Нижний Новгород |
|
17 марта 2021 г. |
Дело N А79-401/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Александрова Е.Б. (доверенность от 09.10.2020 N 06-12056),
от администрации города Чебоксары Чувашской Республики:
Гаврилова С.Н. (доверенность от 28.12.2020 N 29/01-8166),
от акционерного общества "Дорэкс":
Шатохина Г.А. (доверенность от 01.09.2020 N 27)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
акционерного общества "Дорэкс" и
администрации города Чебоксары Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020
по делу N А79-401/2020
по иску Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: 1659053849, ОГРН: 1041628218763)
к акционерному обществу "Дорэкс"
(ИНН: 2130018010, ОГРН: 1072130006563),
муниципальному образованию "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики
(ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037)
о возмещении убытков в равных долях,
по встречному иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики
к акционерному обществу "Дорэкс"
об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (ИНН: 2130034974, ОГРН: 1082130001788),
и установил:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к акционерному обществу "Дорэкс" (далее - АО "Дорэкс", Общество) об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель площадью 70 093 квадратных метра на земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:030312:1, 21:01:030312:109, 21:01:030312:2562, 21:01:030312:2565, 21:01:030312:2567, 21:01:030312:2568, 21:01:030312:97, 21:01:030312:8475 в течение трёх месяцев с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда и об обязании после разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель на указанных земельных участках в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
На основании искового заявления Администрации Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии возбуждено дело N А79-401/2020.
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к муниципальному образованию "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" в лице Администрации и Обществу о взыскании 72 896 720 рублей в равных долях в целях возмещения вреда, причинённого почве как объекту охраны окружающей среды.
Исковое заявление Управления принято судом к производству, возбуждено дело N А79-582/2020.
Определением суда от 18.03.2020 указанные дела объединены в одно производство, делу присвоен N А79-401/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2020 иск Управления удовлетворен частично. С Общества в пользу Управления взыскано 28 037 200 рублей в возмещение вреда, причинённого почве как объекту охраны окружающей среды. С Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Управления взыскано 28 037 200 рублей в целях возмещения вреда, причинённого почве как объекту охраны окружающей среды. В удовлетворении иска Администрации отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, порядок проведения отбора контрольной и фоновых проб нарушен, поэтому использование полученных результатов исследования для расчета размера ущерба неправомерно; доказательства совершения истцом на обследуемую территорию рекогносцировочного выезда в соответствии с пунктом 4.2 ГОСТа 17.4.4.02-2017 не представлены; представленные документы не позволяют сделать вывод о размере пробных площадок и количестве точечных проб, отобранных экспертом; площадь загрязнения установлена неверно; в точках отбора N 2 и 3 был отобран смёт, а не почва. Таким образом, заявитель полагает, что факт загрязнения почвы достоверно не подтвержден.
Администрация также посчитала незаконными принятые судебные акты и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили ГОСТ 17.4.4.02-84, ГОСТ 17.4.3.01-83. Администрация указывает на отсутствие доказательств совершения истцом на обследуемую территорию рекогносцировочного выезда, отмечает, что при отборе проб брались пробы не почвы, а смёта, в связи с чем нельзя считать установленным загрязнение почвы. Заявитель обращает внимание на то, что взыскание ущерба с Администрации за счет казны муниципального образования в бюджет муниципального образования не повлечет в данном случае достижения цели предъявленного Управлением иска.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны их представителями в судебном заседании.
Управление в отзывах на кассационные жалобы и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в них доводов, просили оставить жалобы без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без его участия.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы Общества откладывалось на 15.03.2021.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, приказом Управления утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:030312:97, 21:01:030312:109, 21:01:030312:2562, 21:01:030312:2565, 21:01:030312:2567, 21:01:030312:2568, 21:01:030312:5911.
В ходе осмотра сотрудниками Управления установлено, что на перечисленных земельных участках осуществляется складирование отходов от зимней уборки улиц города Чебоксары, мусора и смёта уличного, о чем составлен акт от 11.04.2019 N 06-07.
В письме от 17.04.2019 N 01-14/298 АО "Дорэкс" сообщило Управлению, что им осуществлялась деятельность по размещению снега и мусора от уборки улиц города Чебоксары на основании контракта на содержание дорог общего пользования местного значения в границах городского округа от 29.12.2018 N Ф.2018.672913, заключенного с МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства". Место под складирование снега определено в пункте 3.2 постановления Администрации от 23.11.2018 N 2265 "О содержании территории города в зимний период 2018-2019 годов". В период с 01.11.2018 по 16.04.2019 АО "Дорэкс" завезло более 290 тыс. кубометров снега и 8032 тонны смёта уличного. При этом Общество отношения к выбору земельного участка не имеет.
Согласно постановлениям Администрации от 22.03.2017 N 719 и от 03.11.2018 N 2265 территорией для складирования снега и смета, образующегося в результате уборки дорог и тротуаров города Чебоксары, определено место в районе кольцевой развязки у очистных сооружений завода ОАО "Промтрактор" по проспекту Тракторостроителей города Чебоксары. Пунктом 2 этого постановления АО "Дорэкс" предписано обеспечить организацию вывоза и складирования смёта в названное место временного складирования смета.
В соответствии с контрактами от 28.12.2017 N Ф.2017.572191 и от 29.12.2018 N Ф.2017.572191, заключенными между МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" (заказчик) и АО "Дорэкс" (подрядчик), заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по текущему содержанию городских дорог с элементами обустройства и остановок общественного транспорта города Чебоксары согласно техническому заданию. Контрактами предусмотрена обязанность АО "Дорэкс" по уборке улиц, тротуаров в течение всего года, вывоз мусора, смета и снега. В соответствии с пунктом 3.1.4 контрактов на подрядчика возлагается обязанность обеспечить соблюдение на месте выполнения работ всех необходимых мер по пожарной безопасности, технике безопасности, охране окружающей среды.
Сотрудники Управления в присутствии представителей АО "Дорэкс" и МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" и с участием работников филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" 18.04.2019 произвели осмотр территории, на которой осуществляется складирование снега, отходов и мусора от уборки улиц города Чебоксары - в 105 метрах по направлению на юг от дома N 109 по проспекту Тракторостроителей в городе Чебоксары.
По результатам осмотра составлен протокол от 18.04.2019 N 11-18, согласно которому площадка состоит из восьми земельных участков. В день осмотра АО "Дорэкс" осуществляло размещение смёта уличного с использованием автомобильного транспорта. Площадка под размещение отходов не огорожена. Изоляция, предотвращающая возможное негативное воздействие на почву, отсутствует. Сооружения для очистки сточных и талых вод не установлены. Площадь земельного участка, на котором размещены отходы, составила 7,0093 гектара.
В ходе осмотра произведен отбор проб как отходов, размещенных на указанной территории (для определения их классов опасности и компонентного состава), так и почвы, на которой размещены отходы. Кроме того, произведен отбор фоновой пробы почвы с территории, на которой отходы отсутствуют.
Об отборах проб почвы и отходов составлены акты от 18.04.2019 N 24 и 25 с приложением карты-схемы с указанием географических координат. В тот же день пробы доставлены в испытательную лабораторию филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", где произведен анализ проб отходов и почвы.
Согласно протоколу токсичности отхода от 23.04.2019 N 183/04/04-Г данная проба смёта уличного не оказывает острого токсичного воздействия и относится к V классу опасности.
В соответствии с протоколом количественного химического анализа почвы от 23.04.2019 N 183/04/03-Г массовая концентрация нефтепродуктов, содержащихся в почве, отобранной с места размещения отходов, превышает концентрацию нефтепродуктов в фоновых пробах в 3,6 раза (усредненное значение от превышения от 2,8 до 4,4 раза). Кроме того, в отличие от фоновых проб в почве, расположенной на занятой отходами территории, выявлено наличие свинца, меди, никеля, цинка, марганца.
Постановлением Управления от 29.07.2019 N 11-59 Администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 400 000 рублей. Управление пришло к выводу о том, что Администрацией не приняты меры по выполнению требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия, в частности, на территории, выделенной для складирования снега, мусора и смёта уличного, отсутствует изоляция, предотвращающая негативное воздействие на окружающую среду.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 06.09.2019 АО "Дорэкс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов от уборки улиц города Чебоксары.
В обоих случаях основанием для привлечения к административной ответственности послужили те же результаты осмотров, анализов проб почв, что и в настоящем споре.
По заявкам Управления и по результатам анализа проб отходов и почвы, отобранных в апреле, мае 2019 года, заместителем директора филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" составлено экспертное заключение от 25.10.2019 N 33, в котором установлено превышение концентраций загрязняющих веществ (нефтепродукты, никель, свинец, железо) вследствие размещения снега, отходов от уборки улиц и дорог на указанной территории.
Согласно заключению эксперта размер причиненного вреда от загрязнения почвы, исчисленный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей охраны среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2011 N 238, составил 72 896 720 рублей.
Направленная Обществу претензия от 07.11.2019 о добровольном возмещении вреда оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13, 42, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4, 34, 39, 51, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 1, 21 Федерального закона от 30.05.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьями 12, 51 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ГОСТом 17.4.3.01-2017 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб" (введен в действие приказом Росстандарта от 01.06.2018 N 302-ст), ГОСТом 17.4.4.02-2017 "Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.04.2018 N 202-ст), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии частично удовлетворил иск Управления, признав доказанным факт причинения ответчиками вреда окружающей среде, и отказал в удовлетворении требования Администрации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для их удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 4 Закона N 7-ФЗ объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 30.05.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании пунктов 1, 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - Методика N 238).
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7 Постановления N 49).
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что определенное постановлениями Администрации от 22.03.2017 N 719 и от 03.11.2018 N 2265 место складирования снега на территории города Чебоксары не отвечало требованиям для осуществления такого рода деятельности, что подтверждает противоправный характер действий Администрации, повлекших причинение вреда окружающей среде.
Суды правомерно указали, что АО "Дорэкс", исполняя контракты от 28.12.2017 N Ф.2017.572191 и от 29.12.2018 N Ф.2017.572191, не могло не знать о требованиях природоохранного, земельного законодательства и несоответствии предоставленного земельного участка для складирования снега вышеперечисленным нормам.
Факт причинения вреда, причинно-следственная связь между действиями ответчиков и наступившим вредом судами установлен и подтвержден актом осмотра от 11.04.2019 N 06-07, фототаблицами, протоколом осмотра от 18.04.2019 N 11-18 с видеозаписью, актами отбора проб от 18.04.2019 N 24 и 25, протоколом количественного химического анализа почвы от 23.04.2019 N 182/04/03-Г, заключением от 23.04.2019 к протоколу N 182/04/03-Г, заключением эксперта от 25.10.2019 N 33, а также вступившими в силу постановлениями о привлечении Администрации и АО "Дорэкс" к административной ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей природной среды.
Судами также установлено и материалами дела подтверждается, что площадь земельного участка, подвергшегося загрязнению, определена путем математических расчетов посредством ее измерения GPS навигатором Garmin Montana 650 N 1044005 и лазерным дальномером BOSCH N 10640058 и только по границам участков, на которых непосредственно складировались отходы.
Доказательств, достоверно подтверждающих, что при расчете размера ущерба следовало исходить из иной площади земельного участка, в материалы дела не представлено.
Отбор проб производился в соответствии с ГОСТом 17.4.3.01-2017 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб" (введен в действие приказом Росстандарта от 01.06.2018 N 302-ст), ГОСТом 17.4.4.02-2017 "Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" (введен в действие приказом Росстандарта от 17.04.2018 N 202-ст), ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 "Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления".
Доказательств нарушения названных нормативных документов при отборе проб материалы дела не содержат.
Размер вреда, причиненного загрязнением почвы, судами проверен и признан обоснованным в сумме 56 074 400 рублей. Расчет вреда произведен в соответствии с Методикой N 238 и с учетом результатов исследования проб, полнота и объективность которых материалами дела подтверждена и заявителями жалоб документально не опровергнута.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Управления в обжалуемой части.
Доводы заявителей, приведенные в кассационных жалобах, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не опровергают сделанные судами выводы и не свидетельствуют о нарушении ими норм права.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы АО "Дорэкс", подлежат отнесению на заявителя.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Администрации не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу N А79-401/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы акционерного общества "Дорэкс" и администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы акционерного общества "Дорэкс", отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7 Постановления N 49).
...
Отбор проб производился в соответствии с ГОСТом 17.4.3.01-2017 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб" (введен в действие приказом Росстандарта от 01.06.2018 N 302-ст), ГОСТом 17.4.4.02-2017 "Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" (введен в действие приказом Росстандарта от 17.04.2018 N 202-ст), ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 "Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2021 г. N Ф01-166/21 по делу N А79-401/2020