Нижний Новгород |
|
05 апреля 2021 г. |
Дело N А29-12275/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Амур"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.08.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020
по делу N А29-12275/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд"
(ОГРН: 1071102001695, ИНН: 1102055018)
к обществу с ограниченной ответственностью "Амур"
(ОГРН: 1101109000410, ИНН: 1109009532)
о взыскании долга, пеней, судебных расходов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
индивидуальный предприниматель Гребенников Андрей Николаевич
(ОГРНИП: 310110126300011, ИНН: 110117124173),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера", далее - Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Амур" (далее - ООО "Амур") о взыскании 367 222 рублей 10 копеек долга по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период ноябрь 2018 года - май 2019 года, 38 897 рублей 29 копеек пеней, начисленных с 14.05.2019 по 05.04.2020, а также 60 рублей почтовых расходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Гребенников Андрей Николаевич (далее - ИП Гребенников А.Н., Предприниматель).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.08.2020 иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 365 473 рубля 40 копеек долга, 38 881 рубль 28 копеек пеней, 59 рублей 74 копейки почтовых расходов, а также 11 074 рубля расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Амур" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права. По его мнению, задолженность за спорный период подлежит определению исходя из норматива, утвержденного приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т, для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 куб. м/год или 0,07250 куб. м/месяц на одного сотрудника. Заявитель приводит подробный расчет стоимости оказанных услуг по принадлежащим ему объектам. ООО "Амур" также указывает, что представитель истца Белых Е.В. неправомерно был допущен к участию в судебном процессе, поскольку доверенность от 24.12.2019 N 77/2019 выдана ему неуполномоченным лицом - исполняющим обязанности директора истца Кондратенковым Д.Ю., однако Уставом ООО "Ухтажилфонд" такая должность не предусмотрена. Кроме того, заявитель жалобы считает, что претензионный порядок по типовому договору истцом не соблюден, досудебных претензий с требованием оплаты оказанных услуг по типовому договору за вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) материалы дела не содержат. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Региональный оператор в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и осуществляет деятельность с 01.11.2018.
В адрес Регионального оператора 16.04.2019 поступили заявки ООО "Амур" на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении следующих помещений: торговый центр по адресу: г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 192 (площадь 1142,4 квадратного метра); производственная база по адресу: г. Сыктывкар, ул. Индустриальная, д. 7 (площадь 281 квадратный метр); производственная база по адресу: г. Сыктывкар, м. Дырнос, д. 8 (площадь 1367,9 квадратного метра); Дом культуры (досуговый центр) по адресу: г. Сыктывкар, ул. К. Цеткин, д. 80 (площадь 1113,7 квадратного метра); производственная база по адресу: г. Сыктывкар, ул. Школьная, д. 29 (площадь 1 893,3 квадратного метра).
В адрес ООО "Амур" Региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2019 N 419/СРО-П/2019 в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", (далее - Договор).
В силу пункта 1 Договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель (ООО "Амур") обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 Договора объем ТКО, места накопления ТКО и периодичность вывоза, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяется согласно приложению к договору.
Способ складирования ТКО - пункт 1 (приложение N 1) контейнеры, расположенные на контейнерной площадке предприятия, пункты 2 - 5 (приложение N 1) контейнеры, расположенные на контейнерной площадке (пункт 3 Договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.11.2018 (пункт 4 Договора).
Под расчетным периодом принимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом действующей ставки налога на добавленную стоимость (пункт 5 Договора).
Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых до-мах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга, на основании универсального передаточного документа (УПД) (пункт 6 Договора).
В пункте 12 Договора установлено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 20 Договора).
Согласно пунктам 24, 25 данный Договор действует с 01.11.2018 по 31.12.2019 и пролонгируется автоматически на каждый последующий календарный год до момента его расторжения сторонами.
В приложении N 1 к Договору приведена информация по объему и местам накопления ТКО, а также предложена периодичность вывоза ТКО.
Данный Договор ответчик не подписал.
По утверждению истца, в период с 01.11.2018 по 31.05.2019 он оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего представил универсальные передаточные документы от 30.04.2019 N 15519/РО на сумму 314 761 рубль 80 копеек (за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года) и от 31.05.2019 N 18977/РО на сумму 52 460 рублей 30 копеек (за май 2019 года), а также справку о вывозе ТКО от 29.08.2019.
Ответчик оплату оказанных услуг не произвел, поэтому истец направил ему претензию от 03.07.2019 N СРО-871/ис с требованием погасить долг.
Неисполнение ответчиком денежных обязательств по оплате услуг за период с ноября 2018 года по май 2019 года, оказанных на условиях типового договора, послужило основанием для обращения Регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 42 Конституции Российской Федерации, статьями 308, 309, 310, 329, 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8, 13, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 10, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Арбитражный суд Республики Коми, установив факт оказания истцом спорных услуг, а также нарушение ответчиком обязанности по их оплате, проверив расчет истца, взыскал с ответчика задолженность в сумме 365 473 рублей 40 копеек и 38 881 рубль 28 копеек пеней и удовлетворил иск в этой части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В пункте 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8 (15) Правил N 1156, в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 8 Правил N 505 предусмотрено, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 данных Правил.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды признали доказанным факт оказания истцом услуг ответчику по вывозу ТКО в спорном периоде.
Установив, что примененный в договоре от 09.01.2019 N 419/СРО-П/2019 порядок определения объема ТКО является неверным, поскольку в силу пункта 8 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО, суды правомерно признали, что в данном случае объем ТКО должен определяться в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми утверждены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т (в редакции приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 16.04.2019 N 15/2-Т), в частности, норматив накопления ТКО для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций - 0,1 куб. м/год или 0,00833 куб. м/месяц на 1 кв. м площади помещения (или по числу сотрудников: 0,87 куб. м/год или 0,07250 куб. м/месяц на 1 сотрудника); для объектов оптово-розничной торговли - 0,28 куб. м/год или 0,2333 куб. м/месяц на 1 кв. м общей площади помещения.
В соответствии с приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 05.10.2018 N 37/2-Т и от 20.12.2018 N 70/42-Т установлены и введены в действие предельные единые тарифы на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО, определенные из расчета за 1 куб. метр, в частности, для категории потребителей "Потребители, за исключением категории "население" с 01.11.2018 по 31.12.2018 и с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 883,17 руб./куб. м, без налога на добавленную стоимость.
Вопреки доводам ответчика, применение в расчете для объектов, расположенных по адресам: г. Сыктывкар, ул. Индустриальная, д. 7; м. Дырнос, д. 8; ул. К. Цеткин, д. 80; ул. Школьная, д. 29 (производственные базы и центр досуга), норматива накопления ТКО категории "офисные и бытовые помещения предприятий и организаций" исходя из 1 кв. м площади, а не по числу сотрудников, является обоснованным, поскольку особенности использования данных помещений не предполагают нахождение исключительно сотрудников ООО "Амур" на их территории в течение рабочего дня. При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО Региональный оператор руководствовался данными, указанными в заявках ответчика от 05.04.2019, в которых приведена площадь объектов, соответствующая показателям, используемым в оспариваемом расчете.
При таких обстоятельствах, проверив расчет стоимости оказанных услуг и неустойки, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 365 473 рубля 40 копеек задолженности за оказанные услуги в спорном периоде и 38 881 рубль 28 копеек пеней.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии полномочий у представителя истца на представление документов в материалы дела, а также о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.08.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А29-12275/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амур" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Амур".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 8 Правил N 505 предусмотрено, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 данных Правил.
...
Установив, что примененный в договоре от 09.01.2019 N 419/СРО-П/2019 порядок определения объема ТКО является неверным, поскольку в силу пункта 8 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО, суды правомерно признали, что в данном случае объем ТКО должен определяться в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2021 г. N Ф01-900/21 по делу N А29-12275/2019