30 сентября 2019 г. |
А79-1377/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Волгиной О.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммерческие маршрутные перевозки" (428000, г. Чебоксары, ул. Пролетарская, д. 18; ОГРН 104212001237, ИНН 2124021600)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.06.2019
по делу N А79-1377/2019,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммерческие маршрутные перевозки" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 22.01.2019 по делу N 72-РНП-2018,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Коммерческие маршрутные перевозки" - Стратьева А.В. по доверенности от 12.03.2019 сроком действия три года,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - Терентьевой Е.И. по доверенности от 09.01.2019 сроком действия один год;
Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Николаева Д.О. по доверенности от 16.09.2019 N 23,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммерческие маршрутные перевозки" (далее - Общество, ООО "Коммерческие маршрутные перевозки") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 22.01.2019 по делу N 72-РНП-2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Управление ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.06.2019 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Коммерческие маршрутные перевозки" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнений и уточнений к ней), в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для включения юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.
суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, не исследовал надлежащим образом представленные им доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители антимонопольного органа и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Представитель Управления ЖКХ также указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 27.12.2018 Управление ЖКХ обратилось в Управление с заявлением о внесении сведений об ООО "Коммерческие маршрутные перевозки" в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в связи в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
С целью проверки поступившей информации антимонопольный орган возбудил дело N 72-РНП-2018.
По результатам проверки комиссия Управления приняла решение от 22.01.2019 N 72-РНП-2018 о включении сведений об ООО "Коммерческие маршрутные перевозки" в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО "Коммерческие маршрутные перевозки" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и исходил из того, что антимонопольный орган доказал законность и обоснованность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу положений статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выполняет функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, контроля в сфере размещения заказов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, а также в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Статья 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривает в части 1, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
На территории Чувашской Республики-Чувашии принят и действует Закон ЧР от 29.12.2003 N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" (далее- Закон N 48), согласно статье 3 которого деятельность по организации регулярных перевозок в Чувашской Республике регулируется Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 4 Закона N 48 организация регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона.
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Системное толкование вышеприведенных правовых норм позволяет суду прийти к выводу о том, что положения Федерального закона N 44-ФЗ применяются только в части порядка заключения муниципального контракта, при этом обязательно учитываются положения Федерального закона N 220-ФЗ, который является специальным законом, регулирующим вопрос организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а также ответственности перевозчиков.
Суд отмечает, что ни Федеральный закон N 220-ФЗ, ни Закон N 48 не предусматривают ответственность перевозчика в случае нарушения условий муниципального контракта в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков, который ведется антимонопольным органом.
Специфический характер деятельности перевозчиков, регулируемый Федеральным законом N 220-ФЗ, предполагает ведение уполномоченным органом отдельного реестра недобросовестных перевозчиков, а также наличие иных самостоятельных оснований для включения в него перевозчиков (отказ приступить к исполнению муниципального контракта; неоднократное привлечение в течение года к административной ответственности, вступление в силу судебного акта об аннулировании лицензии, установление фактов предоставления недостоверных сведений в заявке и документах на участие в конкурсе, аукционе и т.д.).
Однако на территории Чувашской Республики-Чувашии в отличие от других субъектов Российской Федерации (например, Тверская область) не принято нормативных актов, регулирующих вопрос ведения реестра недобросовестных перевозчиков.
Проанализировав содержание главы 7 "Контроль за осуществлением регулярных перевозок" Федерального закона N 220-ФЗ, суд установил, что контроль за деятельностью перевозчиков осуществляют органы государственного транспортного контроля, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления, которые заключили государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.
Аналогичные положения содержатся в части 14 статьи 4 Закона N 48.
Федеральная антимонопольная служба России и ее структурные подразделения не поименована в качестве контрольного органа в отношении перевозчиков ни в Федеральном законе N 220-ФЗ, ни в Законе N 48, ни в иных нормативных правовых актах.
Следовательно, при рассмотрении заявления Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г.Чебоксары и принятии решения о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике вышло за пределы предоставленных ему законодательством полномочий, что является достаточным основанием для признания оспариваемого решения незаконным, не соответствующим Федеральному закону N 220-ФЗ, Закону N 48 независимо от наличии/отсутствия к тому фактических и правовых оснований.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято неуполномоченным органом, следовательно, не соответствует Федеральному закону N 220-ФЗ, Закону N 48, Федеральному закону N 44-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований.
Неправильное применение норм материального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.06.2019 по делу N А79-1377/2019 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с Управления подлежат взысканию в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Руководствуясь статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.06.2019 по делу N А79-1377/2019 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 22.01.2019 по делу N 72-РНП-2018.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммерческие маршрутные перевозки" судебные расходы в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1377/2019
Истец: ООО "Коммерческие маршрутные перевозки"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7011/19
12.02.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8051/19
30.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7011/19
19.06.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-1377/19