Нижний Новгород |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А82-5980/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.05.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
финансового управляющего Сидорова Александра Ивановича - Никоновой Татьяны Вячеславовны
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.08.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020
по делу N А82-5980/2020
по заявлению финансового управляющего Сидорова Александра Ивановича -
Никоновой Татьяны Вячеславовны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219)
о признании незаконными действий об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении,
и установил:
финансовый управляющий Сидорова Александра Ивановича - Никонова Татьяна Вячеславовна (далее - Никонова Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление) о признании незаконными действий об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Решением суда от 13.08.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.12.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Никонова Т.В. не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель указывает, что определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, от 25.03.2020 вынесено и направлено Управлением с нарушением требований Административного регламента по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.10.2011 N 549 (далее - Административный регламент). По мнению Никоновой Т.В., Управление нарушило сроки проведения расследования и составления протокола.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв Управления на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей жалобы представителя общество с ограниченной ответственностью "Техник" Ильенко И.А. от 20.12.2019 на неправомерные действия Никоновой Т.В. должностное лицо Управления вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30.12.2019 N 01007619.
Определение направлено заявителю с сопроводительным письмом от 30.12.2019 N 12-00890/19 и получено Никоновой Т.В. 06.01.2020.
В Управление 23.03.2020 поступила жалоба представителя ООО "Техник" Ильенко И.А. на неправомерные действия Никоновой Т.В., которая приобщена к ранее возбужденному 30.12.2019 делу об административном правонарушении.
При рассмотрении поступившей 23.03.2020 жалобы ООО "Техник" установлена необходимость истребования дополнительных сведений, в связи с чем должностное лицо Управления вынесло определение от 25.03.2020 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Полагая, что действия об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, являются незаконными, заявитель обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Управления соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы Никоновой Т.В., и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области несостоятельности (банкротства) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27, 20.6.1 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения (часть 2 статьи 28.7 КоАП РФ).
В пункте 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.23, частью 8 статьи 14.25 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение N 457) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих, функции контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях, рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагает административные штрафы (пункт 5.5 Положения N 457), обращается в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности (пункт 5.8.2 Положения N 457).
Таким образом, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы являются исполнительным органом, имеющим право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.
Ведущий специалист - эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления является должностным лицом территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и, следовательно, в силу пункта 10 части 2 статьи 28.3, части 2 статьи 28.7 КоАП РФ обладает полномочиями выносить определения о проведении административного расследования и составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
В соответствии частью 1 статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно.
Суды сделали верный вывод, что Управление имело основания запросить у Никоновой Т.В. дополнительные сведения и правомерно вынесло 25.03.2020 на основании статьи 26.10 КоАП РФ определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что действия Управления по истребованию сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с этим обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя о нарушении Управлением Административного регламента при составлении и направлении определения от 25.03.2020 отклоняется, поскольку судами установлено, что Никонова Т.В. была осведомлена о возбуждении в отношении нее дела об административном правонарушении сопроводительным письмом от 30.12.2019 N 12-00890/19 (получено 06.01.2020).
Иные дела об административных правонарушениях в период с 30.12.2019 по 25.03.2020 в отношении заявителя не возбуждались, сведения об этом в материалы дела не представлены, связи с этим оснований заблуждаться в том, в рамках какого дела об административном правонарушении 25.03.2020 вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, у заявителя не имелось.
Ссылка кассатора на нарушении срока составления протокола и срока проведения административного расследования не подлежат оценке при рассмотрении дел в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.08.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А82-5980/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу финансового управляющего Сидорова Александра Ивановича - Никоновой Татьяны Вячеславовны - без удовлетворения.
Возвратить Никоновой Татьяне Вячеславовне из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 150 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 16.03.2021.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ведущий специалист - эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления является должностным лицом территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и, следовательно, в силу пункта 10 части 2 статьи 28.3, части 2 статьи 28.7 КоАП РФ обладает полномочиями выносить определения о проведении административного расследования и составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
В соответствии частью 1 статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно.
Суды сделали верный вывод, что Управление имело основания запросить у Никоновой Т.В. дополнительные сведения и правомерно вынесло 25.03.2020 на основании статьи 26.10 КоАП РФ определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 мая 2021 г. N Ф01-1121/21 по делу N А82-5980/2020