г. Киров |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А29-8414/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Дубровской Е.В., по доверенности от 06.08.2020,
ответчика - Котляровой О.И., директора; Юлдашевой И.В., по доверенности от 16.03.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом", ИНН 1108019351, ОГРН 1091108000807
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2020 по делу N А29-8414/2019
по иску открытого акционерного общества "Водоканал" (ИНН 1108020501 ОГРН 1101108000784)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом" (ИНН 1108019351 ОГРН 1091108000807),
третьи лица: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, публичное акционерное общество "Т Плюс",
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом" (далее - Компания, ответчик, заявитель) 26 277 руб. 49 коп. задолженности по договору на оказание услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод для промывки систем отопления жилых домов от 01.06.2011 N 232 (далее - Договор) за июнь 2018 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Общества основаны на статьях 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент, третье лицо Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - Министерство), публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в соответствии с пунктом 29 Правил N 306, пунктом 19 Постановления Правительств РФ от 03.04.2013 N290 проведенные работы по промывке системы отопления жилых домов входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, поэтому расходы воды по промыве и опрессовке общедомовых инженерных сетей должны быть включены в норматив потребления коммунального ресурса (холодной воды). Также заявитель отмечает, что сторонами заключен договор ресурсоснабжения от 01.01.2017 N 06/17. Нормами действующего законодательства не предусмотрено заключение иных договоров на поставку коммунального ресурса (холодной воды) в целях использования при проведении управляющей организацией работ, необходимых для обеспечения надлежащею содержания общего имущества в МКД. Договор N 232 в спорный период являлся недействующим, суд удовлетворил незаконные требования истца, неправильно применив нормы материального права. На стороне истца возникло неосновательное обогащение, поскольку на ответчика возлагается обязанность выплатить денежные средства за одну и ту же услугу дважды. Разъясняя порядок определения нормативов потребления коммунальных ресурсов, в письме Министерство также сослалось на пункт 29 Правил N 306 и пункт 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, таким образом, Министерство подтвердило позицию ответчика. В письме от 24.12.2019 Министерство также сообщило, что в соответствии с пунктом 3 Правил N 306 разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Из письма Минстроя от 30.12.2016 N45099-АЧ/04 следует, что если в МКД потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком МКД. В судебных актах по делам NА29-3872/2016, NА29-3841/2017 рассматривались вопросы взыскания долга на оказание услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод для промывки систем отопления жилых домов за 2013-2016 годы, то есть за период, в который действовали иные нормы жилищного законодательства и вопрос о составе норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению решался иначе.
Истец в отзыве доводы заявителя отклонил, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция истца изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.07.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.07.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
01.06.2011 Водоканал и Компания (абонент) заключили Договор, по условиям которого истец обязался подавать абоненту питьевую воду через присоединенную сеть от водопровода предприятия и принимать сточные воды в канализацию предприятия, а абонент обязался оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями Договора.
Объекты, на которых будут проводиться работы по промывке внутридомовых систем отопления жилых домов, согласованы в приложении N 1 к Договору.
Договор действует с 01.06.2011 бессрочно (пункт 6.1 Договора).
Для оплаты оказанных по Договору услуг истец выставил ответчику счет-фактуру от 30.09.2018 N ВС000001910 на сумму 27 870 руб. 07 коп.
Акт выполненных услуг от 30.09.2018 подписан истцом в одностороннем порядке.
Претензиями от 18.04.2019 N 55, от 21.05.2019 N 63 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
В письме от 28.05.2019 N 363 (т. 1 л.д. 15) ответчик сообщил истцу, что Договор является недействующим с 01.01.2017 в связи с заключением договора ресурсоснабжения от 01.01.2017 N 06/17.
Ответчик направил истцу уведомление от 18.05.2019 N 364 о прекращении действия Договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В материалы дела представлен договор ресурсоснабжения от 01.01.2017 N 06/17, по условиям которого истец обязуется подавать ответчику коммунальный ресурс - холодную (питьевую) воду, для предоставления потребителю коммунальной услуги, потребляемой в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, на объекты - многоквартирные дома, находящиеся в управлении Компании.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьями 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила N 491), в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (подпункт "д" пункта 2); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж" пункта 2); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5); внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6).
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В пункте 29 Правил N 491 установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, определяют, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств (раздел 2).
В соответствии с подпунктом 3 пункта "д" приложения N 4 Правил N 170 работы по содержанию жилых домов, в том числе, промывка и опрессовка системы центрального отопления, выполняются организацией по обслуживанию жилого фонда.
В пункте 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, а также в пункте 5.2.10 Правил N 170 предусмотрено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды.
Следовательно, ответчик, как управляющая организация, обязан организовать промывку системы отопления, которая необходима для надлежащего функционирования внутридомовой системы отопления, с целью оказания коммунальной услуги надлежащего качества.
В структуру платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу подпункта "а" пункта 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Таким образом, по общему правилу расходы, связанные с необходимостью содержания в надлежащем состоянии общего имущества жилого многоквартирного дома, управляющая организация несет за счет собираемой с собственников помещений жилого многоквартирного дома платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом многоквартирном доме.
Факт промывки систем отопления, соответственно, поставка истцом ресурса для промывки систем отопления в спорных домах, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Заявитель полагает, что расход воды для промывки системы отопления включен в состав норматива потребления коммунальной услуги водоснабжение.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, электроснабжения, нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее также - Правила N 306).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 306 в редакции, действующей на момент установления нормативов, нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 306 (в редакции, действовавшей на момент утверждения нормативов) в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. В пункте 26 упомянутых Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
В пункте 29 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно пунктам 18 и 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку систем отопления; промывку систем водоснабжения и теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Данная редакция названного пункта Правил N 306 введена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498. В соответствии с пунктом 4 указанного постановления, изменения, внесенные им, вступают в силу с 01.01.2017, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Коми утверждены Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства республики Коми от 22.05.2017 N 24/2-Т, то есть после внесения изменений в пункт 29 Правил N 306.
Истец не отрицает применение в отношениях с ответчиком именно этих нормативов.
При этом Министерство в письме от 24.12.2019 (т. 1 л.д. 151-152) также ссылается на пункт 29 Правил N 306 и пункт 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нормативы, утвержденные Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства республики Коми от 22.05.2017 N 24/2-Т, рассчитаны с учетом коммунальных ресурсов на промывку внутридомовых инженерных систем, и, как следствие, у суда отсутствовали основания для взыскания платы за промывку и удовлетворения иска.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Довод истца о том, что формула N 26 остается неизменной, не имеет правового значения.
На основании изложенного апелляционную жалобу ответчика следует удовлетворить, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по иску и по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.06.2020 по делу N А29-8414/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Водоканал" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Водоканал" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом" 3 000 руб. расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8414/2019
Истец: ОАО "Водоканал"
Ответчик: ООО "Сервисная Компания "Ваш Дом"
Третье лицо: Министерство Энергетики, Жилищно-Коммунального Хозяйства и Тарифов Республики Коми, ПАО "Т Плюс"