Нижний Новгород |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А28-6675/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от публичного акционерного общества "Т Плюс":
Вологжаниной А.Г. (доверенность от 29.10.2020 N 7Q00/139/2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.10.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020
по делу N А28-6675/2020
по заявлению акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
(ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465)
о признании недействительным предписания
государственной жилищной инспекции Кировской области
и установил:
акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 27.12.2019 N 28/4179/19П.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.10.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили восьмой абзац пункта 42(1) и пункт 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и сделали выводы не соответствующие материалам дела. Общество указывает, что методика расчета платы, примененная Инспекцией, необоснованна, поскольку применена величина объема тепловой энергии на отопление за период с октября 2018 по май 2019 года, как конечный результат, что не предусмотрено Правилами N 354. Объем тепловой энергии определяется исключительно по показаниями общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, не учитывается фактический объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды в спорном периоде.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила; извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направила. Кассационная жалоба рассмотрена без ее участия.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о замене заявителя на его правопреемника - публичное акционерное общество "Т Плюс", в связи с реорганизацией ответчика в форме преобразования.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд кассационной инстанции, оценив представленные в обоснование заявления документы, счел ходатайство подлежащим удовлетворению и осуществил замену заявителя на его правопреемника.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 10.12.2019 по 27.12.2019 на основании приказа от 09.12.2019 N 4179/2019, изданного в связи с обращением депутата Кировской городской Думы от 14.11.2019, Инспекция в отношении Общества в рамках регионального государственного жилищного надзора провела внеплановую документарную проверку на предмет соблюдения обязательных требований.
В ходе проверки установлено, что постановлением Администрации муниципального образования "Город Киров" от 19.09.2019 N 2259-п "О начале отопительного периода 2019 - 2020 годов в городе Кирове", а также разработанным Обществом графиком включения отопления установлены сроки очередности включения систем отопления города Кирова в период с 19.09.2019 по 28.09.2019 (для многоквартирных домов на шестой день после начала отопительного периода - 24.09.2019). По данным Общества фактически включение системы отопления в многоквартирном доме по адресу: город Киров, улица Дзержинского, дом 16 (далее - МКД N 16), произошло 24.09.2019. Система горячего водоснабжения в МКД - бойлер.
В Обществе отсутствует информация об оборудовании жилых и нежилых помещений МКД N 16 индивидуальными (квартирными) приборами учета (далее - ИПУ) тепловой энергии. МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии. Следовательно, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться исходя из фактического объема потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ.
С 12.08.2019 по 14.11.2019 ОДПУ был не пригоден для коммерческого учета тепловой энергии в связи с истечением межповерочных интервалов поверки приборов учета. Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в указанный период должно производиться исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ за период не менее 6 месяцев (для отопления -исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления) в соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354.
Объем тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления ОДПУ, за октябрь 2019 года (с 24.09.2019 по 31.10.2019) составил 243,5674 Гкал.
В соответствии с действующим законодательством общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению по квартире N 112 МКД N 16 за сентябрь - октябрь 2019 года составил 4121 рубль 24 копейки (в том числе за сентябрь - 0 рублей, за октябрь - 4121 рубль 24 копейки).
Между тем в представленных платежных документах за сентябрь - октябрь 2019 года по квартире N 112 МКД N 16 Общество произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению на сумму 4200 рублей 63 копейки (в том числе за сентябрь - 0 рублей, за октябрь - 4200 рублей 63 копейки). Излишне начисленная сумма за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2019 года по квартире N 112 МКД составила - 79 рублей 39 копеек.
Таким образом, Инспекция заключила, что Общество произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в нарушение требований пунктов 42(1), 59(1), пунктов 3, 3(6) Приложения 2 Правил N 354 собственникам (нанимателям) помещений в МКД за октябрь 2019 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.12.2019 N 28/4179/19А.
Инспекция выдала Обществу предписание от 27.12.2019 N 28/4179/19П, согласно которому Общество в срок до 27.02.2020 обязано произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (нанимателям) всех жилых помещений в МКД за октябрь 2019 года.
Посчитав указанное предписание незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и положениями Правил N 354, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Инспекция является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства и вправе проводить соответствующие проверки, а также выдавать по их результатам предписания о прекращении выявленных нарушений на основании части 5 статьи 20 ЖК РФ и Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
Из положений статей 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что абонент (потребитель) по договору энергоснабжения обязан оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года), в связи с чем Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области принято распоряжение от 29.09.2016 N 58 "Об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению". Данным распоряжением с 01.09.2017 предусмотрено изменение способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в отношении всех муниципальных образований, находящихся на территории Кировской области, на оплату в течение отопительного периода.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению установлен в Правилах N 354, подлежащих применению в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 2 Правил N 354 коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников жилых и нежилых помещений, так и для мест общего пользования, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения 2 к Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Как видно из материалов дела, МКД N 16 оборудован ОДПУ тепловой энергии. В период с 12.08.2019 по 14.11.2019 ОДПУ был не пригоден для коммерческого учета тепловой энергии в связи с истечением межповерочных интервалов поверки приборов учета.
В нарушение пунктов 42(1), 59(1) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению по квартире N 112 МКД N 16 за октябрь 2019 года Общество учло тепловую энергию для "приготовления" коммунальной услуги по горячему водоснабжению, за период с 17.09.2019 по 23.09.2019.
Инспекция применила принцип расчета среднемесячного объема тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, равного объему тепловой энергии, потребленного многоквартирным домом, за вычетом объема тепловой энергии, потребленного на иную коммунальную услугу - горячее водоснабжение.
Кроме того, согласно пунктам 42(1), 59(1) Правил N 354 при определении платы за коммунальную услугу по отоплению учитывается отопительный период. Однако в период с 17.09.2020 по 23.09.2020 отопление в МКД N 16 фактически отсутствовало.
Суды верно установили, что Общество излишне начислило плату за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2019 года собственникам (нанимателям) жилых помещений в МКД.
Таким образом, Инспекция имела правовые основания для выдачи оспариваемого предписания.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы Общества, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" о процессуальном правопреемстве удовлетворить. Произвести замену заявителя по делу N А28-6675/2020 - акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" на публичное акционерное общество "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350).
Решение Арбитражного суда Кировской области от 01.10.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А28-6675/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
...
В нарушение пунктов 42(1), 59(1) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению по квартире N 112 МКД N 16 за октябрь 2019 года Общество учло тепловую энергию для "приготовления" коммунальной услуги по горячему водоснабжению, за период с 17.09.2019 по 23.09.2019.
Инспекция применила принцип расчета среднемесячного объема тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, равного объему тепловой энергии, потребленного многоквартирным домом, за вычетом объема тепловой энергии, потребленного на иную коммунальную услугу - горячее водоснабжение.
Кроме того, согласно пунктам 42(1), 59(1) Правил N 354 при определении платы за коммунальную услугу по отоплению учитывается отопительный период. Однако в период с 17.09.2020 по 23.09.2020 отопление в МКД N 16 фактически отсутствовало."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 марта 2021 г. N Ф01-592/21 по делу N А28-6675/2020