Нижний Новгород |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А82-16989/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников жилья "Лебедева-3"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.08.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020
по делу N А82-16989/2019
по заявлению товарищества собственников жилья "Лебедева-3"
(ИНН: 7603070219; ОГРН: 1187627013870)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области
о признании недействительным предписания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Хлопкова Татьяна Александровна
и установил:
товарищество собственников жилья "Лебедева-3" (далее - ТСЖ, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент, надзорный орган) от 19.07.2019 N 3750-5-5/19-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Хлопкова Татьяна Александровна (далее - Хлопкова Т.А.)
Решением суда первой инстанции от 24.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.11.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды должны были применить положения пункта 24 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416). Товарищество указывает, что собственники изменили способ управления домом, установив дату начала реализации нового способа управления с 01.02.2019. Соответственно, в силу пункта 4 Правил N 416 договор управления многоквартирным домом по адресу: город Ярославль, улица Лебедева, дом 3 (далее - МКД), заключенный с ООО УК "Жилищный стандарт" (далее - Общество), прекратил свое действие 31.01.2019, то есть ТСЖ имело право с 01.02.2019 управлять домом, начислять и получать плату за жилищные услуги.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе. Явку представителя в суд округа последний не обеспечил.
Департамент в отзыве возразил относительно доводов заявителя и представил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направило, отзыв на жалобу не представило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 19.04.2019 по 25.04.2019 на основании приказа от 17.04.2019 Департамент провел внеплановую документарную проверку в отношении Товарищества на предмет правомерности выставления квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений в МКД.
Департамент в ходе проверки установил, что в нарушение статей 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) ТСЖ выставляло собственнику помещения N 126 платежные документы по оплате услуг ЖКХ с февраля 2019 года. Однако до 31.03.2019 МКД находился в реестре лицензий Ярославской области в перечне домов, находящихся в управлении Общества, на основании приказа Департамента от 07.03.2019 N ЛИЦ19/0345.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.04.2019 N 2331-5-5/19.
В целях устранения выявленных нарушений Департамент выдал Товариществу предписание от 25.04.2019 N 2331-5-5/19-1, которым оно обязано в срок до 20.06.2019 принять меры по исключению начисления платы за жилищно-коммунальные услуги собственнику помещения N 126 с февраля по март 2019 года.
В период с 01.07.2019 по 19.07.2019 на основании приказа от 26.06.2019 N 3750-5-5/19 Департамент провел внеплановую документарную проверку в отношении Товарищества с целью контроля исполнения предписания от 25.04.2019 N 2331-5-5/19-1, в ходе которой установил, что предписание не исполнено.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.07.2019.
По окончании проверочных мероприятий Департамент 19.07.2019 выдал ТСЖ предписание N 3750-5-5/19-1 с требованием в срок в срок до 01.10.2019 принять меры по исключению начисления платы.
Не согласившись с названным предписанием, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса, статей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 153, 155, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и заявитель не оспаривает, что предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных ей полномочий.
На основании статей 161, 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу положений статей 153, 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится один раз, двойное взимание жилищно-коммунальных платежей не допускается.
В части 9 статьи 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (части 1, 2 статьи 192 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Как следует из части 7 статьи 135 ЖК РФ, в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом жилищного надзора изменений в реестр лицензий лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 данной статьи.
Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Из изложенного следует, что условием для начала осуществления деятельности по управлению домом в таком порядке, среди прочего является включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации соответствующих сведений об управлении многоквартирным домом.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего кодекса (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок) из которого следует, что изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом, в том числе на основании поступления от другого лицензиата заявления, в связи с прекращением, расторжением договора управления домом.
Положения Порядка распространяются не только на лицензиатов, но и на заявителей - лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в связи с чем для товариществ собственников жилья, осуществляющих управление многоквартирными домами процедура соблюдения требований Порядка аналогична, как и для управляющих организаций.
В пункте 14 Порядка указано, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
Суды установили, что 10.01.2019 собственники МКД приняли решение о выборе способа управления посредством ТСЖ с 01.02.2019.
Собственнику помещения N 126 выставлены квитанции на оплату услуг ЖКХ как управляющей организацией так и ТСЖ за февраль и март 2019 года
Департамент 25.01.2019 после проверки документов, представленных заявителем 15.01.2019, составил заключение, в котором указал на отсутствие заявления Общества о прекращении, расторжении договора управления МКД.
Приказом Департамента от 25.01.2019 N ЛИЦ19/0098 в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Порядка приостановлено рассмотрение заявления ТСЖ о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления МКД.
Письмом от 07.02.2019 Общество сообщило об отсутствии возможности предоставить документы о принятых мерах по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, поскольку Обществу не представлены перечисленные в договоре управления от 01.06.2018 документы и не истек тридцатидневный срок со дня уведомления, о расторжении договора управления.
Приказом Департамента от 07.03.2019 N ЛИЦ19/0345 на основании заявления ТСЖ от 14.01.2019 МКД исключен из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество с 31.03.2019, что также подтверждено судебными актами по делу N А82-3247/2019.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно посчитали, что оспариваемое предписание Департамента, возлагающее на Товарищество обязанность произвести корректировку (возврат) неправомерно начисленных собственнику помещения N 126 МКД сумм на оплату услуг ЖКХ, произведенным за февраль и март 2019 года, на момент его вынесения соответствовало положениям действующего законодательства и не нарушало права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.08.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А82-16989/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лебедева-3" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок) из которого следует, что изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом, в том числе на основании поступления от другого лицензиата заявления, в связи с прекращением, расторжением договора управления домом.
...
В пункте 14 Порядка указано, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
...
Приказом Департамента от 25.01.2019 N ЛИЦ19/0098 в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Порядка приостановлено рассмотрение заявления ТСЖ о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления МКД."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 февраля 2021 г. N Ф01-15875/20 по делу N А82-16989/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-15875/20
03.11.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7333/20
24.08.2020 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-16989/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-16989/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-16989/19
10.09.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-16989/19