Нижний Новгород |
|
21 апреля 2021 г. |
Дело N А79-7170/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Когута Д.В.,
при участии представителей
от истца: Лукиной Т.В. (доверенность от 11.01.2021 N 29),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарске
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.08.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А79-7170/2019
по заявлению акционерного общества "Управление отходами"
(ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарске
о признании незаконными пункта 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и требования пункта 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н в части обязания акционерного общества Управление отходами" в случае обнаружения бесхозных источников ионизирующего излучения организовать и провести мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, в том числе ликвидации последствий радиационной аварии, а также включение в раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр", Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии,
и установил:
акционерное общество "Управление отходами" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарске (далее - Управление) о признании незаконными и отмене предписаний от 22.03.2019 N 31-Н и от 07.06.2019 N 50-Н.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.11.2019 дела N А79-7170/2019 и А79-9120/2019 были объединены в одно производство, которому присвоен номер А79-7170/2019.
К участию в деле N А79-7170/2019 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр", Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, Обществом было заявлено ходатайство об изменении предмета заявленных требований, а именно: о признании незаконными пункта 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и требования пункта 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н в части обязании Обществу в случае обнаружения бесхозных источников ионизирующего излучения организовать и провести мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, в том числе ликвидации последствий радиационной аварии, а также включение в раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника.
Суд первой инстанции в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял изменение предмета заявленных требований.
Решением суда первой инстанции от 26.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.12.2020, заявление удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что судебные акты, вынесенные судами первой и апелляционной инстанций, являются необоснованными в связи с неправильным применением норм материального права, применением закона, не подлежащего применению, и несоответствием выводов, изложенных в обжалуемых актах, обстоятельствам дела.
Управление не согласилось с выводом суда первой инстанции о том, что ответственность за организацию проведения работ по обнаружению, восстановлению контроля над источником излучения и по утилизации "бесхозных" источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов должна быть возложена на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с тем, что круг исполнителей в части восстановления контроля над источником не определен и не ограничен, бесхозность источника на момент выдачи предписания не определена и не доказана.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 15.03.2019 N 31-Н в отношении Общества была проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 22.03.2019 N 31-Н.
Согласно акту проверки от 22.03.2019 N 31-Н выявлены нарушения обязательных требований, а именно: 1) программа производственного контроля акционерного общества "Управление отходами" не содержит сведений о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях), связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью, и о мероприятиях, направленных на соблюдение требований санитарных правил и гигиенических нормативов по ликвидации последствий таких ситуаций, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", пунктов 3.8, 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; 2) в организации отсутствует план мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"; 3) Общество по месту нахождения структурного подразделения: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский, владение 16 а, после установления радиационного загрязнения поступивших на полигон отходов, не организовало и не провело мероприятий по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в том числе по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением. В частности, в целях обеспечения радиационной безопасности персонала не вывешены предупреждающие надписи, извещающие о радиационной опасности и запрете входа в зону на существующих физических барьерах - ограждении; источник ионизирующего излучения не удален от обслуживающего персонала и других лиц на возможно большее расстояние, а именно в 10 метрах располагается будка охранника, в 20 метрах осуществляется движение автотранспорта и персонала. Территория ограждена только ленточным ограждением с двумя знаками радиационной опасности, что является нарушением пункта 2.3.2, СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности" (ОСПОРБ-99/2010), пункта 5.4 МР 2.6.1.0050-11 "Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии", разработанных в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", пунктов 5.1.1., 5.1.2., 6.1., 6.2. СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ99/2009)".
В соответствии с выявленными нарушениями Обществу выдано предписание от 22.03.2019 N 31-Н об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, которым на заявителя возложена обязанность устранить следующие нарушения, а именно: доработать программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по филиалу АО "Управление отходами", сведениями о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях) связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью, и мероприятия, направленные на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов по ее ликвидации, в том числе планом мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, в срок до 27.03.2019; организовать и провести мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в том числе восстановить контроль над источником излучения и свести к минимуму дозы облучения, количество облученных лиц, радиоактивное загрязнение окружающей среды, экономические и социальные последствия.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 07.05.2019 N 50-Н была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества, по месту нахождения структурного подразделения: Чувашская Республика, город Новочебоксарск, проезд Шоршельский, владение 16, 16а, с целью проверки выполнения пунктов 1, 2 предписания от 12.04.2019 N 40-Н.
По результатам проверки, проведенной в отношении Общества, составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07.06.2019 N 50-Н, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований, а именно невыполнение пунктов 1, 2 предписания от 12.04.2019 N 40-Н, сроки исполнения которых установлены 22.04.2019, 26.04.2019, а именно: программа проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий Филиала акционерного общества "Управление отходами" в городе Новочебоксарске (далее - программа) не содержит сведений о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях, радиационных загрязнениях), связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью (раздел 9 программы не доработан вышеуказанными сведениями); указанный в программе, утвержденной директором филиала акционерного общества "Управление отходами" 29.03.2019, перечень (раздел 10 программы) не содержит мероприятий (организационных, инженерно-технических и др.), непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника; мероприятия разработаны лишь для случаев обнаружения бесхозных источников радиоактивного загрязнения; не разработан план мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", пунктов 3.8, 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; филиалом акционерного общества "Управление отходами" не организованы мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в частности транспортное средство - мусоровоз SKANIA гос. номер Е550НЕ с превышением радиационного фона не отправлено на специально отведенную площадку отстоя, что предусмотрено пунктом 3.31 Технологического регламента эксплуатации объектов филиала акционерного общества "Управление отходами" в г. Новочебоксарск. Специально отведенная площадка для отстоя не определена. Мусоровоз расположен по линии производственного процесса, рядом с путями движения персонала, машин. По состоянию на 06.06.2019 16 часов 05 минут на момент осмотра площадки транспортное средство - мусоровоз SKANIA гос. номер Е550НЕ с превышением радиационного фона на площадке отсутствует, при этом не представлены сведения о ликвидации радиационного загрязнения, заключительном радиационном контроле, предназначенном для оценки возможного завершения работ по ликвидации последствий аварии (загрязнения), эффективности выполнения защитных мероприятий и оценки индивидуальных и коллективных доз облучения персонала, документально зафиксированные результаты радиометрических измерений и анализов не представлены, не представлена информация о радиационной обстановке. Таким образом, не проведены мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, не приняты исчерпывающие меры по восстановлению контроля над источником излучения, что является нарушением пункта 2.3.2, СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010); пунктов 6.1., 6.2 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".
В соответствии с выявленными нарушениями акционерному обществу "Управление отходами" выдано предписание от 07.06.2019 N 50-Н об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 21.06.2019 доработать программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по филиалу акционерного общества "Управление отходами" г. Новочебоксарск, сведениями о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях, радиационных загрязнениях), связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью (раздел 9 программы), доработать раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника, в том числе разработать план мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
Не согласившись с требованиями пункта 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и пункта 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н в части обязания акционерного общества "Управление отходами" в случае обнаружения бесхозных источников ионизирующего излучения организовать и провести мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, в том числе ликвидации последствий радиационной аварии, а также включение в раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника, акционерное общество "Управление отходами" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Заявленное требование в части пункта 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н мотивировано тем, что оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 21.06.2019 доработать программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по филиалу акционерного общества "Управление отходами" г. Новочебоксарск, сведениями о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях, радиационных загрязнениях), связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью (раздел 9 программы), доработать раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника, в том числе разработать план мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
Заявленные требования в части пункта 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н мотивированы тем, что оспариваемым предписанием, на заявителя возложена обязанность устранить следующие нарушения: доработать программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по филиалу акционерного общества "Управление отходами", сведениями о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях) связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью, и мероприятия, направленные на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов по ее ликвидации, в том числе планом мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности в срок до 27.03.2019; организовать и провести мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в том числе по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением в срок до 29.03.2019.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что пункт 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и пункт 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный регламент), исполнение государственной функции включает в себя в том числе следующую административную процедуру - проведение проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Указанная административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Как верно установили суды первой и апелляционной инстанций, внеплановая выездная проверка, по результатам которой выданы оспариваемые в рамках настоящего дела предписания, проведена в отношении заявителя уполномоченным органом и с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований.
В силу статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь, в том числе, план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
В силу п. 3.8, п. 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор; другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
Представленная акционерным обществом "Управление отходами" в материалы дела Программа проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по филиалу акционерного общества "Управление отходами" в городе Новочебоксарске, утвержденная директором филиала 29.03.2019, в графе "Перечень мероприятий для проведения эффективного контроля" раздела 10 содержит указание: обнаружение бесхозных радиоактивных источников при срабатывании прибора радиационного контроля Янтарь-2С; в графе "Первоочередные мероприятия, направленные на ликвидацию" раздела 10 Программы указаны мероприятия, такие как: помещение транспортного средства на специальную площадку, на территории МСК; выставление предупредительных знаков радиационной безопасности и ограждение опасной зоны; проведение мероприятий по защите работников предприятия; сообщение руководству предприятия, оповещение собственника транспортного средства, органов ГО и ЧС, МВД и Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике; данным разделом предусмотрена координация действий должностных лиц заявителя, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по принятию решения о направлении автомобиля на специализированную площадку для разгрузки автомобиля с целью извлечения источника ионизирующего излучения с привлечением персонала группы А, технических средств радиационной защиты, радиационного контроля, индивидуального дозиметрического контроля, контейнеров для транспортировки данных радиоактивных источников к месту временного хранения.
Управление не указало, какие мероприятия обязано указать акционерное общество "Управление отходами" в разделе 10 (организационные, инженерно-технические и непосредственно направленные на ликвидацию радиационного загрязнения и взятие под контроль радиационного источника).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что раздел 10 Программы в полной мере содержит в себе перечень мероприятий, направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного излучения, а также мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять только организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Радиационные источники, радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц (статья 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая нормы статьи 14 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" радиоактивные отходы являются объектами, ограниченно оборотоспособными (могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению).
Федеральным законом от 04.11.2005 N 139-ФЗ "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами" ратифицирована Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, подписанная от имени Российской Федерации в городе Вене 27.01.1999.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает, чтобы основная ответственность за безопасность обращения с отработавшим топливом или с радиоактивными отходами была возложена на обладателя соответствующей лицензии, и принимает соответствующие меры по обеспечению того, чтобы каждый такой обладатель лицензии выполнял свои обязанности.
Если такой обладатель лицензии или другая ответственная сторона отсутствует, то ответственность возлагается на Договаривающуюся Сторону, которая обладает юрисдикцией над отработавшим топливом радиоактивными отходами (пункт 2 статьи 21 Конвенции).
Радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды (статья 1 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения").
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 2 Общих положений Указа).
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 300 утверждена государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Одним из ожидаемых результатов государственной подпрограммы N 1 "Предупреждение, спасение, помощь" в составе государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" является предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за счет проведения неотложных превентивных мер, обнаружения и обезвреживания "бесхозных" источников ионизирующего излучения, радиоактивных, взрывоопасных, пожароопасных и токсичных отходов. Обеспечение реализации неотложных и внеплановых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является одной из задач подпрограммы. Ответственным исполнителем подпрограммы (соисполнителем Программы) является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.1994 N 989 "О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте" утвержден "Порядок использования средств целевого финансового резерва, обеспечивающего оперативность и целевую направленность при финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте".
В соответствии с пунктом 3 Порядка средства целевого финансового резерва могут использоваться на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, в том числе проведение неотложных превентивных мер по защите населенных пунктов и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными процессами и явлениями (паводки, пожары, лавины, селевые потоки); обеспечение работ по обнаружению и утилизации "бесхозных" источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов; подготовку и проведение мероприятий, связанных с обследованием и уничтожением запасов взрывоопасных, пожароопасных и токсичных продуктов.
Как верно установили суды первой и апелляционной инстанции, ответственность за организацию проведения работ по восстановлению контроля над источником излучения и утилизации "бесхозных" источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов не может быть возложена на акционерное общество "Управление отходами", поскольку данный вид деятельности должен осуществляться лицом, к полномочиям которого данные действия отнесены.
Доводы Управления о том, что бесхозность источника на момент выдачи предписания не определена и не доказана, судом кассационной инстанции отклоняются, в связи с тем, что материалы дела не свидетельствуют о выявлении на момент проведения проверок в отношении акционерного общества "Управление отходами" источника ионизирующего излучения.
Из решения Новочебоксарского городского суда от 11.06.2019 по делу N 2-1078/2019, вступившего в законную силу, следует, что судебная защита не может носить превентивный характер, то есть осуществляться с целью защиты от потенциальных будущих нарушений права, а осуществляется лишь в отношении уже нарушенного права. На момент вынесения решения по соответствующему иску такое неисполнение уже должно иметь место и быть не исполненным на дату принятия судом решения, что будет являться основанием для понуждения ответчика к совершению определенных действий, описание которых в количественных, качественных и иных необходимых характеристиках должно содержаться в резолютивной части решения.
Как верно установили суды первой и апелляционной инстанций, решение суда общей юрисдикции имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Управление освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.08.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А79-7170/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
...
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 300 утверждена государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
...
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.1994 N 989 "О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте" утвержден "Порядок использования средств целевого финансового резерва, обеспечивающего оперативность и целевую направленность при финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 апреля 2021 г. N Ф01-1191/21 по делу N А79-7170/2019