Нижний Новгород |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А79-3120/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
при участии представителя индивидуального предпринимателя Васильева В.Г.
Маслова С.С. по доверенности от 20.01.2021,
представителя от общества с ограниченной ответственностью
"Коммерческие маршрутные перевозки":
Стратьева А.В. по доверенности от 08.09.2020,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Коммерческие маршрутные перевозки"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.07.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020
по делу N А79-3120/202020
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Коммерческие маршрутные перевозки"
(ОГРН: 1042124001237, ИНН: 2124021600)
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики в лице
Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики,
транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики
(ОГРН: 1112130016745, ИНН: 2130097477),
индивидуальному предпринимателю Васильеву Владиславу Георгиевичу
(ОГРНИП: 304213302600015, ИНН: 210200560202),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер",
Управление Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики - Чувашии,
о признании недействительными аукциона и
муниципального контракта
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммерческие маршрутные перевозки" (далее - ООО "Коммерческие маршрутные перевозки", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Управление), индивидуальному предпринимателю Васильеву Владиславу Георгиевичу (далее - ИП Васильев В.Г.) о признании недействительными:
- электронного аукциона N 0815300003218000605 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальному маршруту города Чебоксары N 41 по регулируемым тарифам;
- муниципального контракта от 19.06.2019 N Ф.2019.254509, заключенного Управлением с ИП Васильевым В.Г. на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальному маршруту город Чебоксары N 41 по регулируемым тарифам.
Исковые требования основаны на статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что результаты спорных торгов были определены с нарушениями.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" и Управление Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики - Чувашии (далее - Служба).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 03.07.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020, отказал в удовлетворении иска. Суды исходили из того, что на момент проведения электронного аукциона истец был включен в реестр недобросовестных поставщиков, что не соответствовало требованиям, установленным для участников аукциона; постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 о признании незаконным решения Службы о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков принято после проведения аукциона.
ООО "Коммерческие маршрутные перевозки" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых просило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя, суды двух инстанций неправомерно не приняли во внимание довод ООО "Коммерческие маршрутные перевозки" о том, что комиссия по осуществлению закупок 06.05.2019 незаконно признала вторую часть заявки Общества не соответствующей аукционной документации по причине нахождения указанного участника аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, поскольку Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.09.2019 в рамках дела N А79-1377/2019 по заявлению Общества о признании незаконным решения Службы от 22.01.2019 N 72-РНП-2018 о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (далее - Постановление от 30.09.2019 по делу N А79-1377/2019) признал незаконным указанное решение антимонопольного органа. Кроме того, по мнению истца, предъявляемое к участникам аукциона требование об отсутствии перевозчиков в реестре недобросовестных поставщиков незаконно, так как положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков, не распространяется на перевозчиков, осуществляющих деятельность в рамках Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
ИП Васильев В.Г. и Управление в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы заявителя кассационной жалобы и просили оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В заседании объявлялся перерыв в порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 10 часов 12.04.2021.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель ИП Васильева В.Г. не согласился с доводами заявителя и попросил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Управление 06.05.2019 провело электронный аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары N 41 по регулируемым тарифам.
В подпункте 9 пункта 20 информационной карты электронного аукциона предусмотрено требование к участникам закупки об отсутствии информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков. В силу данного пункта отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям или представил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.05.2019 N 081530003218000605 победителем признан ИП Васильев В.Г.; заявка Общества не соответствует требованиям, установленным в аукционной документации, а именно участник находится в реестре недобросовестных поставщиков.
Управление и ИП Васильев В.Г. заключили муниципальный контракт от 19.06.2019 N Ф.2019.254509, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары N 41, по регулируемым тарифам на срок с 12.09.2019 по 11.09.2027 (пункты 1.1 и 5.1 контракта).
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.09.2019 по делу N А79-1377/2019 отменил решение суда первой инстанции, признал незаконным решение Службы от 22.01.2019 N 72-РНП-2018 о включении сведений об ООО "Коммерческие маршрутные перевозки" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
ООО "Коммерческие маршрутные перевозки", сославшись на Постановление от 30.09.2019 по делу N А79-1377/2019, сочло электронный аукцион недействительным в связи с чем обратилось в арбитражный суд с иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее и заслушав лиц, участвующих в деле, окружной суд счел, что оспоренные судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
По смыслу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации к основным началам гражданского законодательства относятся принципы свободного осуществления гражданских прав, возможность их ограничения только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также добросовестность действий участников гражданских правоотношений и недопустимость извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 данного кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Таким образом, при предъявлении иска о признании торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
В данном случае в аукционной документации (подпункте 9 пункта 20 информационной карты электронного аукциона) было установлено требование - отсутствие в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупки.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что конкурсная комиссия обоснованно признала вторую часть заявки ООО "Коммерческие маршрутные перевозки" несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией для участия в аукционе. При этом суд отметил, что последующее признание недействительным решения антимонопольного органа о включении истца в реестр недобросовестных поставщиков не влияет на оценку законности решения комиссии исходя из обстоятельств, существовавших на момент проведения электронного аукциона.
Между тем суды не учли следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" одним из способов обеспечения надлежащего исполнения государственных и муниципальных контрактов является ведение уполномоченным государственным органом реестра недобросовестных поставщиков, включение в который может препятствовать участию в закупке (статья 31 Закона).
В пункте 11 статьи 104 упомянутого Закона предусмотрено право заинтересованного лица обжаловать действия и решения уполномоченного органа по его включению в реестр недобросовестных поставщиков в судебном порядке.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания судом акта государственного органа недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Одним из способов защиты нарушенных прав, предусмотренных статьей 12 Кодекса, является признание сделки недействительной.
При этом пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что одним из оснований признания торгов недействительными может быть необоснованное отстранение от участия в них.
Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11, по смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными должно повлечь восстановление прав истца.
При установлении судом в рамках настоящего дела существенных нарушений, допущенных на любом этапе организации и проведении торгов, в том числе связанных с неправомерным допуском либо недопуском к торгам, суд может, с учетом всех обстоятельств дела, признать недействительными как сами торги, так и договор, заключенный с лицом, выигравшим торги в рамках искового производства.
Предъявление в суд любого требования ставит своей целью восстановление нарушенного или оспоренного права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции счел, что незаконное включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не может повлечь наступления законных последствий в виде отстранения от участия в торгах, а потому при определении конкурсной комиссией победителя, признание второй части заявки Общества не соответствующей требованиям аукционной документации явилось существенной ошибкой, повлиявшей на действительность торгов и нарушившей права и законные интересы истца, как участника конкурса, предложившего наибольшую цену.
С учетом изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о соблюдении организатором торгов правил проведения конкурса нельзя признать правильным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В связи с допущенными нарушениями норм права и несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным по делу фактическим обстоятельствам решение от 03.07.2020 и постановление от 29.10.2020 в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а аукцион и заключенный по его результатам муниципальный контракт - признанию недействительными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат взысканию с Управления и ИП Васильева В.В. в пользу Общества.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А79-3120/2020 отменить.
Признать недействительными электронный аукцион N 0815300003218000605 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальному маршруту города Чебоксары N 41 по регулируемым тарифам и муниципальный контракт от 19.06.2019 N Ф.2019.254509, заключенный Управлением жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики с индивидуальным предпринимателем Васильевым Владиславом Георгиевичем.
Взыскать с администрации города Чебоксары Чувашской Республики в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммерческие маршрутные перевозки" 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска, 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Васильева Владислава Георгиевича в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммерческие маршрутные перевозки" 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска, 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания судом акта государственного органа недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Одним из способов защиты нарушенных прав, предусмотренных статьей 12 Кодекса, является признание сделки недействительной.
При этом пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что одним из оснований признания торгов недействительными может быть необоснованное отстранение от участия в них.
Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11, по смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными должно повлечь восстановление прав истца.
...
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А79-3120/2020 отменить."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф01-210/21 по делу N А79-3120/2020