г. Владимир |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А39-15029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заря" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.06.2020 по делу N А39-15029/2019,
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью "ЗАРЯ" о взыскании субсидии в сумме 865 806 руб. 84 коп.,
при участии представителей: от ответчика (заявителя) - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом;
от истца - Кочерговой Е.П. по доверенности от 26.05.2020 N 3 сроком действия 1 год и диплому (до перерыва),
установил.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Заря" (далее - ООО "Заря") о взыскании необоснованно полученной субсидии в сумме 865 806 рублей 84 копейки.
Решением от 02.06.2020 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования. Взыскал с ООО "ЗАРЯ" в пользу бюджета Республики Мордовия субсидию на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в сумме 865 806 рублей 84 копейки. Взыскал с ООО "ЗАРЯ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 20 316 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЗАРЯ" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы указал на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора. Истец обратился в суд до истечения срока рассмотрения ответчиком претензии, кроме того требование о возврате субсидии от 12.07.2019 не может являться претензией.
ООО "Заря" указало, что Министерством не приведено ссылок на законы или на положения заключенного соглашения, согласно которым ответчик обязан вернуть субсидию при изложенных им обстоятельствах.
Также заявитель считает, что у Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия отсутствуют полномочия на обращение в суд с настоящим иском.
Ссылаясь на пункт 4 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 N 95 указал, что ключевыми словами служат "будут использоваться" в предложении:
"_ Поддержка в области растениеводства предоставляется при условии, что на посев при проведении агротехнологических работ использовались семена сельскохозяйственных культур_". Из указанного следует, что вначале посев с использованием семян соответствующих сельскохозяйственных культур, затем предоставление соответствующих документов, а после всего - предоставление субсидии. Таким образом, предоставление документов на качество семян после получения субсидии, не может рассматриваться в качестве нарушения условий получения субсидии.
Заявитель считает несостоятельной ссылку на статью 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", поскольку в ней не содержится критериев качества семян.
Семена запрещенных к использованию для посева приведенных в ГОСТе Р52325-2005 ответчиком не использовалось, что подтверждается актами предпосевной проверки и выборке семян от 30.04.2019, актами расхода семян и посадочного материала от 13.05.2019.
Поддерживая позицию истца, суд первой инстанции привел постановление Правительства Республики Мордовия от 29.10.2019 N 417 в редакции, принятой после предоставления субсидии, качестве условий ее предоставления, что не может быть применено к рассматриваемым правоотношениям. Более того, каких-либо нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий ответчиком не допущено.
Также заявитель указал, что судом не рассмотрены доводы ответчика касательно пункта 2.1.8 соглашения, о том, что ответчик уложился в срок для исполнения обязательств по приобретению минеральных удобрений, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции заявителем представлен акт обследования посева и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 25.04.2019 N 7, а именно гибели пшеницы на площади 280 га.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Представить истца в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему возразил против доводов заявителя, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании от 19.10.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 26.10.2020.
После перерыва в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Результаты рассмотрения заявлений и ходатайств, поступивших от лиц, участвующих в деле, отражены в протоколе судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях реализации государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 N 404 принят порядок предоставления из республиканского бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", утвержденный постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 N 95.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, а также на основании представленных в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия документов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства обществу с ограниченной ответственностью "Заря" предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 895 086 рублей 84 копейки (платежное поручение от 18.03.2019 N 186034).
Согласно пункту 2.1.7 Соглашения от 18.02.2019, заключенного между сторонами спора, получатель субсидии принял на себя обязательства по итогам сева в срок не позднее 30 июня текущего года представить в Министерство заверенные получателем субсидии копии подтверждающих соответствие качеству семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", протокол испытания на семена собственного производства, сертификат сортовой идентификации или протокол или протокол испытания с актом апробации на покупные семена, удостоверение о кондиционности при импорте семян из стран Содружества независимых государств.
В установленный срок ответчик предоставил отчет о выполнении плана посевных площадей под урожай текущего года за 2019 год, предоставив также акты расхода семян и посадочного материала. Согласно акту расхода семян от 13.05.2019 на посев 605 га яровой пшеницы Йолдыз РС -2 потрачено 121 000 кг семян, а в качестве документа, подтверждающего качество семян представлен протокол испытаний N 541-544 от 12.04.2019 на партию семян 80 тонн. По акту расходов семян от 13.05.2019 на посев 498 га ячменя Раушан РС-2 было потрачено 94 620 кг семян, а в качестве документа, подтверждающего качество семян, представлен протокол испытаний N 545-548 от 12.04.2019 на партию 90 тонн. При посеве семян ответчиком было использовано 41 тонна семян яровой пшеницы Йолдыз РС -2 и 4620 кг семян ячменя Раушан РС-2, не соответствующих требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".
Кроме того, согласно представленному ответчиком отчету о достижении показателя результативности "количество приобретенных минеральных удобрений", данный показатель выполнен лишь на 22%, а именно, вместо 64 тонн ответчиком приобретено 14 тонн, что является основанием для частичного возврата субсидии в бюджет.
Указывая, что данные обстоятельства являются нарушением ответчиком условий предоставления субсидии, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий из
республиканского бюджета Республики Мордовия на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса Республики Мордовия в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 N 717 субсидии предоставляются с целью стимулирования производства продукции приоритетной подотрасли растениеводства.
Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - главный распорядитель, Министерство) (п.3 Порядка).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 08.02.2017 N 95, в редакции, действующей в момент выдачи субсидии и заключения Соглашения от 18.02.2019, условиями предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным и образовательным организациям являются:_в том числе, соответствие качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве".
Также в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 29.10.2019 N 417, принятой после предоставления субсидии, в качестве условия предоставления субсидии указано условие - на посев при проведении агротехнологических работ использовались семена сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по седьмому региону допуска, а также соответствие сортовых и посевных качеств таких семян ГОСТ Р 52325-2005.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений и семян лесных растений определяется соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.
Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между Министерством и получателем субсидии по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Мордовия от 26 декабря 2016 г. N 228 "Об утверждении типовых форм договоров (соглашений) между главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия и юридическим лицом (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия" (далее - соглашение), которое предусматривает: цели, размер и условия предоставления субсидии; установление показателей результативности, среди которых "количество приобретенных минеральных удобрений", обязательство претендента о соблюдении требований статьи 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", относительно качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур, направленных на сев, в соответствии с планом посевных площадей под урожай текущего года, при севе зерновых сельскохозяйственных культур, произведенном после 1 января 2018 г., а зернобобовых сельскохозяйственных культур, произведенном после 1 января 2019 г. (пп. 2.1 введен постановлением Правительства Республики Мордовия от 15.01.2018 N 10 и действовал на момент заключения Соглашения 18.02.2019 и на момент исполнения обязанности Получателем субсидии (30.06.2019) представить в Министерство соответствующие документы) (п. 6 Порядка).
Аналогичные положения содержаться в пункте 1.3 Соглашения от 18.02.2019 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий, обязанность Получателя субсидии по итогам сева в срок не позднее 30 июня текущего года представить в Министерство заверенные Получателем субсидии копии подтверждающих соответствие качеству семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", протокол испытания на семена собственного производства, сертификат сортовой идентификации или протокол или протокол испытания с актом апробации на покупные семена, удостоверение о кондиционности при импорте семян из стран Содружества независимых государств, предусмотрена в подпункте 4 пункта 2.1.7 Соглашения.
Согласно пункту 13 Порядка (в редакции, действующей на момент заключения Соглашения и предоставления субсидии) по итогам сева в срок не позднее 30 июня текущего года получатели субсидий представляют в Министерство: _ копии документов, подтверждающих соответствие качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве": протокол испытания на семена собственного производства; сертификат сортовой идентификации или протокол испытания с актом апробации на покупные семена; удостоверение о кондиционности при импорте семян из стран Содружества независимых государств.
В срок до 1 сентября текущего года Получатель субсидии обязан представить в Министерство отчет о достижении показателя результативности субсидии с приложением документов, подтверждающих приобретение минеральных удобрений (договоров, товарных накладных) (п.2.1.8 Соглашения).
Главный распорядитель обязуется осуществлять контроль за соблюдением Получателем субсидии порядка, условий и целей предоставления субсидии (п.2.3.1 Соглашения), осуществлять мероприятия по обеспечению возврата субсидии в республиканский бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 18 Порядка (п.2.3.3).
В соответствии с пунктом 18 Порядка в случае выявления нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам обязательных проверок, проведенных Министерством и органом государственного финансового контроля, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю субсидий о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы незаконно полученной субсидии.
В случае недостижения получателем субсидии показателей результативности, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю субсидий о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученной субсидии пропорционально невыполнению показателя результативности.
Получатель субсидии в течение 30 календарных дней со дня получения письменного требования обязан перечислить в республиканский бюджет Республики Мордовия сумму необоснованно полученной субсидии (в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 21.01.2019 N 15).
В случае невозврата субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия по истечении 30 календарных дней со дня получения получателем субсидий письменного требования Министерство обращается в суд с целью ее принудительного взыскания.
12.07.2019 Министерство направило ООО "Заря" претензию с требованием произвести возврат полученной субсидии в бюджет в связи с тем, что получателем субсидии не были представлены в Министерство документы, подтверждающие качество семян яровой пшеницы "Йолдыз" РС-2 объемом 41 тонна и ярового ячменя "Раушан" РС-2 объемом 4,632 тонны. Претензия получена 13.08.2019.
23.09.2019 платежным поручением N 104 ООО "Заря" возвратило в Министерство частично субсидию в сумме 30 000 рублей.
Сумма необоснованно полученной субсидии составила 865 806 рублей 84 копейки.
Согласно пункту 13 Порядка по итогам сева в срок не позднее 30 июня текущего года получатели субсидий представляют в Министерство: 1) отчет о выполнении плана сева согласно приложению 3 к настоящему Порядку; 2) отчет о выполнении плана страхования согласно приложению 3.1 к настоящему Порядку; 3) акт расхода семян и посадочного материала; 4) копии документов, подтверждающих соответствие качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве", протокол испытания на семена собственного производства.
Ответственность за правильность оформления, достоверность представленных для получения субсидий документов, информации, сведений несут претенденты (пункт 8 Порядка).
Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 21 ФЗ 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве").
В соответствии со статьей 25 ФЗ от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества. Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств.
Посевные качества семян определяются на основе требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 27 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" содержит правила и порядок определения посевных качеств семян. Определение посевных качеств семян проводится посредством проведения отбора проб семян и анализа проб семян.
Отбор проб семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями из партий семян, предназначенных для реализации. Анализ проб семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с пунктами 4.1.2 и 4.1.3 ГОСТ Р 52325-2005 от 23.03.2005, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2005 N 63-ст, семена, предназначенные для посева, должны быть проверены на сортовые и посевные качества и удостоверены соответствующими документами в установленном порядке. Нормативные требования на сортовые и посевные качества семян классифицируют на оригинальные (ОС), элитные (ЭС), репродукционные для семенных целей (РС), репродукционные для производства товарной продукции (РСт).
В подтверждение соответствия качества семян требованиям статьи 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" ответчиком представлены протоколы испытаний, составленные ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр".
Согласно акту расхода семян от 13.05.2019 на посев 605 га яровой пшеницы Йолдыз РС -2 потрачено 121 000 кг семян, а в качестве документа, подтверждающего качество семян, представлен протокол испытаний N 541-544 от 12.04.2019 на партию семян 80 тонн. По акту расходов семян от 13.05.2019 на посев 498 га ячменя Раушан РС-2 было потрачено 94 620 кг семян, в качестве документа, подтверждающего качество семян, представлен протокол испытаний N 545-548 от 12.04.2019 на партию 90 тонн. При посеве семян ответчиком было использовано 41 тонна семян яровой пшеницы Йолдыз РС -2 и 4620 кг семян ячменя Раушан РС-2, не соответствующих требованиям статьи 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".
В представленных протоколах испытаний указано, что испытания проводились по актам отбора проб и по результатам испытаний установлено соответствие качества семян (80 тонн и 90 тонн) требованиям ГОСТ Р 52325-2005.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик представил акты предпосевной проверки и выборки семян от 30.04.2019, составленные заведующим складом ООО "Заря" Т.Н. Миняйчевой и разнорабочими С.В. Телегиным и О.В. Фроловой, в которых указано, что произведен визуальный осмотр семян на предмет наличия сорняков, вредителей и возбудителей болезней, имеющих карантинное значение для Российской Федерации, живых вредителей и их личинки, повреждающие семена соответствующей культуры. При осмотре использовалось увеличенное стекло (лупа), влагомер. Исследованы семена яровой пшеницы "Йолдыз" РС-2 в количестве 60 тонн и ячменя "Раушан" РС-2 в количестве 10 тонн.
Согласно пункту 4.1.5 ГОСТ Р 52325-2005 запрещается использовать для посева семена, в которых обнаружены:
- сорняки (семена, плоды), вредители и возбудители болезней, имеющие карантинное значение для Российской Федерации, согласно перечню, утвержденному в установленном порядке,
- живые вредители и их личинки, повреждающие семена соответствующей культуры, за исключением клещей, наличие которых допускается в РСт не более 20 шт./кг <1>;
- семена ядовитых растений - гелиотропа волосистоплодного и триходесмы седой. Другие исключения оговариваются в 4.2.3, 4.4.6, 4.4.7.
Представленные ответчиком акты от 30.04.2019 суд не принанял в качестве доказательства, подтверждающего соответствующее качество семян, на основании ГОСТа Р 52325-2005, положений ГОСТ 12046-85 "Семена сельскохозяйственных культур. Документы о качестве" и ГОСТа 12036, статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве". Указал, что доказательства, подтверждающие соблюдение всех требований законодательства и ГОСТов, при определении качества семян работниками ответчика, производство отбора проб в установленном порядке, а также полномочия заведующего складом и разнорабочих на определение качества семян, не представлены.
Проанализировав указанные правовые нормы суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии, а именно, условия о соответствии качества семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур требованиям статьи 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны без выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78).
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 17 Порядка Министерство несет ответственность за осуществление расходов республиканского бюджета Республики Мордовия. Министерство и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае выявления нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам обязательных проверок, проведенных Министерством и органом государственного финансового контроля, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю субсидий о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы незаконно полученной субсидии (п.18 Порядка).
Согласно заявленным для получения субсидии планам (Приложение N 1 к соглашению), ответчик обязался засеять 1 750 га площадей различными культурами, а также приобрести 65 тонны минеральных удобрений.
Согласно плану посевных площадей под урожай текущего года на 2019 год (т. 1 л.д. 11) было запланировано произвести посев: пшеницы озимой - 500 га, пшеницы яровой - 400 га, ячменя - 500 га, овса - 200 га, кукурузы на зерно, силос, сенаж, зеленую массу на площади 150 га.
Истцом не оспаривался тот факт, что ответчиком было засеяно засеянных овсом 200 га и кукурузой 150 га, а также 500 га пшеницей озимой (л.д.27).
Остаток спорной площади составляет 900 га, из которых 400 га -пшеница яровая, а 500 га - ячмень.
Согласно сертификату соответствия, в ООО "Коммуна", Буинского района Татарстана, ООО "Заря" было приобретено 10 тонн элитного зерна "Пшеница яровая" (т. 1 л.д. 40).
При норме расхода 220 кг. на 1 га (т. 1 л.д. 35) площадь для посева "пшеницей яровой" марки Элита 105 составляет 45 га (10 000 : 220).
Согласно протоколу испытания от 12.04.2019 года было подготовлено и использовано для посева 80 тонн пшеницы яровой (т. 1 л.д. 34).
При норме расхода 200 кг. на 1 га, проверенного количества семян было приготовлено на площадь засева в 400 га.
Таким образом, в общей сложности при плановой площади 400 га обществом было заготовлено семян пшеницы яровой, соответствующей требованиям ГОСТ на 445 га (400 + 45), что на 45 га больше плана.
Согласно сертификату соответствия, в ОАО "Киятское", Буинского района Татарстана, ООО "Заря" было приобретено 7 тонн семян репродукционного ячменя "Раушан PC" (т. 1 л.д. 39).
При норме расхода 220 кг. на 1 га (т. 1 л.д. 38) приобретенного количества семян репродукционного ячменя "Раушан PC" достаточно для засева площади в 31, 8 га (7 000 : 220).
Согласно протоколу испытания от 12.04.2019 года было подготовлено и использовано для посева 90 тонн ячменя (л.д. 37).
При норме расхода 190 кг. на 1 га (т. 1 л.д. 36), соответствующего ГОСТ количества семян (90 тонн) было достаточно на площадь засева в, 473, 68 га.
В общей сложности при плановой площади 500 га ООО "Заря" было заготовлено ячменя для засева площади в 505 га (473,68 + 31, 8), что на 5 га больше, чем было предусмотрено планом.
Указанные документы были представлены в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которым Арбитражный суд Республики Мордовия не дал должной оценки.
Таким образом, первоначально заготовленных обществом семян было достаточно для засева площадей, предусмотренных пунктом 1.3 соглашения от 18.02.2019, более того, в судебном заседании сторонами не оспаривался факт засева указанных семян, в связи с чем вывод о том, что были нарушены правила предоставления субсидии в части соответствия качества семян является ошибочным.
Из представленного суду акта обследования посева и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 25.04.2019 N 7, следует, что произошла гибель посевов на площади 280 га.
Как указано ответчиком в судебном заседании, чтобы произвести пересев указанных площадей, на которых произошла гибель посевов и в связи с истечением посевной, ответчиком произведен досев указанных площадей из собственных запасов семян и представлены соответствующие документы, которые не соответствуют требованиям ГОСТ.
Из-за гибели части посевов в представленном в Министерство отчете произошло увеличение яровой пшеницы и сокращение яровой пшеницы, а также ячменя.
В указанной ситуации ООО "Заря", не производя досев погибших площадей и представив первоначальный отчет, выполнило бы формальные требования соглашения относительно качества семян и не имело оснований для возврата субсидии. Добросовестные же действия ООО "Заря" по досеву погибших посевов не могут расцениваться как нарушение правил предоставления субсидии, даже в отсутствие на указанную часть посевного материала документов, подтверждающих их соответствие требованиям ГОСТ.
Заявленное истцом в качестве основания для возвращения субсидии обстоятельство, что согласно представленному ответчиком отчету о достижении показателя результативности "количество приобретенных минеральных удобрений", показатель выполнен лишь на 22%, а именно, вместо 64 тонн ответчиком приобретено 14 тонн, правомерно признано судом как не являющиеся для возвращения субсидии в бюджет в полном объеме.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
В статье 190 Кодекса предусмотрено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Исходя из условия соглашения срок предоставления отчета установлен 01.09.2019.
Поскольку день для предоставления отчета пришелся на выходной день - воскресенье, в силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока следует считать следующий рабочий день, то есть 02.09.2019.
В материалы дела представлен договор на поставку продукции N 2088/271 от 02.09.2019, заключенный между ПАО "КуйбышевАзот" и ООО "Заря", и УПД от 02.09.2019 на покупку селитры аммиачной марки Б ГОСТ 2-2013, биг-бег 950 кг п/э, количеством 50, 35т, стоимостью 704 900 рублей, и платежное поручение об оплате ООО "Заря" 704 900 рублей Агрохимическая база ПАО "Куйбышев Азот" в Республике Мордовия, что подтверждает выполнение им показателя.
После получения претензии ответчиком частично возвращена субсидия в сумме 30 000 рублей в республиканский бюджет 23.09.2019.
Вопреки доводам истца, целью соглашения от 18.02.2019 является не предоставление отчета о достижении показателя результативности субсидии (пункт 2.1.8 соглашения), а использование получателем на согласованные цели субсидии, что и было сделано ответчиком.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора отклоняется на основании части 5 статьи 4 и пункта 7 части 1 статьи 126, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как противоречащий материалам дела.
В материалы дела представлена досудебная претензия N 12-04/2107 от 12.07.2019, адресованная ООО "Заря", с требованием возвратить в республиканский бюджет всю сумму субсидии 895 806 рублей 84 копейки в связи с нарушением условия получения субсидии о соответствии качества использованных семян.
Претензия получена ответчиком 13.08.2019, что подтверждается уведомлением о вручении N 430005 04 12647 8 с почтовыми штампами.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что под претензионным или иным досудебным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между предполагаемыми кредитором и должником по обязательству до передачи дела в арбитражный суд. Цели такой претензии - довести до сведения предполагаемого нарушителя требование предъявителя претензии.
Судебная практика применения процессуальных норм, касающихся соблюдения претензионного (досудебного) порядка, свидетельствует о том, что суды рассматривают претензионный порядок как досудебную процедуру, которую сторонам необходимо пройти в тех случаях, когда она предусмотрена в целях урегулирования спора, именно до обращения в арбитражный суд.
Досудебный, претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых санкций без участия специальных государственных органов. Совершение спорящими сторонами обозначенных действий после нарушения (оспаривания) субъективных прав создает условия для урегулирования возникшей конфликтной ситуации еще на стадии формирования спора, то есть стороны могут ликвидировать зарождающийся спор, согласовав между собой все спорные моменты, вследствие чего не возникает необходимости в судебном разрешении данного спора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015), несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора не является безусловным основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
Таким образом, если из поведения ответчика не усматривается намерение добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, оставление иска без рассмотрения в таком случае приведет к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.
Оставляя иск без рассмотрения ввиду несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора, суд исходит из реальной возможности разрешения конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на самостоятельное урегулирование спора. При наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности реализации досудебного порядка, иск подлежит рассмотрению в суде.
Доказательства того, что ответчиком предпринимались меры по урегулированию спора, в материалах дела отсутствуют.
Довод ответчика об отсутствии полномочий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия на обращение в суд с иском, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 Порядка уполномоченным органом, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Министерство).
Министерство несет ответственность за осуществление расходов республиканского бюджета Республики Мордовия. Министерство и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае выявления нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам обязательных проверок, проведенных Министерством и органом государственного финансового контроля, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю субсидий о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы незаконно полученной субсидии.
В случае невозврата субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия по истечении 30 календарных дней со дня получения получателем субсидий письменного требования Министерство обращается в суд с целью ее принудительного взыскания (пункты 17, 18 Порядка).
Учитывая вышеизложенное, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия является уполномоченным органом, осуществляющим предоставление субсидий, а также уполномоченным на обращение в суд с целью ее принудительного взыскания.
Таким образом, принятое по делу решение подлежит отмене на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильным применением норм материального права. Апелляционная жалоба ООО "Заря" подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.06.2020 по делу N А39-15029/2019 отменить. Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заря" - удовлетворить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Заря" государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н.Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-15029/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
Ответчик: ООО "ЗАРЯ"
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Мордовия