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-54024/19