Нижний Новгород |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А38-3024/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020
по делу N А38-3024/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТехноПлюс"
(ИНН: 1215219468, ОГРН: 1171215006522)
о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 12.05.2020 N 004393
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТехноПлюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство), о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2020 N 004393, о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда от 16.07.2020 постановление Министерства изменено, размер штрафа снижен до 100 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 решение суда отменено, постановление Министерства признано незаконным.
Министерство не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
По мнению заявителя, апелляционный суд неверно истолковал статью 7.9 КоАП РФ, в результате чего ошибочно посчитал, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного правонарушения. Ссылаясь на положения Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 (далее - Правила N 62) заявитель указывает, что арендатор обязан составлять проект освоения лесов, осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов и подавать ежегодно лесную декларацию.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Представленное Министерством дополнение к кассационной жалобе не принимается судом кассационной инстанции, так как в нарушение статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно не было подано в установленном законом порядке и не направлено Обществу.
В связи с тем, что дополнение к кассационной жалобе направлено в материалы дела в электронном виде посредством системы "Мой арбитр", данный документ на бумажном носителе заявителю не возвращается.
Общество в отзыве не согласилось с доводами заявителя, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Стороны направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15.12.2020.
В порядке, предусмотренном в статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 01.02.2021.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 12.09.2017 N 11, согласно которому арендатору во временное владение и пользование передан участок лесного фонда с кадастровым номером 12:04:0230106:59, расположенный в квартале 64 выделы 2а, 5б и 6б, Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества Медведевского района Республики Марий Эл, для осуществления рекреационной деятельности.
На основании приказа Министерства от 25.12.2019 N 667 в ходе осмотра лесного участка в квартале 64 выделах 2а, 5б и 6б Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества установлено строительство двух элементов благоустройства (физкультурный снаряд - "горка"), размерами 16,6 х 9,5 метра и (физкультурный снаряд - "горка"), размерами 25,6 х 3,3 метра не в соответствии с проектируемыми объектами, обозначенными на тематической лесной карте существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду Обществу, утвержденного приказом Министерства от 31.07.2018 года N 432.
По результатам проверки составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 27.03.2020. К акту приложены фототаблица и тематическая лесная карта.
Кроме того Министерство установило, что Общество не подавало лесную декларацию с 2017 года.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статьи 7.9 КоАП РФ, Министерство составило протокол от 16.04.2020 N 004393 и приняло постановление от 12.05.2020 N 004393 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 4.1, 7.9 КоАП РФ, положениями ЛК РФ, Правилами N 62 и Порядком заполнения и подачи лесной декларации, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 17), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, при этом размер штрафа снизил до 100 000 рублей. В остальной части оспариваемое постановление оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь аналогичными нормами права, пришел к выводу о том что наличие договора аренды, возведение двух "горок" размерами, не соответствующими характеристикам, предусмотренным проектом, и не в местах, отведенных для их размещения, а также непредставление лесной декларации (в силу заявительного характера) не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и признал постановление незаконным.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Объективная сторона правонарушения по статье 7.9 КоАП РФ выражается как в самовольном занятии земельного участка лесного фонда, так и его использовании без специальных разрешений.
Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право аренды лесных участков, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного кодекса.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
Статьей 41 ЛК РФ предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (часть 2 статьи 41 ЛК РФ).
Согласно части 5 статьи 41 ЛК РФ правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях исполнения указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации Федеральным агентством лесного хозяйства издан приказ от 21.02.2012 N 62, которым утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Как следует из пункта 7 Правил N 62 лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка.
Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; в соответствии с частью 2 статьи 26 ЛК РФ подавать ежегодно лесную декларацию (пункт 9 Правил N 62).
Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69. Данным приказом установлены требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с ЛК РФ.
Согласно пункту 19 Приказа N 69 подраздел "Осуществление рекреационной деятельности" включает в себя: функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования (тематическая лесная карта); проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности (приложения 50 - 52, 54); характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение 53) (тематическая лесная карта); размещение проектируемых объектов на лесном участке (тематическая лесная карта).
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (пункт 3).
В статье 26 ЛК РФ определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, в том числе, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17.
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Согласно пункту 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Таким образом, в соответствии с требованиями лесного законодательства указанные (правоустанавливающие) документы относятся к числу тех разрешений при отсутствии которых или несоответствии требованиям которых, использование земельного участка лесного фонда не допускается.
При таких обстоятельствах, с учетом доказательств имеющихся в материалах дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество возвело (физкультурные снаряды - две "горки"), которые не соответствуют проекту освоения лесов обозначенными на тематической лесной карте и не представляло лесные декларации с момента заключения договора аренды лесного участка (от 12.09.2017), что в силу нарушения вышеуказанных норм образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 7.9 КоАП РФ.
Вывод суда апелляционной инстанции об обратном является ошибочным.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Суд первой инстанции по материалам дела установил, что доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Компании во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятии нового решения у суда апелляционной инстанции в данном случае не имелось.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом первой инстанции не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Размер административного штрафа, правомерно снижен судом первой инстанции.
В статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются, как неприменение закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и неправильное истолкование закона (пункт 3 части 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции счел, что постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу N А38-3024/2020 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.07.2020 по данному делу - оставлению в силе на основании с пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 5 части 1), 288 (пункты 1 и 3 части 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл удовлетворить.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу N А38-3024/2020 отменить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.07.2020 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Таким образом, в соответствии с требованиями лесного законодательства указанные (правоустанавливающие) документы относятся к числу тех разрешений при отсутствии которых или несоответствии требованиям которых, использование земельного участка лесного фонда не допускается.
При таких обстоятельствах, с учетом доказательств имеющихся в материалах дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество возвело (физкультурные снаряды - две "горки"), которые не соответствуют проекту освоения лесов обозначенными на тематической лесной карте и не представляло лесные декларации с момента заключения договора аренды лесного участка (от 12.09.2017), что в силу нарушения вышеуказанных норм образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 7.9 КоАП РФ.
...
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Суд первой инстанции по материалам дела установил, что доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Компании во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 февраля 2021 г. N Ф01-14772/20 по делу N А38-3024/2020