Нижний Новгород |
|
07 апреля 2021 г. |
Дело N А29-6747/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.09.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020
по делу N А29-6747/2020
по иску Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми
(ИНН: 1101481133, ОГРН: 1031100405874)
к администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
(ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810)
о взыскании субсидии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Республики Коми,
и установил:
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство образования) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) о взыскании 48 574 рублей субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Коми (далее - Министерство финансов).
Решением суда от 09.09.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, недостижение Администрацией значений показателей результативности, установленных соглашением от 09.07.2018 N 87725000-1-2018-005 о предоставлении субсидии и приложением N 2 к нему, не может являться основанием для возврата субсидии. Цели предоставления субсидии фактически достигнуты; бюджетные средства израсходованы по целевому назначению. Значения показателей результативности не достигнуты по независящим от Администрации причинам.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Министерство образования и Министерство финансов в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы Администрации.
Министерство финансов направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Администрация и Министерство образования, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в целях реализации государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергоснабжение и повышение энергоэффективности", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413, Министерство образования и Администрация заключили соглашение от 09.07.2018 N 87725000-1-2018-005 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Коми в 2018 году бюджету городского округа "Ухта" субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству образования, как получателю бюджетных средств субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения общий размер субсидии составил в 2018 году 20 759 484 рубля 40 копеек.
Согласно пунктам 4.3.3 и 4.3.4 соглашения Администрация обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к соглашению; обеспечивать предоставление в Министерство отчеты о (об): расходах бюджета городского округа "Ухта", в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению N 3 к настоящему соглашению, ежемесячно 10 числа месяца, следующего за отчетным; достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению N 4 к настоящему соглашению, ежемесячно 10 числа месяца, следующего за отчетным.
В приложении N 2 к соглашению определены следующие показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: количество молодых семей, получивших социальные выплаты для улучшения жилищных условий, - 41; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, - 41.
В пункте 4.3.2 соглашения установлено, что Администрация обязуется обеспечивать исполнение требований Министерства по возврату средств в республиканский бюджет Республики Коми в соответствии с пунктом 12 Правил предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413 (далее - Правила предоставления субсидии N 413) (пункт 4.3.2 соглашения).
В рамках соглашения от 09.07.2018 N 87725000-1-2018-005 Администрация получила 20 239 331 рубль 20 копеек субсидии.
Остаток субсидии в сумме 520 153 рублей 20 копеек не был перечислен Администрации в связи с непредставлением платежных документов в порядке, предусмотренном соглашением от 09.07.2018 N 87725000-1-2018-005.
Согласно отчету Администрации показатели результативности, установленные соглашением, не достигнуты.
В письме от 06.02.2019 Министерство образования направило Администрации требование о возврате 48 574 рублей в бюджет Республики Коми в связи с недостижением показателей результативности использования предоставленной субсидии.
Администрация денежные средства возвратить отказалась, что послужило основанием для обращения Министерства образования в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 34, 74, 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Коми признал исковые требования обоснованными, поскольку установил неисполнение ответчиком условия о достижении показателей результативности использования предоставленной субсидии.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании пункта 2 Правил предоставления субсидии N 413 целью предоставления субсидии является софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления в Республике Коми, возникающих при реализации муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
В пункте 11 Правил предоставления субсидии N 413 установлены индикаторы значений показателей результативности использования субсидий: количество молодых семей, получивших социальные выплаты для улучшения жилищных условий; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и местного бюджета.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством образования на основании сравнения плановых значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением, и фактически достигнутых показателей результативности использования субсидии по итогам отчетного финансового года.
Плановые значения показателей результативности использования субсидии по мероприятиям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил, определяются Министерством для каждого муниципального образования в Республике Коми исходя из показателей, установленных при заключении соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Коми на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (пункт 12 Правил предоставления субсидии N 413).
Отчет об эффективности использования субсидии утверждается Министерством образования и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным (пункт 13 Правил предоставления субсидии N 413).
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления субсидии N 413 в случае, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по достижению значений целевых показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии, следующей за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в республиканский бюджет Республики Коми в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования от Министерства образования (Vвозврата), рассчитывается по формуле:
Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / N) x 0,1, где:
Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году;
m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;
N - общее количество показателей результативности использования субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии.
В силу пункта 15 Правил предоставления субсидии N 413 основанием для освобождения органов местного самоуправления от применения меры ответственности, предусмотренной пунктами 14 и 14.1 Правил, является представленное не позднее 10 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
В случае отсутствия оснований для освобождения органов местного самоуправления от применения мер ответственности, предусмотренных абзацем первым пункта 15 Правил, Министерство образования не позднее 30 рабочего дня после первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, направляет муниципальному образованию требование по возврату из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Коми объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 14 и 14.1 Правил, с указанием сумм, подлежащих возврату, реквизитов перечисления указанных средств и сроков их возврата.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что согласно приложению N 2 к соглашению от 09.07.2018 N 87725000-1-2018-005 о предоставлении субсидии установлены показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: количество молодых семей, получивших социальные выплаты для улучшения жилищных условий, - 41; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, - 41.
Согласно отчету Администрации и приказу Министерства образования от 04.02.2019 N 37-П (в редакции приказа от 14.02.2019 N 51-П) количество молодых семей, получивших социальные выплаты для улучшения жилищных условий, - 40; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, - 40 (эффективность - 97,56 процента).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что Администрацией не обеспечено достижение значений показателей результативности, установленных соглашением от 09.07.2018 N 87725000-1-2018-005 и приложением N 2 к нему.
Данное фактическое обстоятельство не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений и наличии оснований, предусмотренных пунктом 15 Правил предоставления субсидии N 413 для освобождения Администрации от обязанности возвратить в бюджет денежные средства, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Министерством образования требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.09.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по делу N А29-6747/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2021 г. N Ф01-448/21 по делу N А29-6747/2020