г. Нижний Новгород |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А29-8414/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Водоканал" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А29-8414/2019 Арбитражного суда Республики Коми,
по иску открытого акционерного общества "Водоканал" (ИНН: 1108020501, ОГРН: 1101108000784)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом" (ИНН: 1108019351, ОГРН: 1091108000807)
о взыскании задолженности
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, публичное акционерное общество "Т Плюс"
и установил:
открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом" (далее - ООО "СК Ваш Дом") о взыскании 26 277 рублей 49 копеек задолженности за услуги по отпуску воды и приему сточных вод, оказанные с целью промывки систем отопления многоквартирных жилых домов в июне 2018 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и публичное акционерное общество "Т Плюс".
Суд первой инстанции решением от 05.06.2020 удовлетворил исковые требования, установив факт оказания услуг.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 02.10.2020 отменил решение и отказал в иске. При принятии судебного акта апелляционная инстанция исходила из того, что нормативы потребления коммунальной услуги по водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Коми включают работы по промывке инженерных систем отопления, поскольку утверждены после внесения изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Суд пришел к выводу об отсутствии у истца правовых оснований отдельно довзыскивать стоимость платы за проведение спорных работ.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда апелляционной инстанции, истец обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение от 05.06.2020.
Заявитель жалобы считает, что объем холодной воды, затраченной на работы по промывке сетей отопления жилищного фонда, не входит в норматив потребления коммунальной услуги по водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Истец обращает внимание окружного суда на то, что объем холодной воды, необходимой для промывки системы отопления, в несколько раз превышает объем разового заполнения всей системы водой и, таким образом, превышает соответствующий норматив потребления.
Лицо, подавшее жалобу, полагает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований считать не действующим договор от 01.06.2011 N 232, поскольку обязательства по нему не были исполнены в полном объеме. Заключение договора ресурсоснабжения от 01.01.2017 N 06/17 не влечет прекращения обязательств по иному договору, заключенному сторонами ранее. Кроме того, в договоре ресурсоснабжения не предусмотрено водоотведение в связи с отсутствием утвержденных тарифов, необходимость которого обуславливается промывкой систем после отопительного сезона 3-5 раз.
Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
ООО "СК Ваш Дом" представило в окружной суд письменный отзыв, в котором отклонило доводы кассационной жалобы истца и просило оставить постановление суда апелляционной инстанции, принятое в рамках настоящего дела, без изменения, как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предметом исковых требований ОАО "Водоканал" явилось взыскание с ООО "СК Ваш Дом" задолженности по оплате услуг по поставке холодной воды для промывки внутридомовых систем отопления в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании у ответчика, оказанных в июне 2018 года.
Предъявляя иск, ОАО "Водоканал" указало на заключение с ООО "СК Ваш Дом" договора от 01.06.2011 N 232, по условиям которого истец (предприятие) обязался подавать абоненту для проведения работ по промывке внутридомовых систем отопления жилых домов, обслуживаемых последним, питьевую воду через присоединенную сеть от водопровода предприятия и принимать сточные воды в канализацию предприятия, а ответчик (абонент) - оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора. Перечень многоквартирных домов для проведения соответствующих работ стороны согласовали в приложении 1 к договору.
Из материалов дела также следует, что ООО "СК Ваш Дом" письмом от 28.05.2019 N 363 уведомило ОАО "Водоканал", что договор N 232 является недействующим с 01.01.2017, в связи с заключением договора ресурсоснабжения от 01.01.2017 N 06/17, по условиям которого истец обязался подавать в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ответчика, для предоставления конечным потребителям коммунальной услуги, потребляемой в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, коммунальный ресурс - холодную питьевую воду.
Факт подачи холодной воды ООО "СК Ваш Дом" не оспаривает.
Ответчик не оплатил поставленные ему для промывки инженерных систем жилого фонда энергоресурсы, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (подпункт "д" пункта 2); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж" пункта 2); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5); внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6).
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В пункте 29 Правил N 491 установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определяют, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств (раздел 2).
В соответствии с подпунктом 3 пункта "д" приложения N 4 к Правилам N 170 работы по содержанию жилых домов, в том числе, промывка и опрессовка системы центрального отопления, выполняются организацией по обслуживанию жилого фонда.
В пункте 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, а также в пункте 5.2.10 Правил N 170 предусмотрено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды.
Согласно пунктам 18 и 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку систем отопления; промывку систем водоснабжения и теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Следовательно, ответчик, как управляющая организация, обязан организовать промывку системы отопления, которая необходима для надлежащего функционирования внутридомовой системы отопления, с целью оказания коммунальной услуги надлежащего качества.
В структуру платы за жилое помещение для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 156 данного Кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу подпункта "а" пункта 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Таким образом, по общему правилу расходы, связанные с необходимостью содержания в надлежащем состоянии общего имущества жилого многоквартирного дома, управляющая организация несет за счет собираемой с собственников помещений жилого многоквартирного дома платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом многоквартирном доме.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, исходя при этом из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи. Исключительные полномочия по оценке доказательств имеются только у судов первой и апелляционной инстанций.
В рассмотренном случае суд установил, что в управлении ответчика находятся жилые многоквартирные дома, в которых в спорном периоде проводились работы по промывке систем отопления после окончания отопительного сезона.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что объем ресурса на промывку инженерных сетей уже включен в норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, электроснабжения, нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, определен Правилами N 306.
Так, в пункте 2 упомянутых Правил установлено, что норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме представляет собой определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 306 в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно 26 Правил N 306 в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
В пункте 29 упомянутых Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Данная редакция настоящего пункта Правил N 306 введена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498. В соответствии с пунктом 4 указанного постановления внесенные им изменения вступают в силу с 01.01.2017, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Нормативы потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Коми утверждены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22.05.2017 N 24/2-Т.
Нормативы, указанные в данном приложении, подлежали применению с 01.06.2017, и использовались в расчетах между сторонами.
В письме от 24.12.2019 N 19.20.10/6214 Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства республики Коми указало, что указанные нормативы были рассчитаны в соответствии с Правилами N 306 в приведенной редакции и с учетом коммунальных ресурсов на промывку внутридомовых инженерных систем жилого фонда.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что нормативы, утвержденные для целей содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми, были рассчитаны с учетом коммунальных ресурсов, отпускаемых на промывку внутридомовых инженерных систем, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для отдельного взыскания платы за промывку инженерных сетей.
Позиция истца по существу спорных правоотношений являлась предметом рассмотрения в апелляционной инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Выводы суда не противоречат положениям законодательства, подлежащего применению в рамках рассмотренного спора.
Суд округа не установил фактов нарушения или неправильного применения норм процессуального права, которые могли привести к принятию судом апелляционной инстанции неправильного постановления.
Оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не допустил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А29-8414/2019 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно 26 Правил N 306 в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
В пункте 29 упомянутых Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Данная редакция настоящего пункта Правил N 306 введена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498. В соответствии с пунктом 4 указанного постановления внесенные им изменения вступают в силу с 01.01.2017, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2021 г. N Ф01-15922/20 по делу N А29-8414/2019