Нижний Новгород |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А43-21172/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Маслова Н.И. (доверенность от 28.12.2020 N 01-387/Д),
от третьего лица: Маслова Н.И. (доверенность от 11.01.2021 N 02/21),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Сумина Валерия Петровича
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021
по делу N А43-21172/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Сумина Валерия Петровича
(ИНН: 526100023640, ОГРНИП: 304526115500014)
о признании недействительными предписаний Департамента градостроительного
развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода
о демонтаже рекламных конструкций,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное казенное учреждение "Городской центр градостроительства
и архитектуры",
и установил:
индивидуальный предприниматель Сумин Валерий Петрович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными предписаний Департамента градостроительного развития и архитектуры (далее - Департамент) администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о демонтаже рекламных конструкций от 12.03.2002 N 2-680, 2-681, 2-682, 2-683, 2-684, 2-685, 2-686, 2-687, 2-688, 2-689, 2-690, 2-691, 2-692, 2-693, 2-694, 2-695, 2-696, 2-697, 2-698, 2-299.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Городской центр градостроительства и архитектуры" (далее - Учреждение).
Решением суда от 27.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 13.03.206 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. Спорные конструкции носят информационный характер и не являются рекламой; департамент направил Предпринимателю оспариваемые предписания с нарушением срока, лишив заявителя возможности добровольно демонтировать спорные конструкции. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Представители Администрации и Учреждения в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 12.03.2020 комиссия Учреждения по осмотру рекламных конструкций на территории города Нижнего Новгорода в ходе плановых объездов территории города выявила факт установки и эксплуатации рекламных конструкций без предусмотренного Законом N 38-ФЗ разрешения на их установку и эксплуатацию по адресу: город Нижний Новгород, улица Маршала Жукова, дом 24, конструкции N 1 - 20, с изображением рекламного (информационного) характера "Фото на документы", "Импульс скидка пенсионерам и студентам 5%", "Ремонт одежды", "Живая наживка", а также с изображением продукции. Указанные обстоятельства зафиксированы в актах выявления рекламной конструкции от 12.03.2020 N 2-680, 2-681, 2-682, 2-683, 2-684, 2-685, 2-686, 2-687, 2-688, 2-689, 2-690, 2-691, 2-692, 2-693, 2-694, 2-695, 2-696, 2-697, 2-698, 2-699.
Департамент выдал Предпринимателю предписания от 12.03.2020 N 2-680, 2-681, 2-682, 2-683, 2-684, 2-685, 2-686, 2-687, 2-688, 2-689, 2-690, 2-691, 2-692, 2-693, 2-694, 2-695, 2-696, 2-697, 2-698, 2-699 о демонтаже выявленных рекламных конструкций в течение 30 календарных дней с даты выдачи предписаний.
Предприниматель оспорил предписания в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 38-ФЗ, Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде, утвержденных решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119 (далее - Правила N 119), разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Постановление N 58), суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых предписаний и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулирует Закон N 38-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объектом рекламирования являются товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи обмена или иного введения в оборот (пункт 3).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых, в частности, на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления, в том числе, собственника недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
При отсутствии такого разрешения установка рекламной конструкции является самовольной (пункт 18 Постановления N 58).
В части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
На основании части 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.
Правила N 119 устанавливают территориальные требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций, условия использования имущества города для установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
В соответствии с подпунктом 1.2.1 Правил N 119 рекламная конструкция представляет собой техническое средство стабильного территориального размещения, используемое в целях распространения рекламы, монтируемое и располагаемое на земельном участке или на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 6.1 Правил N 119 установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Нижнего Новгорода допускается при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию. Форма разрешения утверждается постановлением администрации города Нижнего Новгорода.
В подпункте 6.2.1 Правил N 119 определено, что разрешение выдается администрацией города Нижнего Новгорода по заявлению владельца рекламной конструкции либо собственника земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, лица, управомоченного собственником имущества, в том числе арендатора, лица, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, при условии, что документом, наделяющим управомоченное лицо правом распоряжения, владения или управления имуществом, земельным участком, к которому присоединяется рекламная конструкция, предоставлено право установки и эксплуатации рекламной конструкции, а сама установка и эксплуатация рекламной конструкции и место такой установки и эксплуатации не будет противоречить целевому назначению использования предоставленного имущества, земельного участка, а также документам территориального планирования города Нижнего Новгорода, градостроительным нормам и правилам, обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода и требований по безопасности движения транспорта.
В силу раздела 8 Правил N 119 демонтаж рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, осуществляется в соответствии с Порядком демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории города Нижнего Новгорода (приложение N 3 к данным правилам).
Из пункта 1.2 приложения N 3 к Правилам N 119 следует, что под демонтажом рекламных конструкций понимается комплекс организационно-технических мероприятий, связанных с освобождением имущества от рекламных конструкций.
В пункте 1.3 приложения N 3 к Правилам N 119 установлено, что выявление рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории города Нижнего Новгорода осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода в ходе плановых выездов и осмотров территории города Нижнего Новгорода.
Согласно подпункту 1.4.1 приложения N 3 к Правилам N 119 к рекламным конструкциям, установленным и (или) эксплуатируемым без разрешения, срок действия которого не истек, относятся установленные и эксплуатируемые без оформления разрешений, полученных в порядке, предусмотренном данными правилами.
В соответствии с пунктом 2.1 приложения N 3 к Правилам N 119 установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускается. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания администрации города Нижнего Новгорода.
В силу пункту 2.2 приложения N 3 к Правилам N 119 при выявлении рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, администрации города Нижнего Новгород составляет акт выявления рекламной конструкции; направляет владельцу рекламной конструкции предписание о демонтаже рекламной конструкции.
В пункте 1 Постановления N 58 разъяснено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В связи с этим реклама должна отвечать требованиям, предъявляемым Законом N 38-ФЗ. Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В пункте 2 Постановления N 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать следующее. Размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака). В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом N 38-ФЗ к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона N 38-ФЗ в отношении отдельных видов товаров.
В статьях 9 и 10 Закона N 2300-1 установлена обязанность изготовителя (продавца, исполнителя) доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождения, режим работы, необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) в том числе цен на них, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что спорные конструкции представляют собой настенные панно (баннеры) значительных размеров. На них содержится следующая информация "Фото на документы, ксерокопия", "Импульс скидка пенсионерам и студентам 5%", "Ремонт одежды", "Живая наживка". На конструкциях изображены аудио- и бытовая техника, товары хозяйственного назначения.
Суды пришли к выводам, что спорные конструкции, исходя из места размещения, внешнего вида и размера, используемых шрифта, масштаба изображений, а также содержания, являются рекламными. Содержащаяся на конструкции информация не относится к информации, предусмотренной в статье 9 Закона N 2300-1. Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, привлекает внимание потенциальных потребителей к объекту рекламирования - магазину Предпринимателя и реализуемым (оказываемым) товарам (услугам).
В нарушение требований Закона N 38-ФЗ, Правил N 119 Предприниматель разместил и эксплуатировал спорные рекламные конструкции без соответствующих разрешений.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии у Департамента правовых оснований для выдачи оспариваемых предписаний.
Доводы заявителя о том, что Департамент нарушил срок направления Предпринимателю предписания, тем самым лишив его возможности добровольно демонтировать спорные конструкции, был предметом рассмотрения и правомерно отклонен.
Имеющиеся в деле документы (письмо от 23.06.2020 N 12-04-17-2037/ис, копия почтового конверта с идентификатором N 60300049041920, отчет об отслеживании почтового отправления) подтверждают факт направления и получения Предпринимателем 02.07.2020 спорных предписаний.
При этом в приложении N 3 к Правилам N 119 не указаны конкретные сроки, в которые должно быть направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции.
Направление спорных предписаний 23.06.2020 не повлекло за собой нарушение прав заявителя, что последним не опровергнуто.
С учетом изложенного суда правомерно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 150 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу N А43-21172/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сумина Валерия Петровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статьях 9 и 10 Закона N 2300-1 установлена обязанность изготовителя (продавца, исполнителя) доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождения, режим работы, необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) в том числе цен на них, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
...
Суды пришли к выводам, что спорные конструкции, исходя из места размещения, внешнего вида и размера, используемых шрифта, масштаба изображений, а также содержания, являются рекламными. Содержащаяся на конструкции информация не относится к информации, предусмотренной в статье 9 Закона N 2300-1. Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, привлекает внимание потенциальных потребителей к объекту рекламирования - магазину Предпринимателя и реализуемым (оказываемым) товарам (услугам).
В нарушение требований Закона N 38-ФЗ, Правил N 119 Предприниматель разместил и эксплуатировал спорные рекламные конструкции без соответствующих разрешений."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 мая 2021 г. N Ф01-1655/21 по делу N А43-21172/2020