Нижний Новгород |
|
21 апреля 2021 г. |
Дело N А11-1579/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от истца: Сысоева Д.Н. (доверенность от 04.07.2019),
Таланова А.А. (доверенность от 22.01.2020),
от ответчика: Запрудновой Е.В. (доверенность от 08.10.2020),
Ильиной Л.Н. (доверенность от 26.05.2020),
Марковой И.В. (доверенность от 26.05.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального образования городской округ город Владимир
в лице администрации города Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.07.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020
по делу N А11-1579/2019
по иску муниципального образования городской округ город Владимир
в лице администрации города Владимира
к Владимирской области в лице Департамента образования Владимирской области
о взыскании 951 184 065 рублей
и установил:
муниципальное образование городской округ город Владимир в лице администрации города Владимира (далее - Администрация, муниципальное образование) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Владимирской области в лице Департамента образования Владимирской области (далее - Департамент) о взыскании 951 184 065 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление образования администрации города Владимира (далее - Управление), муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия управления образования" (далее - Учреждение), Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области (далее - Департамент финансов).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 20.07.2020 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций нарушили нормы материального права, не установили юридически значимые обстоятельства для правильного разрешения спора, сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам. По мнению Администрации, суды не учли имеющее преюдициальное значение решение Владимирского областного суда от 11.07.2019, принятое по делу N 3а-51/2019, установившего нарушение бюджетных прав муниципального образования, а также нарушение администрацией Владимирской области Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). Администрация полагает, что причинно-следственная связь между противоправными действиями Департамента и возникшими у муниципального образования убытками, доказана.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителями в судебном заседании.
Департамент в возражении на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами Администрации, указав на законность и обоснованность судебных актов.
Управление и Учреждение в отзывах просили удовлетворить кассационную жалобу.
Департамент финансов в заключении на кассационную жалобу просил в ее удовлетворении отказать.
Управление, Учреждение и Департамент финансов, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах приведенных доводов.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Постановлением Губернатора Владимирской области от 09.09.2013 N 998 "Об утверждении нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях" (далее - Постановление N 988) утверждены нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включающих расходы на оплату труда, на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), согласно приложению.
Согласно расчету затрат, размер расходов из бюджета города Владимира на заработную плату сотрудников муниципальных дошкольных образовательных организаций за период с 01.03.2016 по 31.12.2018 составил 951 184 065 рублей 03 копейки.
Администрация, полагая, что поскольку порядок возмещения названных расходов Постановлением N 988 не установлен, муниципальное образование в период с 01.03.2016 по 31.12.2018 понесло убытки в размере 951 184 065 рублей 03 копейки, обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Руководствуясь статьями 2, 12, 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 33, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 8 Закона N 273-ФЗ, правовыми позициями, изложенными в Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", статьей 7 Закона Владимирской области от 12.08.2013 N 86-03 "Об образовании во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных Законов Владимирской области в сфере образования" (далее - Закон N 86-03), Постановлением N 988, Арбитражный суд Владимирской области придя к выводу, что расчет размера субвенции осуществлен в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства, действующими в спорный период, и, установив, что совокупность условий для возложения на Департамент гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков (противоправность действий (вина) ответчика, причинно-следственная связь между убытками истца и поведением ответчика) не нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения спора, отказал в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 1 статьи 1064 Кодекса предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 140 БК РФ).
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 273-ФЗ определено, что в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 273-ФЗ обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 7 Закона N 86-03 (в редакции, действовавшей в спорный период) размер субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), определяется в соответствии с методикой расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), являющейся приложением 2 к данному Закону.
Методикой установлено, что расчет размера субвенции осуществляется по формуле, указанной в приложении N 2 к Закону N 86-03: численность обучающихся умножается на норматив, установленный Постановлением N 998.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что решением Владимирского областного суда от 11.07.2019 по делу N 3а-51/2019 приложение к Постановлению N 998 (в редакции постановления администрации Владимирской области от 15.03.2019 N 176) в той части, в которой оно не предусматривает определение методики (механизма) установления коэффициента i, используемого в приложении к постановлению для расчета норматива расходов на оплату труда с начислениями работников дошкольного образования в дошкольных организациях признано недействующим с момента вступления судебного акта в законную силу, поскольку до этого момента правовые нормы Постановления N 998 применялись, на основании его были реализованы права муниципального образования, муниципальных дошкольных образовательных организаций Владимирской области, что также подтверждается материалами дела N 3а-51/2019. Данным решением не были установлены факты финансирования муниципального образования на цели получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в недостаточном размере.
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что в соответствии с методикой, действующей в спорный период времени размер субвенции для органов самоуправления области был рассчитан в соответствии с нормативом.
Законами Владимирской области от 28.12.2015 N 188-03 "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", от 28.12.2016 N 149-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", от 27.12.2017 N 124-03 "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в 2016 году, 2017 году, 2018 году муниципальному образованию определены субвенции в размере 675 072 тысяч рублей, 741 873 тысяч рублей, 794 562 700 рублей соответственно.
Департамент и Администрация заключили соглашение о предоставлении муниципальному образованию субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов от 01.02.2014 N 130, которое действовало в 2014 - 2016 годах.
Названные стороны также заключили соглашение о предоставлении муниципальному образованию субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов от 31.01.2017 N 67, которое действовало в 2017 - 2019 годах.
Администрации в рамках исполнения соглашения в 2016 году предоставлена субвенция в размере 688 215 200 рублей; в 2017 году - 753 696 700 рублей; в 2018 году - 822 677 200 рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и во взаимосвязи, с учетом того, что предоставленные средства переданы в органы местного самоуправления, суды верно установили, что Департамент реализовал свои полномочия, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 Закона N 273-ФЗ, а также соглашениями, заключенными с Администрацией, в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу, что материалами дела не подтверждается наличие в совокупности условий для возложения на Департамент гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, в том числе, не выявлена причинно-следственная связь между несением Администрацией убытков и действиями Департамента, и правомерно оказали в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка Администрации на то, что суды не учли имеющее преюдициальное значение решение Владимирского областного суда от 11.07.2019 по делу N 3а-51/2019, была предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонена с приведением надлежащего обоснования.
Иные доводы Администрации не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятых судебных актов и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А11-1579/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Владимир в лице администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что решением Владимирского областного суда от 11.07.2019 по делу N 3а-51/2019 приложение к Постановлению N 998 (в редакции постановления администрации Владимирской области от 15.03.2019 N 176) в той части, в которой оно не предусматривает определение методики (механизма) установления коэффициента i, используемого в приложении к постановлению для расчета норматива расходов на оплату труда с начислениями работников дошкольного образования в дошкольных организациях признано недействующим с момента вступления судебного акта в законную силу, поскольку до этого момента правовые нормы Постановления N 998 применялись, на основании его были реализованы права муниципального образования, муниципальных дошкольных образовательных организаций Владимирской области, что также подтверждается материалами дела N 3а-51/2019. Данным решением не были установлены факты финансирования муниципального образования на цели получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в недостаточном размере.
...
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и во взаимосвязи, с учетом того, что предоставленные средства переданы в органы местного самоуправления, суды верно установили, что Департамент реализовал свои полномочия, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 Закона N 273-ФЗ, а также соглашениями, заключенными с Администрацией, в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 апреля 2021 г. N Ф01-1222/21 по делу N А11-1579/2019