Нижний Новгород |
|
05 апреля 2021 г. |
Дело N А11-13407/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителя
от истца: Судакова Н.Д. по доверенности от 03.12.2020
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Межрегионального территориального управления федерального агентства
по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской,
Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.09.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020
по делу N А11-13407/2019
по иску открытого акционерного общества "Племенной завод "Чернопенский"
(ОГРН: 1054477620515, ИНН: 4414010547)
к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства
по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской,
Костромской и Ярославской областях
(ОГРН: 1133340004401, ИНН: 3329056771)
об урегулировании разногласий,
возникших при заключении договоров,
и установил:
открытое акционерное общество "Племенной завод "Чернопенский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Теруправление) об урегулировании разногласий, возникших при заключении десяти договоров купли-продажи земельных участков N ЗУ-5 - ЗУ-14 с учетом протоколов разногласий от 06.06.2019.
Исковое требование основано на статьях 421, 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39.3 и 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 1 и 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статье 5 Закона Костромской области от 05.03.2004 N 172-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Костромской области" (далее - Закон N 172-ЗКО) и мотивировано тем, что, по мнению Общества, условия для применения льготной выкупной цены были им соблюдены, и цена продажи должна составлять 10 процентов от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 09.09.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020, удовлетворил требования Общества и изложил пункты 2.1 и 2.4 договоров купли-продажи земельных участков N ЗУ-5 - ЗУ-14 в редакции, представленной истца, со стоимостью выкупа 10 процентов от кадастровой стоимости земельных участков. Суды пришли к выводу о том, что истец доказал наличие предусмотренных законом условий для льготного выкупа спорных земельных участков.
Теруправление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя, суды двух инстанций не учли, что Общество не представило документы, подтверждающие статус заявителя как сельскохозяйственной организации, что не позволило ответчику разрешить спор во внесудебном порядке; суд неправомерно взыскал с Теруправления в пользу Общества 60 000 рублей государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче иска.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании окружного суда отклонило доводы заявителя кассационной жалобы и просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Теруправления о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:132601:856, 44:07:132601:848, 44:07:132601:849, 44:07:132601:872, 44:07:132601:873, 44:07:132601:883, 44:07:132601:896, 44:07:132601:899, 44:07:132601:902, 44:07:132601:903, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства", расположенные по адресу: Костромская область, Костромской район, деревни Качалово, Авдотьино, Бычиха, Кузьминка, Коростелево, Лыщево, поселок Сухоногово, село Сущево.
Согласно вступившему в законную силу решению от 05.06.2014 с учетом определения об исправлении опечатки от 05.06.2014 по делу N А31-7410/2012 Арбитражный суд Костромской области признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (правопредшественника ответчика, далее - Теруправление), выразившееся в непринятии решения о продаже Обществу земельных участков, в неподготовке и ненаправлении ему проектов договоров купли-продажи, в том числе, спорных земельных участков, обязал Теруправление в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить Обществу проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Общество 11.03.2019 обратилось в Теруправление с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки 44:07:132601:856, 44:07:132601:848, 44:07:132601:849, 44:07:132601:872, 44:07:132601:873, 44:07:132601:883, 44:07:132601:896, 44:07:132601:899, 44:07:132601:902, 44:07:132601:903, путем выкупа.
Теруправление письмом, полученным истцом 15.05.2019, направило Обществу договоры купли-продажи земельных участков, в пунктах 2.1 и 2.4 которых указало цену выкупа земельных участков в размере 100 процентов от их кадастровой стоимости.
В протоколах разногласий истец предложил на основании пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 5 Закон N 172-ЗКО установить цену земельных участков в размере 10 процентов от их кадастровой стоимости.
Теруправление не направило извещения о результатах рассмотрения протоколов разногласий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов и исходил при этом из следующего.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11 обращено внимание на то, что разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится, по существу, к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
По общему правилу, закрепленному в пункте 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В подпункте 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена продажа без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пункте 1 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ в числе основных принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения указано на сохранение их целевого использования.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В пункте 2 статьи 3 Вводного закона установлена обязанность юридических лиц, за исключением лиц, перечисленных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
На основании статьи 5 Закона N 172-ЗКО (в редакции на дату обращения истца по вопросу выкупа земельных участков) при приобретении сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, в собственность земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, цена земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
По действующему законодательству условиями для предоставления в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения являются: титул постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; специальный статус сельскохозяйственного производителя; специальный правовой режим земельного участка - для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Судебные инстанции установили наличие перечисленных условий.
Учитывая, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Общества, которым заявлено требование о переоформлении этого права на право собственности, Общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем, использующим земельный участок для ведения сельского хозяйства, то есть по целевому назначению, обоснован вывод судов о праве истца на выкуп испрашиваемых земельных участков по цене, равной 10 процентам от кадастровой стоимости этих участков.
Довод заявителя о том, что Общество при обращении в Теруправление с соответствующими заявлениями представило неполный комплект предусмотренных законом документов, не подтвержден материалами дела.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора обоснованно взысканы судом первой инстанции с Теруправления на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине".
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Теруправление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу N А11-13407/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В пункте 2 статьи 3 Вводного закона установлена обязанность юридических лиц, за исключением лиц, перечисленных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2021 г. N Ф01-1099/21 по делу N А11-13407/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1099/2021
15.12.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6847/20
09.09.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-13407/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-13407/19