Нижний Новгород |
|
14 апреля 2021 г. |
Дело N А43-7719/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Когута Д.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Васиной М.С. (доверенность от 12.04.2021),
от заинтересованного лица: Шалатыркина Д.В. (доверенность от 20.07.2020 N 37)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Исполкома"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020
по делу N А43-7719/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Исполкома" (ОГРН: 1135263003424, ИНН: 5263099937)
о признании незаконным и отмене предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Н. Новгорода и городском округе город Бор от 09.12.2019 N 19036211
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Исполкома" (далее - Общество, ООО УК "Исполкома") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Канавинском, Московском, Сормовском районах города Н.Новгорода и городском округе город Бор (далее - Управление, Территориальный отдел) от 09.12.2019 N 19036211.
Решением суда первой инстанции от 11.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 44, 154, 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 210, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения Федеральных законов от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, ООО УК "Исполкома" не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 01.12.2019 для собственников помещений многоквартирного дома N 7 по улице Ефремова города Нижнего Новгорода, в связи с чем не может в силу закона нести ответственность за качество предоставляемой потребителю коммунальной услуги, поэтому оспариваемое предписание не может быть исполнено и является незаконным. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Управления от 18.11.2019 N 19036211 и в целях проверки фактов, изложенных в обращении жителя дома 7 по улице Ефремова города Нижнего Новгорода, относительно ненадлежащего качества горячего водоснабжения (подача в квартиру горячей воды желтого цвета).
Территориальным отделом в отношении ООО УК "Исполкома" в период с 10 часов 00 минут 28.11.2019 по 10 часов 00 минут 09.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что жилой дом 7 по улице Ефремова находится на обслуживании ООО УК "Исполкома" на основании договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Нижний Новгород, улица Ефремова, дом 7 от 07.10.2019 N 32С/2 (протокол N 32С/2 Тр.РСО внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: город Нижний Новгород улица Ефремова, дом 7 от 07.10.2019).
В ходе проведения проверки 28.11.2019 выполнен отбор проб воды из водопроводного крана в квартире N 10 дома N 7 по улице Ефремова (зона ответственности ООО УК "Исполкома"); на вводе в дом N 7 по улице Ефремова (зона ответственности ОАО "Теплоэнерго").
Согласно экспертному заключению от 05.12.2019 N 12-5691, а также протоколам испытаний горячей воды от 29.11.2019 N 34666 и 34667 содержание железа в пробе горячей воды из крана в ванной комнате квартиры N 10 дома N 7 по улице Ефремова города Н.Новгорода составляет 0,4 +/- 0,1 мг/дм3; содержание железа в пробе горячей воды на вводе в дом N 7 по названному адресу составляет 0,4 +/- 0,1 мг/дм3 (при гигиеническом нормативе: железо - не более 0,3 мг/дм3), что является нарушением пунктов 2.2 и 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), пункта 3.4 таблицы 2, пункта 3.5 таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Ответственным лицом за выявленное нарушение признано Общество.
Результаты проверки отражены в акте от 09.12.2019 N 19036211.
В отношении директора Общества Сергеева С. В. составлен протокол от 26.09.2019 N 19270846 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.42 КоАП РФ, и вынесено постановление от 30.09.2019 N 19270846 о привлечении нарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
По итогам проверки ООО ЦК "Исполкома" выдано предписание от 09.12.2019 N 19036211 об устранении выявленных нарушений сроком до 01.04.2020, а именно: обеспечить качество горячей воды в местах водоразбора по названному адресу, в соответствии с требованиями пунктов 2.2, 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-04, пункта 3.4 таблицы 2, пункта 3.5 таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Не согласившись с предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 161 ЖК РФ, Законом N 52-ФЗ, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора", Законом N 416-ФЗ, Правилами N 354, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия регулируются Законом N 52-ФЗ.
В статьях 44 и 50 Закона N 52-ФЗ предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей на основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что оспариваемое предписание выдано Обществу уполномоченным органом в установленном порядке.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, осуществлять производственный контроль.
Согласно статье 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с частью 10 статьи 2 Закона N 416-ФЗ качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В пункте 1 статьи 23 Закона N 416-ФЗ определено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (пункт 4 статьи 23 Закона N 416-ФЗ).
На основании пунктов 2.2. и 3.1.9. СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.
В соответствии с пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 отклонения от гигиенических нормативов допускаются при одновременном выполнении следующих условий: - обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом; - соблюдения согласованных с центром госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов; - максимального ограничения срока действия отступлений; - отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений; - обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки ООО УК "Исполкома" выявлены нарушения обязательных требований: содержание железа в пробе горячей воды из крана в ванной комнате квартиры N 10 дома N 7 по улице Ефремова города Н. Новгорода составляет 0,4 +/- 0,1 мг/дм3. Содержание железа в пробе горячей воды на вводе в дом N 7 по улице Ефремова города Н. Новгорода, составляет 0,4 +/- 0,1 мг/дм3 (при гигиеническом нормативе: железо - не более 0,3 мг/дм3).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила N 354.
В силу пункта 2 Правилам N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании подпункта "а" пункта 2 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Факт допущенных Обществом нарушений требований СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 судами установлен и подтвержден материалами дела, в связи с чем суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений вынесено правомерно и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Доказательств нарушений при его вынесении требований действующего законодательства ООО УК "Исполкома" в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Суды верно указали, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Управляющая организация обязана осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых инженерных систем централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, определяемых в договоре ресурсоснабжения.
Согласно пункту 2.7.2 договора управления многоквартирным домом от 07.10.2019 N 32С/2 требования к качеству коммунальных ресурсов должны соответствовать требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации и настоящим договором.
Из материалов дела следует, что согласно Приложению N 2 к договору от 07.10.2019 N 32С/2 ГВС - в 2011 году менялся последний раз розлив (произведена его замена): в 2009, 2011 - замена стояков полотенцесушителей. С 2011 года по 12.12.2019 никаких работ не производилось.
Согласно приложению N 5 к договору от 07.10.2019 N 32С/2 управляющая организация обеспечивает предоставление коммунальных услуг - горячее водоснабжение.
Суды правильно приняли во внимание, что по результатам указанной проверки главным специалистом-экспертом Управления 10.12.2019 составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено дело об административном правонарушении. Постановлением Управления от 12.12.2019 N 192281123/07 ООО УК "Исполкома" привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по статье 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Указанное постановление вступило в законную силу (решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 11.02.2020 по делу N 12-81/2020, решение Нижегородского областного суда от 04.06.2020 по делу N 7-380/2020).
Таким образом, вопрос об обоснованности позиции Управления нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в проверяемом доме и наличия вины ООО УК "Исполкома" в данном деянии уже ставился в рамках иных судебных процессов и нашел свое подтверждение.
Довод заявителя о неисполнимости предписания правомерно отклонен судами, поскольку оспариваемое предписание направлено на устранение допущенных Обществом нарушений требований законодательства, содержит описание выявленного нарушения и является реально исполнимым.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание Управления соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А43-7719/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Исполкома" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт допущенных Обществом нарушений требований СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 судами установлен и подтвержден материалами дела, в связи с чем суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений вынесено правомерно и не нарушает прав и законных интересов Общества.
...
Согласно пункту 2.7.2 договора управления многоквартирным домом от 07.10.2019 N 32С/2 требования к качеству коммунальных ресурсов должны соответствовать требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации и настоящим договором.
...
Суды правильно приняли во внимание, что по результатам указанной проверки главным специалистом-экспертом Управления 10.12.2019 составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено дело об административном правонарушении. Постановлением Управления от 12.12.2019 N 192281123/07 ООО УК "Исполкома" привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по статье 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 апреля 2021 г. N Ф01-1285/21 по делу N А43-7719/2020