г. Владимир |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А79-7170/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26 августа 2020 года по делу N А79-7170/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Управление отходами" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск, третьи лица: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр", Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконными пункта 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и требования пункта 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н в части обязания акционерного общества Управление отходами" в случае обнаружения бесхозных источников ионизирующего излучения организовать и провести мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, в том числе ликвидации последствий радиационной аварии, а также включение в раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника.
при участии:
от заявителя - Лукина Т.В. по доверенности от 09.09.2020 N 35 сроком действия до 31.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ответчика - Семенова М.С. по доверенности от 11.12.2019 N 67 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании.
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в рамках настоящего дела с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР в г. Новочебоксарск, ответчик) о признании незаконным и отмене предписания от 22.03.2019 N 31-Н.
В рамках дела N А79-9120/2019 акционерное общество "Управление отходами" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской РеспубликеЧувашии в городе Новочебоксарск о признании незаконным и отмене предписания от 07.06.2019 N 50-Н.
Определением суда от 25.11.2019 дела N А79-7170/2019 и N А79-9120/2019 были объединены в одно производство, которому присвоен N А79-7170/2019.
Определением суда от 13.09.2019 к участию в деле N А79-7170/2019 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии.
Определением суда от 10.10.2019 к участию в деле N А79-7170/2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Определением суда от 25.11.2019 к участию в деле N А79-7170/2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО "МВК "Экоцентр".
Определением суда от 23.01.2020 к участию в деле N А79-7170/2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, АО "Управление отходами" было заявлено ходатайство об изменении предмета заявленных требований, а именно: о признании незаконными пункта 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и требования пункта 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н в части обязании АО "Управление отходами" в случае обнаружения бесхозных источников ионизирующего излучения организовать и провести мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, в том числе ликвидации последствий радиационной аварии, а также включение в раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника.
Судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были приняты изменения предмета заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26 августа 2020 года требования удовлетворены, признаны недействительными пункт 2 предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск от 22.03.2019 N 31-Н и пункт 1 предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск от 07.06.2019 N 50-Н в части обязании акционерного общества Управление отходами" в случае обнаружения бесхозных источников ионизирующего излучения организовать и провести мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, в том числе ликвидации последствий радиационной аварии, а также включение в раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника. С Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск в пользу акционерного общества "Управление отходами" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР в г. Новочебоксарск обратился с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26 августа 2020 года отменить, принять новый судебный акт.
Ответчик указывает, что считает указанное решение необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права, в т.ч. применением закона, не подлежащего применению и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР в г. Новочебоксарск не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что ответственность за организацию проведения работ по обнаружению, восстановлению контроля над источником излучения и утилизации "бесхозных" источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов должно быть возложено на МЧС России, являются необоснованными, в связи с тем, что круг исполнителей по восстановлению контроля над источником не определен и не ограничен, кроме того бесхозность источника на момент выдачи предписания не определена и не доказана.
От третьего лица ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает позицию ответчика, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считал решение суда незаконным и необоснованным, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании устно возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда законным и обоснованным, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии от 15.03.2019 N 31-Н была проведена внеплановая проверка в отношении АО "Управление отходами", по месту нахождения структурного подразделения: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский, владение 16, 16 а.
По результатам проведения проверки в отношении АО "Управление отходами" составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 22.03.2019 N 31-Н.
Согласно акту проверки от 22.03.2019 N 31-Н (л.д. 30-34, т. 1) выявлены нарушения обязательных требований, а именно: 1. Программа производственного контроля АО "Управление отходами" не содержит сведений о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях) связанных с обнаружением отходов обладающих радиоактивностью, и мероприятий, направленных на соблюдение требований санитарных правил и гигиенических нормативов по ее ликвидации, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", п.п. 3.8, 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". 2. В организации отсутствует план мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". 3. АО "Управление отходами", по месту нахождения структурного подразделения: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский, владение 16 а, после установления радиационного загрязнения поступивших на полигон отходов, не организованы и не проведены мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в т.ч. по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением. В частности, в целях обеспечения радиационной безопасности персонала, не вывешены предупреждающие надписи, извещающие о радиационной опасности и запрете входа в зону на существующих физических барьерах - ограждении. Источник ионизирующего излучения не удален от обслуживающего персонала и других лиц на возможно большее расстояние, а именно в 10 м. располагается будка охранника, в 20 м. осуществляется движение автотранспорта и персонала. Территория ограждена только ленточным ограждением с двумя знаками радиационной опасности, что является нарушением п. 2.3.2., СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности" (ОСПОРБ-99/2010): п. 5.4 MP 2.6.1.0050-11 "Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии" разработанных в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1996 N3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", пп. 5.1.1., 5.1.2., 6.1., 6.2. СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ99/2009)".
В соответствии с выявленными нарушениями, в адрес АО "Управление отходами" выдано предписание от 22.03.2019 N 31-Н об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований (л.д. 35-36 т. 1), которым на заявителя возложена обязанность устранить следующие нарушения: - доработать программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по филиалу АО "Управление отходами", сведениями о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях) связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью, и мероприятия, направленные на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов по ее ликвидации, в т. ч. планом мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности в срок до 27.03.2019; - организовать и провести мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в т.ч. по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии от 07.05.2019 N 50-Н была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Управление отходами", по месту нахождения структурного подразделения: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский, владение 16, 16а с целью проверки выполнения пунктов 1, 2 предписания от 12.04.2019 N 40-Н.
По результатам проведения проверки в отношении АО "Управление отходами" составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07.06.2019 N 50-Н, согласно которому (л.д. 37-38, т. 2) выявлены нарушения обязательных требований, а именно факты невыполнения пунктов 1, 2 предписания от 12.04.2019 N 40-Н, срок исполнения которых установлен 22.04.2019, 26.04.2019, а именно: п. 1. Программа проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий Филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск (далее программа) не содержит сведений о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях, радиационных загрязнениях), связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью (раздел 9 программы не доработан вышеуказанными сведениями); указанный в программе, утвержденной директором филиала АО "Управление отходами" 29.03.2019, перечень мероприятий (раздел 10 программы) не содержат мероприятий (организационных, инженерно-технических и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника, кроме того мероприятия разработаны лишь для случаев обнаружения бесхозных источников радиоактивного загрязнения. Не разработан план мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", п.п. 3.8, 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". п. 2. Филиалом АО "Управление отходами" не организованы мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в частности транспортное средство - мусоровоз SKANIA гос. номер Е550НЕ с превышением радиационного фона не отправлено на специально отведенную площадку отстоя, что предусмотрено п. 3.31 Технологического регламента эксплуатации объектов Филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск. Специально отведенная площадка для отстоя не определена. Мусоровоз расположен по линии производственного процесса, рядом с путями движения персонала, машин. На 06.06.2019 16 час. 05 мин. на момент осмотра площадки транспортное средство - мусоровоз SKANIA гос. номер Е550НЕ с превышением радиационного фона на площадке отсутствует, при этом не представлены сведения о ликвидации радиационного загрязнения, заключительном радиационном контроле, предназначенном для оценки возможного завершения работ по ликвидации последствий аварии (загрязнения), эффективности выполнения защитных мероприятий и оценки индивидуальных и коллективных доз облучения персонала, документально зафиксированные результаты радиометрических измерений и анализов не представлены, не представлена информация о радиационной обстановке. Таким образом, не проведены мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, не приняты исчерпывающие меры по восстановлению контроля над источником излучения, что явилось нарушением п. 2.3.2., СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010); п.п. 6.1., 6.2. СанПиН 2.6.1.2523- 09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".
В соответствии с выявленными нарушениями, в адрес АО "Управление отходами" выдано предписание от 07.06.2019 N 50-Н об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований (л.д. 39 т.2), которым на заявителя возложена обязанность в срок до 21.06.2019 доработать программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по филиалу АО "Управление отходами" г. Новочебоксарск, сведениями о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях, радиационных загрязнениях), связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью (раздел 9 программы), доработать раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника, в т.ч. разработать план мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
Не согласившись с требованиями пункта 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и пункта 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н в части обязания акционерного общества "Управление отходами" в случае обнаружения бесхозных источников ионизирующего излучения организовать и провести мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, в том числе ликвидации последствий радиационной аварии, а также включение в раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника, АО "Управление отходами" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Заявленное требование пункта по п. 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н в части мотивировано тем, что оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 21.06.2019 доработать программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по филиалу АО "Управление отходами" г. Новочебоксарск, сведениями о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях, радиационных загрязнениях), связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью (раздел 9 программы), доработать раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника, в т.ч. разработать план мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
Заявленные требования в части пункта 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н мотивированы тем, что оспариваемым предписанием, на заявителя возложена обязанность устранить следующие нарушения: - доработать программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по филиалу АО "Управление отходами", сведениями о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях) связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью, и мероприятия, направленные на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов по ее ликвидации, в т. ч. планом мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности в срок до 27.03.2019; - организовать и провести мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в т.ч. по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением в срок до 29.03.2019.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые пункт 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и пункт 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный регламент), исполнение государственной функции включает в себя в том числе следующую административную процедуру - проведение проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Указанная административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, внеплановая выездная проверка, по результатам которой выданы оспариваемые в рамках настоящего дела предписания, проведена в отношении заявителя уполномоченным органом и с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований.
В рассматриваемом случае, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР в г. Новочебоксарск вменяет заявителю нарушение статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", п.п. 3.8, 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Так, п. 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и п. 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н в оспариваемых частях указывают на обязание акционерного общества "Управление отходами" в случае обнаружения бесхозных источников ионизирующего излучения организовать и провести мероприятия по восстановлению контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, в том числе ликвидации последствий радиационной аварии, а также включение в раздел 10 программы мероприятиями (организационными, инженерно-техническими и др.) непосредственно направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника.
В силу ст. 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь в том числе план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
В силу п. 3.8, п. 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор; другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
Представленная АО "Управление отходами" в материалы дела Программа проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по Филиалу АУ "Управление отходами" в г. Новочебоксарск, утвержденная директором филиала 29 марта 2019 года (л.д. 55 т. 2) в графе "Перечень мероприятий для проведения эффективного контроля" раздела 10 Программы указаны: обнаружение бесхозных радиоактивных источников при срабатывании прибора радиационного контроля Янтарь-2С; в графе "Первоочередные мероприятия, направленные на ликвидацию" раздела 10 Программы указаны мероприятия, такие как: помещение транспортного средства на специальную площадку, на территории МСК; выставление предупредительных знаков радиационной безопасности и ограждение опасной зоны; проведение мероприятий по защите работников предприятия; сообщение руководству предприятия, оповещение собственника транспортного средства, органов ГО и ЧС, МВД и Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, кроме того, данный раздел предусматривает координацию действий должностных лиц заявителя, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по принятию решения о направлении автомобиля на специализированную площадку для разгрузки автомобиля с целью извлечения источника ионизирующего излучения с привлечением персонала группы А, технических средств радиационной защиты, радиационного контроля, индивидуального дозиметрического контроля, контейнеров для транспортировки данных радиоактивных источников к месту временного хранения.
Какие еще мероприятия обязано указать АО "Управление отходами" в разделе 10 (организационные, инженерно-технические и непосредственно направленные на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного источника) ответчиком не указано.
Между тем, суд находит, что раздел 10 Программы в полной мере содержит в себе перечень мероприятий, направленных на ликвидацию радиационного загрязнения и взятия под контроль радиационного излучения, а также по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять только организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Радиационные источники, радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц (статья 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу положений статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая нормы статьи 14 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" радиоактивные отходы являются объектами, ограниченно оборотоспособными (могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению).
Федеральным законом от 04.11.2005 N 139-ФЗ "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами" ратифицирована Объединенную конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, подписанная от имени Российской Федерации в городе Вене 27 января 1999 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает, чтобы основная ответственность за безопасность обращения с отработавшим топливом или с радиоактивными отходами была возложена на обладателя соответствующей лицензии, и принимает соответствующие меры по обеспечению того, чтобы каждый такой обладатель лицензии выполнял свои обязанности.
Если такой обладатель лицензии или другая ответственная сторона отсутствует, то ответственность возлагается на Договаривающуюся Сторону, которая обладает юрисдикцией над отработавшим топливом радиоактивными отходами (пункт 2 статьи 21 Конвенции).
Радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды (статья 1 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения").
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 2 Общих положений Указа).
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 300 утверждена государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Одним из ожидаемых результатов государственной подпрограммы N 1 "Предупреждение, спасение, помощь" в составе государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" является предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за счет проведения неотложных превентивных мер, обнаружения и обезвреживания "бесхозных" источников ионизирующего излучения, радиоактивных, взрывоопасных, пожароопасных и токсичных отходов. Обеспечение реализации неотложных и внеплановых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является одной из задач подпрограммы. Ответственным исполнителем подпрограммы (соисполнителем Программы) является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.1994. N 989 "О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте" утвержден "Порядок использования средств целевого финансового резерва, обеспечивающего оперативность и целевую направленность при финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте".
В соответствии с пунктом 3 Порядка средства целевого финансового резерва могут использоваться на: мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, в том числе: проведение неотложных превентивных мер по защите населенных пунктов и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными процессами и явлениями (паводки, пожары, лавины, селевые потоки); обеспечение работ по обнаружению и утилизации "бесхозных" источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов; подготовку и проведение мероприятий, связанных с обследованием и уничтожением запасов взрывоопасных, пожароопасных и токсичных продуктов.
Как верно отметил суд первой инстанции, ответственность за организацию проведения работ по восстановлению контроля над источником излучения и утилизации "бесхозных" источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов не может быть возложена на АО "Управление отходами", поскольку данный вид деятельности должен осуществляться лицом, к полномочиям которого данные действия отнесены.
Доводы ответчика о том, что бесхозность источника на момент выдачи предписания не определена и не доказана, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие установленным по делу обстоятельствам, поскольку материалы дела не свидетельствуют о выявлении в момент проведенных проверок в отношении АО "Управление отходами" источника ионизирующего излучения. Кроме того, оспариваемые пункты предписаний обязывают АО "Управление отходами" организовать и провести мероприятия именно в случае обнаружения бесхозных источников ионизирующего излучения.
Кроме того, из представленного в материалы дела вступившего в законную силу решения Новочебоксарского городского суда от 11.06.2019 по делу N 2-1078/2019 (л.д. 101 - 121, т. 3) следует, что Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск обратился к акционерному обществу "Управление отходами" с исковым заявлением, в котором заявлено требование об обязании Общества при выявлении радиоактивного загрязнения в ходе осуществления деятельности АО "Управление отходами" по приему, обработке и утилизации твердых коммунальных отходов организовать и провести мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в том числе, по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, социальных и экономических потерь, вызванных радиоактивным загрязнением.
При этом в указанном решении (л. 19) суд пришел к выводу о том, что судебная защита не может носить превентивный характер, то есть осуществляться с целью защиты от потенциальных будущих нарушений права, а осуществляется лишь в отношении уже нарушенного права, и в предмет доказывания по такому иску входит установление факта неисполнения АО "Управление отходами" конкретных обязательств в определенный (всегда ретроспективный) период времени и в определенном объеме. То есть, на момент вынесения решения по соответствующему иску такое неисполнение уже должно иметь место и быть не исполненным на дату принятия судом решения, что будет являться основанием для понуждения ответчика к совершению определенных действий, описание которых в количественных, качественных и иных необходимых характеристиках должно содержаться в резолютивной части решения.
Новочебоксарский городской суд отказал в удовлетворении иска в части обязания АО "Управление отходами" при выявлении радиоактивного загрязнения в ходе осуществления деятельности АО "Управление отходами" по приему, обработке и утилизации твердых коммунальных отходов организовать и провести мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в том числе, по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, социальных и экономических потерь, вызванных радиоактивным загрязнением.
Как верно указал суд первой инстанции, данное решение суда общей юрисдикции имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации (часть 2); к судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (часть 4).
Согласно статье 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации (пункт 1).
Статья 3 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ закрепляет принцип единства судебной системы Российской Федерации, которое обеспечивается путем установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд в рамках настоящего спора не может не принять во внимание и считает обязательным для арбитражного суда вышеуказанный судебный акт суда общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оспариваемые пункт 2 предписания от 22.03.2019 N 31-Н и пункт 1 предписания от 07.06.2019 N 50-Н, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26 августа 2020 года по делу N А79-7170/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7170/2019
Истец: АО "Управление отходами"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск
Третье лицо: Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЧР, Министерство природных ресурсов и экологии ЧР, ООО "МВК "Экоцентр", Первый Арбитражный апелляционный суд, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЧР, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР"