Нижний Новгород |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А29-2621/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.08.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020
по делу N А29-2621/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
о признании недействительным предписания Службы Республики Коми
строительного, жилищного и технического надзора (контроля),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Агеев Николай Авенирович, Логинова Валерия Валерьевна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) от 06.11.2019 N 8.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агеев Николай Авенирович, Логинова Валерия Валерьевна.
Решением суда от 03.08.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), просит отменить судебные акты. По мнению Службы, представленные в дело документы подтверждают, что жители домов 3 и 12 по улице Заречной поселка Мадмас не получали коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Следовательно, взимание платы за данную услугу является неправомерным. Оспариваемое предписание является законным, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 18.10 по 06.11.2019 Служба в связи с поступившим обращением Агеева Н.А. и Логиновой В.В. провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора.
В ходе проверки установлено, что 22.06.2018 Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и Общество заключили соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Коми, в силу пункта 1.5 которого зоной деятельности регионального оператора является вся территория Республики Коми в соответствии территориальной схемой. С 01.11.2018 региональный оператор приступил к оказанию услуг по обращению с ТКО.
Совместным приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 27.12.2018 N 2667/579-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Республики Коми (далее - Территориальная схема).
Согласно приложению N 7 к Территориальной схеме на территории поселка Мадмас определено 16 контейнерных площадок. Для жителей домов 3 и 12 по улице Заречной определена контейнерная площадка по адресу: улица Школьная, дом 29.
Постановлением администрации муниципального района "Усть-Вымский" от 07.03.2019 N 117 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории данного муниципального района. На территории поселка Мадмас расположены бункеры по следующим адресам: улица Зеленая, дом 20; улица Мира, дом 20; улица Молодежная, пустырь в районе дома 6; улица Привокзальная, дом 9; улица Центральная, дом 72, за гаражом.
В ходе проверки фактическое обустройство указанных мест (площадок) накопления ТКО не подтвердилось, для складирования ТКО на территории поселка Мадмас установлены 4 бункера по адресам: улица Привокзальная, дом 13 (один), улица Мирная, около склада газовых баллонов (один), улица Центральная в конце поселка (два).
Служба пришла к выводу, что с 01.01 по 30.09.2019 в нарушение пункта 148(45) Правил N 354 коммунальная услуга по обращению с ТКО жителям домов 3 и 12 по улице Заречной Обществом не оказывалась, поэтому плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО в указанный период собственникам домов не должна начисляться. При этом Служба исходила из отсутствия контейнерной площадки в месте, определенном в приложении N 7 к Территориальной схеме; несоответствия расстояния между указанными жилыми домами и ближайшим к ним местом накопления ТКО требованиям, содержащимся в Санитарных правилах (контейнерная площадка, установленная на расстоянии, не превышающем 100 метров от жилых домов, отсутствовала). Результаты проверки отражены в акте от 06.11.2019 N 914.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 06.11.2019 N 8, обязывающее в срок до 06.12.2019 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не предоставленную в период с 01.01 по 30.09.2019 жителям домов 3 и 12 по улица Заречной.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Правил N 354, Правил N 1156, СанПиН 42-128-4690-88. Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - Санитарные правила), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
В пунктах 1 и 2 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема в области обращения с отходами утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Правила N 354 регулируют, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Из пункта 148(12) Правил N 354 следует, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В пункте 148(22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
На основании пункта 148(45) Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно пункту 148(47) Правил N 354 объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива накопления твердых коммунальных отходов или расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в зависимости от способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления осуществляется в следующем порядке. В холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже одного раза в сутки. Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже (не более 24 часов единовременно - при температуре свыше +5 °C). За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.
В силу пункта 2.2.3 Санитарных правил площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Аналогичное положение содержится в пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность произведения перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не предоставленную в период с 01.01 по 30.09.2019 жителям домов 3 и 12 по улице Заречной в поселке Мадмас.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что Общество с января по сентябрь 2019 года оказывало услугу по вывозу ТКО для населения в поселке Мадмас, который находится в труднодоступном месте, транспортная доступность к нему имеется только в период летней и зимней переправ. При отсутствии транспортного сообщения складирование ТКО осуществлялось потребителями в пакеты, предоставленные региональным оператором населению, что допускается в силу подпункта "в" пункта 10 Правил N 1156.
Доказательств, подтверждающих неоказание Обществом услуги по обращению с ТКО, материалы дела не содержат.
Сам по себе факт расположения ближайшего к жилым домам 3 и 12 по улице Заречной места накопления ТКО на расстоянии более 100 метров не свидетельствует о законности выданного предписания. Несоблюдение предусмотренного пунктом 2.2.3 Санитарных правил расстояния между бункером для складирования ТКО и жилыми домами не свидетельствует о том, что Общество не оказывало услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с места (площадки) накопления, расположенного на большем, чем 100 метров, расстоянии от жилых домов.
Организация мест накопления ТКО и определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО не входит в зону ответственности регионального оператора и относится к компетенции органа местного самоуправления.
Доказательств, достоверно подтверждающих совершение региональным оператором действий, находящихся в пределах его ответственности, и свидетельствующих о неоказании услуги по обращению с ТКО, в дело не представлено.
Сведений, указывающих на то, что жители жилых домов 3 и 12 по улице Заречной не использовали имеющиеся бункеры для накопления ТКО, в материалах дела не имеется. Нарушений периодичности вывоза ТКО Служба не устанавливала.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Служба не представила необходимых и достаточных доказательств, подтверждающих законность, обоснованность выданного предписания, и удовлетворили заявленное требование.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.08.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А29-2621/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2.2.3 Санитарных правил площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Аналогичное положение содержится в пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64.
...
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что Общество с января по сентябрь 2019 года оказывало услугу по вывозу ТКО для населения в поселке Мадмас, который находится в труднодоступном месте, транспортная доступность к нему имеется только в период летней и зимней переправ. При отсутствии транспортного сообщения складирование ТКО осуществлялось потребителями в пакеты, предоставленные региональным оператором населению, что допускается в силу подпункта "в" пункта 10 Правил N 1156."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 февраля 2021 г. N Ф01-16264/20 по делу N А29-2621/2020