Нижний Новгород |
|
18 марта 2021 г. |
Дело N А39-15029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
при участии представителя
от истца: Кочерговой Е.П. (доверенность от 26.05.2020 N 3)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020
по делу N А39-15029/2019 Арбитражного суда Республики Мордовия
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
(ИНН: 1326134322, ОГРН: 1021300975387)
к обществу с ограниченной ответственностью "Заря"
(ИНН: 1323000088, ОГРН: 1151323000058)
о взыскании субсидии
и установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Заря" (далее - ООО "Заря", Общество) о взыскании необоснованно полученной субсидии в сумме 865 806 рублей 84 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.06.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Министерство не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно истолковал нормы материального права. По его мнению, условие предоставления субсидии о соответствии качества семян сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" распространяется на все посевы получателя субсидии, включая пересев. Использование ответчиком семян, не соответствующих указанным требованиям, подтверждено материалами дела и является основанием для возврата выданной субсидии.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Общество заявило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью его представителя.
Рассмотрев данное ходатайство, суд кассационной инстанции счел его подлежащим отклонению, так как неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Невозможность явки в суд одного представителя не лишает юридическое лицо возможности направить для участия в судебном процессе другого представителя.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в целях реализации Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 N 404, принят Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 N 95.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, а также на основании представленных в Министерство документов на оказание поддержки в области растениеводства Обществу предоставлена субсидия в сумме 895 086 рублей 84 копеек (платежное поручение от 18.03.2019 N 186034).
Согласно пункту 2.1.7 Соглашения от 18.02.2019, заключенного между Министерством (главный распорядитель) и Обществом (получатель субсидии), получатель субсидии принял на себя обязательства по итогам сева в срок не позднее 30 июня текущего года представлять в Министерство заверенные получателем субсидии копии подтверждающих соответствие качеству семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", протокол испытания на семена собственного производства, сертификат сортовой идентификации или протокол или протокол испытания с актом апробации на покупные семена, удостоверение о кондиционности при импорте семян из стран Содружества независимых государств.
В силу пункта 2.1.6 Соглашения от 18.02.2019 получатель субсидии обязуется обеспечить возврат субсидии в республиканский бюджет за нарушение условий, целей и Порядка предоставления субсидии в случаях, порядке и сроки, установленные пунктом 18 Порядка представления субсидии.
В установленный срок ответчик представил отчет о выполнении плана посевных площадей под урожай текущего года за 2019 год, акты расхода семян и посадочного материала. Согласно акту расхода семян от 13.05.2019 на посев 605 га яровой пшеницы "Йолдыз" РС-2 потрачено 121 000 кг семян, а в качестве документа, подтверждающего качество семян представлен протокол испытаний от 12.04.2019 N 541-544 на партию семян 80 тонн. По акту расходов семян от 13.05.2019 на посев 498 га ячменя "Раушан" РС-2 было потрачено 94 620 кг семян, а в качестве документа, подтверждающего качество семян, представлен протокол испытаний от 12.04.2019 N 545-548 на партию 90 тонн. При посеве семян ответчиком было использовано 41 тонна семян яровой пшеницы "Йолдыз" РС-2 и 4620 кг семян ячменя "Раушан" РС-2, не соответствующих требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".
Кроме того, согласно представленному ответчиком отчету о достижении показателя результативности "Количество приобретенных минеральных удобрений", данный показатель выполнен лишь на 22 процента, а именно: вместо 64 тонн ответчиком приобретено 14 тонн, что является основанием для частичного возврата субсидии в бюджет.
Министерство 12.07.2019 направило Обществу претензию с требованием произвести возврат полученной субсидии в бюджет в связи с тем, что им не представлены в Министерство документы, подтверждающие качество семян яровой пшеницы "Йолдыз" РС-2 объемом 41 тонна и ярового ячменя "Раушан" РС-2 объемом 4,632 тонны.
Платежным поручением от 23.09.2019 N 104 ООО "Заря" возвратило субсидию частично, в сумме 30 000 рублей.
Отказ ответчика возвратить оставшуюся часть субсидии в размере 865 806 рублей 84 копеек послужил основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 21, 25, 27 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", пунктами 4.1.2 и 4.1.3 ГОСТа Р 52325-2005 от 23.03.2005, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.03.2005 N 63-ст, Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителя в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 N 95, Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу о нарушении ответчиком условий предоставления субсидии о соответствии качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" и удовлетворил иск.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, а также статьями 190, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. Суд пришел к выводу об отсутствии со стороны Общества нарушений условий предоставления субсидии и отказал Министерству в удовлетворении иска.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителя в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 N 95 (далее - Порядок N 95), субсидии предоставляются с целью стимулирования производства продукции приоритетной подотрасли растениеводства.
В силу подпункта 7 пункта 5 Порядка N 95 (в редакции, действующей в момент выдачи субсидии и заключения Соглашения от 18.02.2019) условиями предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным и образовательным организациям являются, в том числе, соответствие качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".
На основании статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений и семян лесных растений определяется соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством. Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 13 Порядка N 95 по итогам сева в срок не позднее 30 июня текущего года получатели субсидий представляют в Министерство, в частности, копии документов, подтверждающих соответствие качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве": протокол испытания на семена собственного производства; сертификат сортовой идентификации или протокол испытания с актом апробации на покупные семена; удостоверение о кондиционности при импорте семян из стран Содружества независимых государств.
Согласно пункту 18 Порядка N 95 в случае выявления нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам обязательных проверок, проведенных Министерством и органом государственного финансового контроля, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю субсидий о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы незаконно полученной субсидии.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что ответчик в качестве документов, подтверждающего качество семян, представил протокол испытаний от 12.04.2019 N 541-544 на партию семян 80 тонн и протокол испытаний от 12.04.2019 N 545-548 на партию 90 тонн.
Суд проанализировал заявленный Обществом план посевных площадей, фактически засеянную площадь, количество заготовленных им семян и использованных для посева, с учетом нормы расходов семян на 1 гектар, и установил, что первоначально заготовленных Обществом семян было достаточно для засева площадей, предусмотренных пунктом 1.3 Соглашения от 18.02.2019.
Судом также установлено и материалам дела не противоречит, что из акта обследования посева и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 25.04.2019 N 7, следует, что гибель посевов произошла на площади 280 гектар. Чтобы произвести пересев указанных площадей, на которых произошла гибель посевов и в связи с истечением посевной, ответчик произвел досев указанных площадей из собственных запасов семян, на которые не представил документы на соответствие их требованиям ГОСТ.
При этом суд установил, что ООО "Заря", не производя досев погибших площадей и представив первоначальный отчет, выполнило бы формальные требования Соглашения от 18.02.2019 относительно качества семян и не имело оснований для возврата субсидии.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что добросовестные действия ООО "Заря" по досеву погибших посевов не могут расцениваться как нарушение правил предоставления субсидии даже в отсутствие на указанную часть посевного материала документов, подтверждающих их соответствие требованиям ГОСТ, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны Общества нарушений условий предоставления субсидии.
Установленные судом фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отказал Министерству в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А39-15029/2019 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений и семян лесных растений определяется соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством. Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 13 Порядка N 95 по итогам сева в срок не позднее 30 июня текущего года получатели субсидий представляют в Министерство, в частности, копии документов, подтверждающих соответствие качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве": протокол испытания на семена собственного производства; сертификат сортовой идентификации или протокол испытания с актом апробации на покупные семена; удостоверение о кондиционности при импорте семян из стран Содружества независимых государств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 марта 2021 г. N Ф01-517/21 по делу N А39-15029/2019