Нижний Новгород |
|
12 апреля 2021 г. |
Дело N А43-16285/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Кстовопромойл": Зубковой Т.И. (доверенность от 21.01.2019),
открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Стрельбиной И.В. (доверенность от 24.02.2021), Козловой Ю.В. (доверенность от 02.12.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Кстовопромойл" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.07.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А43-16285/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кстовопромойл" (ОГРН: 1115250003274, ИНН: 5250054054)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кстовопромойл" (далее - ООО "Кстовопромойл") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 2/229 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Кстовопромойл" на станции Зелецино Горьковской железной дороги.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.07.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020, урегулировал разногласия, установив следующую редакцию спорных параграфов договора:
- параграф 7 изложил в редакции: "Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика вагонами вперед на выставочный путь Владельца и участок пути N 1 в от ПК 1+53,0 до стрелочного перевода N 2 (ПК 2+93,7), участок пути N 1 от стрелочного перевода N 2 (ПК 2+93,7) до середины грузового фронта N 2 (ПК 6+35) либо участок пути N 2 до ПК 6+35. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки грузов, промывки вагонов".
- параграф 9 изложил в редакции: "Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на железнодорожные выставочные пути, установленные параграфом 7 настоящего договора.
Готовые к уборке с железнодорожного пути необщего пользования вагоны сдаются Перевозчику на выставочном пути один раз в сутки в количестве не более 40 вагонов.
Готовыми к уборке считаются вагоны с оформленными перевозочными документами".
- параграф 14 изложил в редакции: "Максимальная перерабатывающая способность по основным родам грузов: погрузка-выгрузка: тарно-штучные грузы - 28 вагонов в сутки; оборудование - 4 вагона в сутки; слив: ЛВЖ, ГЖ - 8 вагонов в сутки; промывка: 60 вагонов в сутки".
- параграф 15 изложил в редакции: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,27 км в оба конца".
- параграфы 19, 19.1 из договора исключил.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "Кстовопромойл" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить вынесенные судебные акты в части урегулирования разногласий по параграфу 15 договора N 2/229, удовлетворить исковые требования в этой части, приняв редакцию истца: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 0,306 км в оба конца" вследствие нарушения норм материального права.
По мнению заявителя, по спорному пункту договора (параграф 15) стороны согласились, что локомотив до пункта подачи-уборки при совершении операции по подаче-уборке вагонов проходит 153 метра в один конец, а в общей сложности проходит 306 метров. Разногласия касались определения расстояния, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов. Ответчик предложил включать в расчет сбора за подачу и уборку вагонов длину путей, которую в любом случае ни при каких обстоятельствах локомотив, осуществляющий подачу и уборку вагонов, фактически не пройдет, то есть фактически настаивает на оплате услуг, которые истцу не окажет. Суд не учел сложившуюся судебную практику в части установления оплат в области перевозок железнодорожным транспортом и эксплуатации железнодорожных путей (дело N А82-14473/2017).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании считают доводы заявителя необоснованными, требования не подлежащими удовлетворению.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Кстовопромойл" (владелец) заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 2/229. В соответствии с условиями названного договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу на основании договора аренды N 18-11/14 от 18.11.2004.
Ввиду окончания срока действия данного договора сторонами проводилась работа по заключению договора на новый период. В процессе перезаключения договора на новый срок у сторон возникли разногласия, за урегулированием которых ООО "Кстовопромойл" обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Заявитель жалобы оспаривает принятые судебные акты в части урегулирования разногласий по параграфу 15 договора N 2/229, настаивает на указание в договоре расстояния, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, 0,306 км в оба конца.
Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
Пунктом 2.7 Тарифного руководства N 3 установлен сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта.
В пункте 2.7.1 Тарифного руководства N 3 указано, что сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:
- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;
- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).
Выбор варианта оплаты для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути (пункт 2.7.2 Тарифного руководства N 3).
Согласно пункту 2.7.3 Тарифного руководства N 3 расстояние подачи и уборки вагонов до мест погрузки (выгрузки), выставочных путей организаций в оба конца, развернутая длина железнодорожного подъездного пути определяются по утвержденной технической документации (техническому паспорту железнодорожного подъездного пути, технико-распорядительному акту железнодорожной станции (ТРА), ведомости железнодорожного подъездного пути (приложение к ТРА), по схеме железнодорожного подъездного пути, по схеме железнодорожной станции) или фактическим замером.
Как следует из пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 расстояние подачи и уборки вагонов определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции или от выходной стрелки станции, с которой производится подача вагонов, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов. Расстояние подачи и уборки вагонов на выставочные пути организаций, включая длину этих путей, определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции или от выходной стрелки железнодорожной станции, с которой производится подача вагонов, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов.
Истолковав содержание пункта 2.7.3 и пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 во взаимной связи, суды пришли к выводу, что при определении расстояния подачи и уборки вагонов учитывается вся длина выставочного пути вне зависимости от технологии подачи (вагонами вперед или локомотивом вперед).
При этом суд апелляционной инстанции указал, технические службы ОАО "РЖД", обеспечивающие подачу и уборку вагонов локомотивом перевозчика, в любом случае осуществляют манипуляции с составом и маневровые работы по всей его протяженности, зашедшим на выставочные пути владельца (установление и изъятие тормозных башмаков из-под вагонов; проверка сцепления/расцепления вагонов между собой и с локомотивом; проверка отсутствия препятствий для движения в местах погрузки и выгрузки грузов и др. - Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утв. МПС РФ от 16.10.2000 N ЦД-790), а не только в границах пути необщего пользования, прошедшего исключительно локомотивом.
Место подачи вагонов (выставочный путь) закреплено пунктом 2.6.1 Инструкции от 2015 года с указанием пикетов и составляет 635 метров в один конец. Спора между сторонами относительно общей протяженности выставочного пути нет.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды обоснованно изложили параграф 15 договора в редакции, предложенной ОАО "РЖД", в соответствии с которой расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,27 км в оба конца.
Ссылка заявителя на судебную практику (дело N А82-14473/2017) является несостоятельной, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А43-16285/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кстовопромойл" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф01-1173/21 по делу N А43-16285/2019