Нижний Новгород |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А43-1732/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Безрукова А.В. (доверенность от 15.09.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главдом"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.08.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020
по делу N А43-1732/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главдом"
(ИНН: 5260435958, ОГРН: 1165275072841)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 25.10.2019 N 515-15-599/2/2019,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Старцева Екатерина Николаевна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Главдом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области (далее - Инспекция) от 25.10.2019 N 515-15-599/2/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Старцева Екатерина Николаевна (далее - Старцева Е.Н.).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.08.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.10.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает на отсутствие у Инспекции оснований для вынесения оспариваемого предписания, а также применения пункта 42 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603. По мнению Общества, у него отсутствует обязанность по осуществлению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из фактических показаний индивидуальных приборов учета и коллективного (общедомового) прибора учета в период с 01.03.2019 по 30.06.2019, поскольку до принятия постановления Правительства Нижегородской области N 594 от 20.08.2018 на территории Нижегородской области действовал способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года и принятием указанного постановления способ оплаты не поменялся.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв Инспекции на кассационную жалобу в суд не поступил.
В отзыве на кассационную жалобу Старцева Е.Н. указала на несостоятельность аргументов заявителя и попросила оставить оспоренные судебные акты без изменения.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилась в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением собственника (потребителя) жилого помещения N 63 дома 4 по улице Лопатина города Нижнего Новгорода, о неправомерном начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, на основании приказа от 25.10.2019 N 515-15-599/2/2019 Инспекция провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества.
В ходе проведения проверки Инспекция установила нарушения Обществом требований пунктов 42(1), 42(2) Правил N 354, подпунктов "ж", "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
Инспекция установила, что многоквартирный жилой дом 7 по улице Германа Лопатина введен в эксплуатацию в 2018 году, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
В жилом помещении N 63 указанного дома 22.02.2019 введен в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
Согласно предоставленной информации, все помещения указанного многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, которые введены в эксплуатацию.
Общество является исполнителем коммунальной услуги теплоснабжения.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению Обществом производится исходя из нормативного объема потребления тепловой энергии, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 19.12.2014 N 908 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области".
Подробно выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.10.2019 N 515-15-599/2/2019.
В связи с выявленными нарушениями Инспекция выдала Обществу предписание 25.10.2019 N 515-15-599/2/2019, которым, изменений, с учетом внесенных приказом от 27.07.2020 N 248, возложила на Общество обязанность в срок до 23.12.2019 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению согласно фактическим показаниям индивидуального прибора учета и коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии собственнику жилого помещения N 63 дома 7 по улице Германа Лопатина города Нижнего Новгорода за период с 01.03.2019 до 30.06.2019.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Правилами N 354, суд первой инстанции оставил без удовлетворения заявленное требование и исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено Инспекцией на законных основаниях и не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества; плату за коммунальные услуги.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, установлен в Правилах N 354.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 19.12.2014 N 908 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области" (в редакции от 27.06.2017), порядок оплаты за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, не утвержден.
Таким образом, в рассматриваемом случае, порядок оплаты за коммунальную услугу по отоплению регламентируется пунктом 42(1) Правил N 354, в соответствии с которым в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.08.2018 N 594 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области" установлено, что на территории Нижегородской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты равномерно в течение календарного года.
Вместе с тем пунктом 42(2) Правил N 354, введенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" определено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42 (1) Правил N 354, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможность учета показаний ИПУ тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным ОДПУ тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из названного постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен ОДПУ тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил N 354, принимая в расчет для тех помещений, в которых ИПУ отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П вступило в силу немедленно после провозглашения, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12.07.2018, в "Российской газете" 16.07.2018.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что многоквартирный дом 7 по улице Германа Лопатина введен в эксплуатацию в 2018 году, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Кроме того, все помещения указанного многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, которые введены в эксплуатацию.
В жилом помещении Старцевой Е.Н. указанного дома 22.02.2019 введен в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
Установленный Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.08.2018 N 594 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области" способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года в силу пункта 42(2) Правил N 354 применятся с 01.07.2019.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество в нарушение норм действующего законодательства произвело расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в период с 01.03.2019 по 30.06.2019 году исходя из нормативного объема потребления тепловой энергии, без учета показаний общедомовых приборов учета и индивидуального прибора учета, и не провело корректировку платы, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что Инспекция правомерно выдала Обществу оспариваемое предписание.
Возложение на управляющую организацию обязанности, которую заявитель должен был исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов последнего.
Установив, что материалами дела не подтверждена совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимая для признания оспариваемого предписания недействительным, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.08.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А43-1732/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главдом" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Главдом".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Главдом" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 30.12.2020 N 512.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42 (1) Правил N 354, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможность учета показаний ИПУ тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным ОДПУ тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из названного постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен ОДПУ тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил N 354, принимая в расчет для тех помещений, в которых ИПУ отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П вступило в силу немедленно после провозглашения, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12.07.2018, в "Российской газете" 16.07.2018.
...
Установленный Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.08.2018 N 594 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области" способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года в силу пункта 42(2) Правил N 354 применятся с 01.07.2019."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф01-479/21 по делу N А43-1732/2020