г. Нижний Новгород |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А28-209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
при участии представителя от ответчика: Смирновой Д.С. (доверенность от 01.06.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Пермской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2020 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 по делу N А28-209/2020
по иску Пермской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ИНН: 5902703018, ОГРН: 1025900000741)
к государственному учреждению - Кировскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920)
о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и об обязании выполнить действия
и установил:
Пермская краевая организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - Общество) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с иском к государственному учреждению - Кировскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта от 05.11.2019 N 09/376 на поставку в 2019 году технических средств реабилитации - подгузников для обеспечения детей-инвалидов, об обязании принять подгузники в количестве 35 000 штук и произвести оплату в размере 352 440 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. Общество настаивает на том, что поставило товар, соответствующий требованиям аукционной документации и условиям государственного контракта.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку представителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кировской области.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд (заказчик) и Общество (поставщик) заключили государственный контракт от 05.11.2019 N 09/376 (идентификационный код закупки 191434800446743450100100241911722323) на поставку в 2019 году технических средств реабилитации - подгузников для обеспечения детей-инвалидов.
Согласно пункту 2.1 контракта поставщик обязуется поставить получателю товар с доставкой по месту жительства получателя, в том числе доставкой почтой, или в пунктах выдачи технических средств реабилитации, организованных поставщиком в городе Кирове, в количестве, комплектности и качестве, предусмотренных спецификацией, а заказчик обязуется оплатить фактически поставленный товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии со спецификацией (приложение 1 к контракту) подгузники должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических условий для детей-инвалидов с нарушениями функций выделения; анатомическая форма детского подгузника должна соответствовать развертке нижней части торса тела ребенка с дополнительным увеличением площади на запах боковых частей и обеспечивать максимальную свободу движений ребенка и комфорт; сырье и материал для изготовления подгузников должны быть разрешены к применению Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Значения показателей, указанные заказчиком как ссылка на ГОСТ, не изменяются. Подгузники должны соответствовать разделу 5 спецификации "Технические требования" согласно ГОСТ Р 52557-2011 "Подгузники детские бумажные. Общие технические условия" и Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков". В соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, приказом Министерства труда и социальной защиты от 13.02.2018 N 86н утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р. В соответствии с данной классификацией и разделом 4 ГОСТ Р 52557-2011 предметом закупки являются подгузники для детей весом до и свыше 20 килограмм, для детей весом до 9 килограмм (значения показателей не изменяются).
В пункте 2.2 контракта установлено, что поставщик гарантирует, что поставляемый в соответствии с контрактом товар свободен от прав третьих лиц. Товар должен быть новым, то есть не бывшим в употреблении, не прошедшим ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств. Товар, не соответствующий указанным требованиям, считается непоставленным.
Цена контракта составляет 352 440 рублей, НДС не облагается, количество товара - 33 500 штук (пункт 3.1 контракта).
В силу пункта 3.3 контракта расчет между сторонами осуществляется после представления поставщиком счета (счета-фактуры, универсального передаточного документа), финансовых документов, оформленных надлежащим образом, в соответствии с пунктом 3.2 контракта и подписания им и заказчиком акта поставки товара.
Оплата производится по безналичному расчету в течение 15 рабочих дней с даты получения и подписания заказчиком документов, указанных в пункте 3.3 контракта (пункт 3.4 контакта).
На основании пунктов 6.1.9 и 6.1.10 контракта поставщик обязан обеспечить наличие товара - 100 процентов от общего объема товара, в пункте выдачи технических средств реабилитации, либо в пункте хранения товара, организованного поставщиком в городе Кирове, не позднее 4 дней после заключения контракта; в срок не позднее 4 дней после заключения контракта в пункт выдачи технических средств реабилитации, либо в пункт хранения товара, организованного поставщиком, предоставить для возможности осуществления заказчиком проверки товара на соответствие комплектности, качеству и прочим условиям контракта: товар и заверенную поставщиком копию действующего регистрационного удостоверения, выданного в соответствии с законодательством, заверенную поставщиком копию сертификата либо декларацию соответствия на поставляемый товар (в случае, если на поставляемый товар в соответствии с законодательством Российской Федерации оформление таких документов является обязательным).
Согласно пункту 7.2 контракта при осуществлении проверки товара заказчик проверяет: соответствие поставляемого товара по количеству, комплектности и качеству требованиям, установленным спецификацией и другим условиям контракта; наличие документов (заверенная поставщиком копия декларации о соответствии либо сертификата соответствия (в случае, если на поставляемый товар необходимо оформление указанных документов); заверенная поставщиком копия действующего регистрационного удостоверения (в случае, если на поставляемый товар необходимо оформление указанных документов); правил и условий эффективного и безопасного использования товара на русском языке; иные документы по требования заказчика, подтверждающие качество товара); соответствие поставляемого товара иным предусмотренным контрактом требованиям.
По результатам проверки товара в срок не более 3 рабочих дней составляется акт проверки товара, который подписывается заказчиком. В случае, если товар признан соответствующим по комплектности и качеству, заказчик выдает направление на получение товара получателю. В случае обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, условиям контракта, а также документам, удостоверяющим качество продукции, проверка товара приостанавливается и составляется письменное уведомление, в котором фиксируется характер выявленных дефектов (пункты 7.3, 7.4, 7.5 контракта).
Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, в том числе по взаиморасчетам. При этом окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта (пункт 5.1 контракта).
В соответствии с пунктом 13.5 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Общество направило Фонду уведомление от 09.11.2019 о поставке товара по адресу: город Киров, улица Сурикова, дом 10, одновременно представив сертификат соответствия N РОСС CN.AД77.Н02324, срок действия с 13.06.2018 по 12.06.2021, наименование продукции: детские одноразовые подгузники, марка "Гузики", детские одноразовые подгузники-трусики, марка "Гузики"; соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ Р 52557-2011 (пп. 5.3-5.5, 5.8, 5.10, 5.11.2 табл. 2 (показ. 2-3), изготовитель: Китай; сертификат выдан обществу с ограниченной ответственностью "Бонум" на основании протокола испытаний N 443-06/18-05-ИМ от 09.06.2018. Представлено свидетельство о государственной регистрации N RU.74.50.11.012.Е.000027.08.16 от 02.08.2016, выданное Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области, согласно которому продукция: предметы личной гигиены для детей: одноразовые подгузники т.м. "Гузики" соответствуют ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", прошла государственную регистрацию, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации и использования в качестве одноразовых предметов личной гигиены для детей. Представлена декларация о соответствии в отношении изделия санитарно-гигиенического разового использования для ухода за детьми: подгузники бумажные торговой марки "Гузики".
Фонд направил Обществу уведомление от 15.11.2019 N 14-24/4309-7951 с требованием в течение 7 рабочих дней с момента получения уведомления представить копию регистрационного удостоверения.
Общество регистрационное удостоверение не представило, сославшись на то, что поставленный по контракту товар не является медицинским изделием (письмо от 22.11.2019 N 360).
03.12.2019 Фонд принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями Обществом условий контракта, связанных с непредставлением последним регистрационного удостоверения.
Посчитав, что у Фонда не имелось оснований для отказа в приемке товара и одностороннего отказа от исполнения контракта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 450.1, 454, 456, 464, 469, 484, 525, 526, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 9, 10, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду, приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий", "Требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике" решения Евразийского экономического сообщества от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о наличии оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке и отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 525 Кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Кодекса).
В силу статьи 526 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании статьи 456 Кодекса продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи (пункт 1 статьи 484 Кодекса).
В соответствии со статьей 464 Кодекса если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456 Кодекса), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 Кодекса предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 Кодекса) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, медицинские изделия подлежат государственной регистрации.
Согласно Перечню медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому, утвержденному приказом Минздрава России от 31.05.2019 N 348н, вступившим в законную силу с 12.07.2019, подгузники детские отнесены к гастроэнтерологическим медицинским изделиям.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, и это не противоречит материалам дела, Общество в нарушение пункта 6.1.10 контракта не предоставило Фонду копию действующего регистрационного удостоверения на товар.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам, безопасности подгузников для детей-инвалидов, установленные в документации об электронном аукционе исходя из медицинских показаний и перечня услуг по реабилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для принятия Фондом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм права и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, так как в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 по делу N А28-209/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, медицинские изделия подлежат государственной регистрации.
Согласно Перечню медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому, утвержденному приказом Минздрава России от 31.05.2019 N 348н, вступившим в законную силу с 12.07.2019, подгузники детские отнесены к гастроэнтерологическим медицинским изделиям."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 марта 2021 г. N Ф01-355/21 по делу N А28-209/2020