г. Нижний Новгород |
|
05 марта 2021 г. |
Дело N А43-642/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей от истца: Накладовой С.С. (доверенность от 09.12.2020 N 49), от ответчика: Плетос И.А. (доверенность от 11.01.2021 N исх-515-3852/2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Бурнаковская" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.07.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по делу N А43-642/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Бурнаковская" (ИНН: 5263101103, ОГРН: 1135263004370)
о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 10.10.2019 N 515-13-263/2019 и от 13.12.2019 N 515-13-287/2019,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Михайлова Анна Александровна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Бурнаковская" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции администрации Нижегородской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 10.10.2019 N 515-13-263/2019 и от 13.12.2019 N 515-13-287/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Михайлова Анна Александровна (далее - Михайлова А.А.).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.10.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что в материалах дела имеются доказательства размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) показаний общедомовых приборов учета. Нарушения требований, предъявленных к размещению информации в указанной системе, по фактам, изложенным в обращении Михайловой А.А., не выявлены.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Михайлова А.А. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилась в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 09.10.2019 N 515-13-263/2019 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении Михайловой А.А., проживающей в многоквартирном доме 65 по улице Бурнаковская города Нижнего Новгорода, о нарушении данным лицом требований к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ.
В результате проверки Инспекция установила, что в нарушение требований абзаца 4 подпункта "з" пункта 4, пункта 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), части 1 статьи 161, статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации запрашиваемую заявителем информацию по обращению через ГИС ЖКХ Общество в предусмотренные Правилами сроки не представило.
Результаты проверочного мероприятия зафиксированы в акте проверки от 10.10.2019 N 515-13-263/2019.
Инспекция выдала Обществу предписание от 10.10.2019 N 515-13-263/2019, которым возложила на Общество обязанность в срок до 28.10.2019 принять меры по устранению выявленных нарушений.
В письме от 26.11.2019 N 01С-8340 Общество сообщило Инспекции, что 04.09.2019 предоставило Михайловой А.А. ответ, согласно которому запрашиваемая информация раскрыта в системе ГИС ЖКХ.
В период с 18.11.2019 по 13.12.2019 на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 15.11.2019 N 515-13-287/2019 в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка по вопросу исполнения предписания от 10.10.2019 N 515-13-263/2019.
В ходе проверки Инспекция установила, что требования предписания от 10.10.2019 N 515-13-263/2019 Общество не исполнило, а именно: информация, запрашиваемая Михайловой Л.Л. по обращению от 06.08.2019 N 52-2019-8350, не поступила.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.12.2019 N 515-13-287/2019.
Инспекция выдала Обществу повторное предписание от 13.12.2019 N 515-13-287/2019, в соответствии с которым он обязано в срок до 13.01.2020 принять меры к устранению выявленных нарушений.
Приказом Инспекции от 28.01.2020 N 8 в предписании от 13.12.2019 N 515-13-287/2019 исключены абзацы 5 и 7 из столбца 2 "Выявленные нарушения лицензионных требований".
Не согласившись с выданными предписаниями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, от 15.05.2013 N 416, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку Инспекция доказала законность и обоснованность оспариваемых предписаний.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен Федеральным законом.
В соответствии с частью 18 статьи 7, пункта 40 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в ГИС ЖКХ информацию о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.
На основании пунктов 20.1 - 20.2 Состава, сроков и периодичности размещения информации в ГИС ЖКХ, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр, обращение, поступившее с использованием системы ГИС ЖКХ, ответ на обращение и документы, являющиеся приложениями к данному ответу на обращение, размещаются в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом определены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Подпунктом "з" пункта 4 Правил N 416 предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе приемом и рассмотрением заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
Способы направления запросов (обращений) указаны в пункте 35 Правил N 416, сроки предоставления ответов - в пунктах 34, 36 и 37 Правил N 416.
Согласно пункту 34 Правил N 416 управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме определенную информацию. При этом в случае, если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 Правил N 416, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации.
Из материалов дела следует, что Общество на основании договора управления от 01.03.2017 N 40 является управляющей организацией спорного многоквартирного дома.
Михайлова А.А. - собственник квартиры N 37 в указанном доме посредством портала ГИС ЖКХ обратилась к Обществу с заявлением N 52-2019-8350 с целью предоставления:
1. сведений о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, которыми они установлены;
2. сведений о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний;
3. информации о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний приборов учета исполнителю коммунальных услуг в соответствии с порядком и условиями приема таких показаний, которые установлены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
4. актов, содержащих сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", и являющихся составной частью технической документации многоквартирного дома.
Общество сообщило Михайловой А.А., что запрашиваемая ею информация в соответствии с пунктами 31 и 32 Правил N 416 раскрыта в необходимом объеме и размещена в системе ГИС ЖКХ.
Инспекция установила, что в нарушение абзаца 4 подпункта "з" пункта 4, пункта 34 Правил N 416, части 1 статьи 161, статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации запрашиваемую Михайловой А.А. информацию по ее обращению Общество не предоставило, в том числе, в сроки, установленные Правилами N 416.
Поскольку в последующем запрашиваемая Михайловой А.А. информация размещена Обществом в ГИС ЖКХ, приказом от 28.01.2020 N 8 из предписания от 13.12.2019 N 515-13-287/2019 исключены абзацы 5 и 7 из столбца 2 "Выявленные нарушения лицензионных требований".
Остальные запрашиваемые документы Михайловой А.А. не представлены.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2019 по делу N А43-48932/2019 также установлено несоблюдение Обществом пунктов 34, 36 Правил N 416 в части сроков представления ответа на запрос Михайловой А.А.
Довод Общества о предоставлении Михайловой А.А. информации в полном объеме является несостоятельными, поскольку Общество не исполнило требования предписаний от 10.10.2019 и от 13.12.2019 в части пунктов 2 и 4.
Представленные Обществом в материалы дела 02.07.2020 распечатки с сайта ГИС ЖКХ не свидетельствуют об обратном, так как не позволяют определить реальность размещения спорной информации на дату проведения проверок, а также опровергаются материалами проверки.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые предписания Инспекции не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела, не противоречат им и не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по делу N А43-642/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Бурнаковская" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Бурнаковская".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Бурнаковская" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 09.12.2020 N 812.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Михайлова А.А. - собственник квартиры N 37 в указанном доме посредством портала ГИС ЖКХ обратилась к Обществу с заявлением N 52-2019-8350 с целью предоставления:
1. сведений о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, которыми они установлены;
2. сведений о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний;
3. информации о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний приборов учета исполнителю коммунальных услуг в соответствии с порядком и условиями приема таких показаний, которые установлены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
4. актов, содержащих сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", и являющихся составной частью технической документации многоквартирного дома.
Общество сообщило Михайловой А.А., что запрашиваемая ею информация в соответствии с пунктами 31 и 32 Правил N 416 раскрыта в необходимом объеме и размещена в системе ГИС ЖКХ.
Инспекция установила, что в нарушение абзаца 4 подпункта "з" пункта 4, пункта 34 Правил N 416, части 1 статьи 161, статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации запрашиваемую Михайловой А.А. информацию по ее обращению Общество не предоставило, в том числе, в сроки, установленные Правилами N 416.
...
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2019 по делу N А43-48932/2019 также установлено несоблюдение Обществом пунктов 34, 36 Правил N 416 в части сроков представления ответа на запрос Михайловой А.А."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 марта 2021 г. N Ф01-321/21 по делу N А43-642/2020