Нижний Новгород |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А43-48127/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
администрации Приокского района города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021
по делу N А43-48127/2019
по иску открытого акционерного общества "Теплоэнерго"
(ИНН: 5257087027, ОГРН: 1065257065500)
к муниципальному образованию города Нижний Новгород
в лице администрации города Нижний Новгород
(ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579),
администрации Приокского района города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5261015321, ОГРН: 1025203577354)
о взыскании задолженности
и установил:
открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования города Нижнего Новгорода в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация города Нижнего Новгорода) и администрации Приокского района города Нижнего Новгорода (далее - Администрация Приокского района) 1 617 304 рублей 27 копеек задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01.01.2014 по 31.08.2018.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 12.10.2020 (с учетом определения об исправлении описки и арифметической ошибки от 15.01.2021), оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021, удовлетворил иск частично: взыскал с Администрации Приокского района в пользу Общества 445 231 рубль 87 копеек задолженности, в удовлетворении остальной части иска отказал. Суды пришли к выводу о пропуске Обществом срока исковой давности по требованиям за период с января 2014 по август 2017 года, что послужило основанием для частичного отказа в иске. В удовлетворении иска к Администрации города Нижнего Новгорода отказано ввиду того, что полномочия по возмещению расходов по незаселенному жилому помещению муниципального жилищного фонда в части платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальную услугу по отоплению, переданы Администрации Приокского района.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, разъяснениями, изложенными в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13).
Администрация Приокского района не согласилась с состоявшимися судебными актами, и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций при принятии судебных актов руководствовались постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 18.07.2011 N 2889 "Об утверждении порядка финансирования из бюджета города Нижнего Новгорода расходов по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в части платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальную услугу по отоплению" (далее - Постановление N 2889), однако у Администрации Приокского района отсутствовала возможность исполнить указанное постановление.
Податель жалобы обращает внимание суда округа на то, что жилые помещения, расположенные по адресам: город Нижний Новгород, улица Арсеньева, дом 3, квартира 123 и проспект Гагарина, дом 113, квартира 45, имеют собственников, о чем свидетельствуют представленные ответчиком документы федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Кассатор считает, что спорная задолженность образовалась перед акционерным обществом "Домоуправляющая компания Прикоского района" (далее - Компания), а не Обществом. Жилые помещения, расположенные по адресам: город Нижний Новгород, улица Бонч-Бруевича, дом 10, проспект Гагарина, дома 118 и 122, улица Цветочная, дома 7 и 7, корпус 2, не были предметом договора уступки права требования Общества и Компании.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы, изложенные в ней, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Администрация города Нижнего Новгорода ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды, муниципальное образование город Нижний Новгород является собственников ряда жилых незаселенных помещений в многоквартирных жилых домах, в которые Общество в спорный период поставило коммунальный ресурс.
Компания (цедент), являющаяся управляющей организацией многоквартирных жилых домов, в которых находится указанные помещения, заключила с Обществом (цессионарий) договор уступки права требования от 30.09.2018, по условиям которого цедент уступил, а цессионарий принял права требования оплаты коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также иные права, связанные с передаваемыми правами, в том числе право на взыскание пени за несвоевременное внесение платы за указанные коммунальные услуги, потребленные гражданами (потребителями), проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении цедента на основании договоров управления многоквартирными домами, указанных в приложении 1 к договору.
Неоплата поставленного коммунального ресурса послужила основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В силу статей 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1 статей 36 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, и они несут бремя расходов на содержание указанного имущества.
Собственник помещения обязан нести расходы на его содержание, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 153 (часть 1, пункт 1 части 2 и часть 3) Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В пункте 13 Постановления N 13 разъяснено, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Согласно пункту 1 Постановления N 2889 (действовавшего в спорный период) возмещению из бюджета города Нижнего Новгорода по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в части платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальную услугу по отоплению подлежат расходы, произведенные организациями жилищно-коммунального комплекса, с которыми администрациями районов города Нижнего Новгорода заключены соответствующие договоры, в зависимости от выбранного собственниками помещений многоквартирного дома способа управления.
В силу пункта 2.1 Постановления N 2889 Администрация соответствующего района города Нижнего Новгорода формирует и направляет в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода пакет документов по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда для согласования суммы расходов, подлежащей возмещению.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что лицом, обязанным оплатить оказанные коммунальные услуги, является Администрация Приокского района, как лицо, наделенное соответствующей обязанностью Постановлением N 2889.
Аргумент Администрации Приокского района о невозможности исполнить указанное постановление не может быть принят судом округа, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Организационные трудности, связанные с определением порядка реализации установленного Администрацией города Нижнего Новгорода порядка внесения платы за коммунальные услуги, не могут явиться причиной отказа во взыскании документально подтвержденной задолженности.
Довод заявителя о том, что спорная задолженность образовалась перед Компанией, а не Обществом, отклоняется судом округа, как несостоятельный.
Общество и Компания, действуя в пределах прав, предоставленных действующим законодательством, заключили договор уступки права требования, в связи с чем право требования оплаты спорной задолженности и все связанные с ним права перешли к истцу.
Возражения Администрации Приокского района о том, что жилые помещения, расположенные по адресам: город Нижний Новгород, улица Бонч-Бруевича, дом 10, проспект Гагарина, дома 118 и 122, улица Цветочная, дома 7 и 7 корпус 2 не были предметом договора уступки права требования Общества и Компании, отклоняются судом округа, поскольку документы, подтверждающие возникновении у истца права требования по спорным домам приобщены к материалам дела судом апелляционной инстанции, о чем сделана соответствующая отметка в протоколе судебного заседания от 19.01.2021.
Аргументы кассатора о том, что жилые помещения, расположенные по адресам: город Нижний Новгород, улица Арсеньева, дом 3, квартира 123 и проспект Гагарина, дом 113, квартира 45, имеют собственников, также не может быть принят судом округа, поскольку документы, на которых Администрация Приокского района, обосновывает свои возражения, не приобщены к материалам дела и не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств, переоценка которых в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы составляют 3000 рублей и подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А43-48127/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Приокского района города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 153 (часть 1, пункт 1 части 2 и часть 3) Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
...
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф01-1661/21 по делу N А43-48127/2019