г. Киров |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А28-209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика: Смирновой Д.С., действующей на основании доверенности от 01.06.2020 N 04/146,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Пермской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2020 по делу N А28-209/2020
по иску Пермской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"
(ИНН: 5902703018, ОГРН: 1025900000741)
к Государственному учреждению - Кировскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920)
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, обязании выполнить действия,
УСТАНОВИЛ:
Пермская краевая организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - далее - Истец, Организация) обратилась с иском в Арбитражный суд Кировской области к Государственному учреждению - Кировскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Ответчик, Фонд, Отделение) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта от 05.11.2019 N 09/376 на поставку технических средств реабилитации - подгузников для обеспечения детей-инвалидов в 2019; обязании принять подгузники в количестве 35 000 штук и произвести оплату в размере 352 440 руб.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2020 в иске отказано.
Организация с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт в силу следующего.
Суд первой инстанции допустил неверное толкование норм законодательства об охране здоровья граждан, законодательства о социальной защите и законодательства о контрактной системе, сделав не объясненный с правовой точки зрения переход от Федерального закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" к Федеральному закону от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Действующее законодательство не содержит ни одной прямой или отсылочной нормы, ни одного компетентного разъяснения правовых норм, которые позволяли бы относить все технические средства реабилитации к медицинским изделиям. Так же нет ни одного правового обоснования для корреспондирования норм Федерального закона N 181-ФЗ в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации со статьями 36, 38, 40 Федерального закона N 323-ФЗ. Также нет никаких правовых обоснований для применения приказа Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий".
Подгузники в обязательном порядке как медицинские изделия должны закупаться только в одном случае - при обеспечении паллиативных больных в соответствии с Приказом Минздрава России от 10.07.2019 N 505н.
В остальных случаях - на усмотрение Заказчика.
Понятие медицинской реабилитации детей раскрыто в Приказе Минздрава России от 23.10.2019 N 878н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей" (то обстоятельство, что данный приказ вступит в действие с 01.01.2021, не исключает возможности прочитать его для понимания существа правоотношения).
Таким образом, ФСС не может осуществлять медицинскую реабилитацию инвалидов и обеспечивать инвалидов изделиями для медицинской реабилитации.
Утверждение Фонда о том, что дети-инвалиды должны обеспечиваться только подгузниками - медицинскими изделиями, потому что подгузники им рекомендованы по медицинским показаниям, не обосновано с правовой точки зрения, что подтверждается также исполнением Организацией 20 контрактов за 2019- 2020 с региональными отделениями ФСС, по 19 из которых поставлялись подгузники торговой марки "Гузики".
У Организации не имеется оснований полагать, что Фонд сформировал аукционную документацию так, чтобы под требования, изложенные в описании объекта закупки, подпадал только товар одного конкретного производителя, что запрещено в силу пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Указаний на то, что подгузники используются для медицинской реабилитации, нет ни в контракте, ни в аукционной документации.
Таким образом, в отсутствии оснований предполагать в отношении регионального отделения Фонда как заказчика вероятность злоупотребления правом, а также исходя из требований технического задания и проекта контракта, Поставщик предложил товар, полностью соответствующий требованиям документации об аукционе.
При этом в решении УФАС по Кировской области от 13.01.2020 N РНП-043/06/104-972/2019 прямо указано, что из документации по закупке не следует, что товар приобретался для применения в медицинских целях и TCP предназначены для медицинской реабилитации. В действиях Организации признаков недобросовестности не обнаружено. Данный документ суд первой инстанции не оценил.
Таким образом, Организация считает, что решение от 14.08.2020 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Фонд представил отзыв на жалобу, в котором против доводов Истца возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.09.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.09.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Организация явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда 12.11.2020 не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Истца.
В судебном заседании апелляционного суда 12.11.2020 представитель Фонда изложил свою позицию по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2020 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что у Фонда не имелось оснований для отказа в приемке товара и одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, Организация обратилась с соответствующим иском в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь статьями 309, 310, 450.1, 454, 456, 464, 469, 484, 525, 526, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны и здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила N240), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду, приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий", "Требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике" решения Евразийского экономического сообщества от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", Правилами государственной регистрации медицинских изделий (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416; далее - Правила N 1416), требования Истца признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя Ответчика, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом (параграф 4 главы 30 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд"), применяются иные законы.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 статьи 454 ГК РФ к договору поставки товаров для государственных нужд применяются положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 "Общие положения о купле-продаже", если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии со статьей 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 484 ГК РФ покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Согласно статье 1 Закона N 181-ФЗ инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (статья 10 Закон N 181-ФЗ).
Согласно статье 9 Закона N 181-ФЗ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации.
Основным механизмом осуществления всех реабилитационных мероприятий, установленных государством, является индивидуальная программа реабилитации инвалида, разрабатываемая федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы.
Статьей 11.1 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации.
Правилами N 240 предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется уполномоченным органом - территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р и приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86н подгузники для детей-инвалидов являются техническим средствами реабилитации.
Информация об абсорбирующем белье и подгузниках содержится в пункте 22 раздела "Технические средства реабилитации" распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.
В соответствии с приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" технические средства реабилитации инвалидов (подпункт 13.7 "Средства ухода персональные адаптированные" пункта 13 "Реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия" приложения N 1) относятся к медицинским изделиям.
Согласно приложению N 1 "Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам" приказа Минздрава России от 06.06.2012 N 4н классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На сайте Росздравнадзора в разделе "Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам" (http://www.roszdravnadzor.ru/services/mi_reesetr) содержится информация о наличии, в соответствии с подпунктом 13.7 "Средства ухода персональные адаптированные" пункта 13 "Реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия" приложения N 1 приказа Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, кода 233160 "Подгузники детские" с описанием "одноразовое нижнее белье (пеленки или подгузника), состоящее из абсорбирующего материала и носится между ног, используется для сбора мочи и фекалий младенца или ребенка с недержанием. Это изделие одноразового использования".
Также на сайте Росздравнадзора в разделе "Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий" (http://www.roszdravnadzor.ru/services/misearch) содержатся сведения о выданных регистрационных свидетельствах на медицинские изделия, в том числе и на подгузники детские по коду 233160.
Кроме того, согласно разделу 18 "Требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике" решения Евразийского экономического сообщества от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" подгузники также относятся к санитарно-гигиеническим изделиям, предметам для ухода за больными и входят в перечень изделий медицинского назначения.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований и т.д. (часть 1 статьи 38 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ об охране здоровья, на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 1416 государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1416 документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.
На основании пункта 4 статьи 469 ГК РФ стороны могут установить повышенные требования к качеству товара по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке. Кроме того, как верно обратил внимание ответчик, ссылка на указанные ГОСТ и регламент были использованы с целью описания требований к составу, маркировке конструкции, упаковке, безопасности подгузников, которые не установлены отдельно для подгузников, относящихся к медицинским изделиям.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу статьи 464 ГК РФ, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
На основании пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ответчик (заказчик) и Истец (поставщик) заключили государственный контракт от 05.11.2019 N 09/376 (идентификационный код закупки 1914348004467434450100100241911722323) на поставку технических средств реабилитации - подгузников для обеспечения детей-инвалидов в 2019 году, по условиям которого поставщик обязуется поставить получателю товар с доставкой по месту жительства получателя, в том числе доставкой почтой, или в пунктах выдачи технических средств реабилитации, организованных поставщиком в г. Кирове, в количестве, комплектности и качестве, предусмотренных спецификацией, а заказчик обязуется оплатить фактически поставленный поставщиком товар получателю в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 2.1 контракта).
В спецификации (приложение N 1 к контракту) стороны согласовали описание объекта закупки (качественные, технические и функциональные характеристики), в том числе: подгузники должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических условий для детей-инвалидов с нарушениями функций выделения; анатомическая форма детского подгузника должна соответствовать развертке нижней части торса тела ребенка с дополнительным увеличением площади на запах боковых частей и обеспечивать максимальную свободу движений ребенка и комфорт; сырье и материал для изготовления подгузников должны быть разрешены к применению Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Значения показателей, указанные заказчиком как ссылка на ГОСТ - не изменяются.
Подгузники должны соответствовать разделу 5 спецификации "Технические требования" согласно ГОСТ Р 52557-2011 "Подгузники детские бумажные. Общие технические условия".
Подгузники должны соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков".
В спецификации определено также, что в соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, приказом Министерства труда и социальной защиты от 13.02.2018 N 86н утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р. В соответствии с данной классификацией и разделом 4 ГОСТ Р 52557-2011 предметом закупки являются подгузники: для детей весом до 20 кг (значения показателей не изменяются); для детей весом свыше 20 кг (значения показателей не изменяются); для детей весом до 9 кг (значения показателей не изменяются).
В соответствии с пунктом 2.2 контракта поставщик гарантирует, что поставляемый в соответствии с контрактом товар свободен от прав третьих лиц. Товар должен быть новым, то есть не бывшим в употреблении, не прошедшим ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств. Товар, не соответствующий указанным требованиям, считается не поставленным.
В пункте 3.1 контракта определена цена контракта - 352 440 руб., НДС не облагается, количество товара 33 500 штук.
Расчет между сторонами осуществляется после представления поставщиком счета (счета-фактуры, универсального передаточного документа), оформленных надлежащим образом финансовых документов в соответствии с пунктом 3.2 контракта и подписания поставщиком и заказчиком акта поставки товар (пункт 3.3 контракта).
Согласно пункту 3.4 контракта оплата производится по безналичному расчету в течение 15 рабочих дней с даты получения и подписания заказчиком документов, указанных в пункте 3.3 контракта.
Пунктом 6.1.9 контракта предусмотрено, что поставщик обязан обеспечить наличие товара - 100% от общего объема товара, в пункте выдачи технических средств реабилитации, либо в пункте хранения товара, организованного поставщиком в г. Кирове, не позднее 4 дней после заключения контракта.
В силу пункта 6.1.10 контракта поставщик обязан в срок не позднее 4 дней после заключения контракта в пункт выдачи технических средств реабилитации либо в пункт хранения товара, организованного поставщиком, предоставить для возможности осуществления заказчиком проверки товара на соответствие комплектности, качеству и прочим условиям контракта: товар; заверенную поставщиком копию действующего регистрационного удостоверения, выданного в соответствии с законодательством, заверенную поставщиком копию сертификата либо декларацию соответствия на поставляемый товар (в случае, если на поставляемый товар в соответствии с законодательством Российской Федерации оформление таких документов является обязательным).
Пунктом 6.3.2 контракта предусмотрена обязанность заказчика предоставить поставщику сведения (реестр) о получателях, которым заказчиком выданы направления на обеспечение техническими средствами реабилитации, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня подписания заказчиком акта проверки товара в соответствии с пунктом 7.3 контракта.
На основании пункта 7.2 контракта при осуществлении проверки товара заказчик проверяет: соответствие поставляемого товара по количеству, комплектности и качеству требованиям, установленным спецификацией и другим условиям контракта; наличие документов (заверенная поставщиком копия декларации о соответствии либо сертификата соответствия (в случае, если на поставляемый товар необходимо оформление указанных документов); заверенная поставщиком копия действующего регистрационного удостоверения (в случае, если на поставляемый товар необходимо оформление указанных документов); правил и условий эффективного и безопасного использования товара на русском языке; иные документы по требования заказчика, подтверждающие качество товара); соответствие поставляемого товара иным предусмотренным контрактом требованиям.
Согласно пункту 7.3 контракта по результатам проверки товара, в срок не более 3 рабочих дней, составляется акт проверки товара, который подписывается заказчиком.
В случае если товар признан соответствующим по комплектности и качеству, заказчик выдает направление на получение товара получателю (пункт 7.4 контракта).
В случае обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий условиям контракта, а также документам, удостоверяющим качество продукции, проверка товара приостанавливается и составляется письменное уведомление, в котором фиксируется характер выявленных дефектов (пункт 7.5 контракта).
Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, в том числе по взаиморасчетам. При этом окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий контракта (пункт 5.1 контракта).
Пунктом 13.5 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
09.11.2019 Истец направил в адрес Ответчика уведомление о поставке товара, пригласил на приемку товара 12.11.2019 в 09.00 по адресу: г. Киров, ул.Сурикова, 10.
Вместе с товаром представлен сертификат соответствия N РОСС CN.AД77.Н02324, срок действия с 13.06.2018 по 12.06.2021, наименование продукции: детские одноразовые подгузники, марка "Гузики", детские одноразовые подгузники-трусики, марка "Гузики"; соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ Р 52557-2011 (пп. 5.3-5.5, 5.8, 5.10, 5.11.2 табл. 2 (показ. 2-3), изготовитель: Китай; сертификат выдан обществу с ограниченной ответственностью "Бонум" на основании протокола испытаний N 443-06/18-05-ИМ от 09.06.2018.
Представлено свидетельство о государственной регистрации N RU.74.50.11.012.Е.000027.08.16 от 02.08.2016, выданное Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области, согласно которому продукция: предметы личной гигиены для детей: одноразовые подгузники т.м. "Гузики" соответствуют ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", прошла государственную регистрацию, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации и использования в качестве одноразовых предметов личной гигиены для детей.
Представлена декларация о соответствии в отношении изделия санитарно-гигиенического разового использования для ухода за детьми: подгузники бумажные торговой марки "Гузики".
Ответчик направил в адрес Истца уведомление N 14-24/4309-7951 от 15.11.2019 с просьбой в течение 7 рабочих дней с момента получения уведомления представить копию регистрационного удостоверения.
В письме от 22.11.2019 N 360 Истец сообщил, что у поставщика отсутствует возможность исполнить требование заказчика о предоставлении регистрационного удостоверения, поскольку указанный в контракте товар не является медицинским изделием.
04.12.2019 Ответчик на основании пункта 13.5 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, связанных с непредставлением последним регистрационного удостоверения.
20.12.2019 Истец направил в адрес Ответчика письмо N 391, в котором поставщик указал, что при отнесении продукции к медицинским изделиям необходимо учитывать, что продукция должна соответствовать определению, содержащемуся в части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Поставленный в рамках контракта товар не соответствует этому определению. Истец просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, осуществить приемку товара и выдать реестры получателей.
Фонд на письмо от 20.12.2019 N 391 ответ в адрес Истца не направил, после чего Организация обратилась с иском в суд.
Между тем, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, установив, что действия Фонда при определении объекта закупки обусловлены необходимостью достижения заказчиком требуемых результатов (обеспечение помощи детям-инвалидам путем предоставления им указанных реабилитационных средств), определив, что заказчик, устанавливая в документации об электронном аукционе требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам, безопасности подгузников для детей-инвалидов, исходил из реальной потребности в указанном товаре, а также из медицинских показаний и перечня услуг по реабилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для отнесения предмета поставки по контракту к медицинским изделиям, признав правомерным требование Ответчика о наличии регистрационного удостоверения на подгузники.
Довод Истца об отсутствии в действующем законодательстве прямой или отсылочной нормы, компетентного разъяснения правовых норм, которые позволяли бы относить все технические средства реабилитации к медицинским изделиям, а также довод об отсутствии правового обоснования для корреспондирования норм Закона N 181-ФЗ со статьями 36, 38, 40 Закона N323-ФЗ и для применения приказа Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, апелляционный суд не принимает, так как, исходя из заявленных требований и обстоятельств исполнения сторонами условий контракта, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание названные Организацией нормы права.
При этом, как указал в жалобе сам Истец, подгузники в качестве медицинских изделий закупаются по усмотрению Заказчика.
Наличие в аукционной документации и в спецификации к контракту указания на необходимость соответствия подгузников требованиям ГОСТ Р 52557-20111 и Техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 007/2011, действие которых не распространяется на медицинские изделия, автоматически не свидетельствует о невозможности квалификации подгузников в качестве медицинских изделий.
16.10.2019 в ходе проведения процедуры закупки товара для нужд детей-инвалидов Ответчик дал разъяснения по запросу одного из участников электронного аукциона, в которых заказчик однозначно указал, что подгузники, с требуемыми в техническом задании характеристиками, используются в рамках реабилитационных мероприятий инвалидов, в том числе, в медицинских целях, вследствие чего являются изделиями медицинского назначения и подлежат обязательной государственной регистрации Росздравнадзора.
Данное разъяснение было опубликовано, поэтому Организация, подавая заявку на участие в аукционе, не могла не знать, что поставке подлежат именно медицинские изделия, на которые должно быть оформлено регистрационное удостоверение.
В связи с чем подлежит отклонению довод Истца об отсутствии указаний в контракте и в аукционной документации на то, что подгузники используются для медицинской реабилитации.
Поскольку регистрационное удостоверение на медицинское изделие Истец Ответчику так и не представил (акт проверки товара от 15.11.2019), то есть не выполнил условие контракта, Фонд в обоснованно принял решение об одностороннем отказе от контракта (пункт 13.5 контракта).
Ссылку Истца на решение УФАС по Кировской области от 13.01.2020 N РНП-043/06/104-972/2019 апелляционный суд отклоняет, поскольку в данном случае после одностороннего отказа Фонда от контракта рассматривался вопрос о включении Организации в реестр недобросовестных поставщиков, действия которой уполномоченный орган признал добросовестными, признав при этом, что о цели закупки подгузников Заказчик не указал в Информационной карте аукциона, а разъяснил позднее.
Ссылка Истца на приказ Минздрава России от 23.10.2019 N 878н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей", подлежит отклонению, так как при рассмотрении настоящего дела суды не могут руководствоваться документом, который вступит в действие только с 01.01.2021.
Довод Истца об исполнении Организацией 20 контрактов за 2019 - 2020 с региональными отделениями ФСС, по 19 из которых поставлялись подгузники торговой марки "Гузики", подлежит отклонению, так как данные поставки производились по иным контрактам, условия которых определялись заказчиками применительно к имеющимся у них требованиям к поставляемым товарам, что автоматически не может распространяться на контракт от 05.11.2019 N 09/376.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2020 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Организации по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Организация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.08.2020 по делу N А28-209/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пермской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ИНН: 5902703018, ОГРН: 1025900000741) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-209/2020
Истец: Пермская краевая организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"
Ответчик: ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ