Нижний Новгород |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А43-28958/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: от Ботина А.С. (доверенность от 25.12.2020 N 1),
от заинтересованного лица: Бахтина Н.А. (доверенность от 06.04.2021 N 01-28/12),
Тихоновой В.Н. (служебное удостоверение)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021
по делу N А43-28958/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово"
(ИНН: 5230004954, ОГРН: 1165229000056)
о признании недействительным предписания
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
по Нижегородской области и Республике Марий Эл
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее - Управление) от 24.08.2020 N 872 ГМО.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание пункт 2 части 2 и часть 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), выводы судов не соответствуют материалам дела.
По мнению Общества, проверка проведена неуполномоченным лицом на основании неподтвержденных сведений и не согласована с соответствующей прокуратурой.
Общество указывает, что Управление не представило доказательства наличия в действиях Общества угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан; отбор проб проведен с нарушением ГОСТ 12036-85 (Семена сельскохозяйственных культур. Правила приемки и методы отбора проб); отобрана вегетативная масса, а не семена; образцы отобранных проб не предоставлены Обществу для проведения независимой экспертизы.
Кроме того, внесение генно-инженерного материала в вегетативную массу рапса является следствием природных процессов (опыления, выпадения осадков, передвижения воздушных масс), ГМО ген cp4 EPSPS отсутствует в зерне рапса урожая 2020 года, собранном с полей С1, С26 и С24, а также в семенах рапса, отобранных со склада.
Общество не допустило нарушений закона, поскольку в статье 21 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Закон N 149-ФЗ) установлен запрет на ввоз и использование для посева (посадки) семян растений, генетическая программа которых была изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов. Такие семена Общество на территорию Российской Федерации не ввозило; в семенах рапса, хранившиеся на складе Общества, ГМО не обнаружено.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление с 11.08.2020 по 24.08.2020 провело внеплановую выездную проверку в отношении Общества в рамках государственного сортового и семенного контроля, в ходе проведения которой установлено, что на полях С1 (посевная площадь 394,92 гектара), С24 (посевная площадь 107,47 гектара) и С26 (посевная площадь 47,37 гектара), расположенных вблизи села Красное Сеченовского района Нижегородской области на участке с кадастровым номером 52:48:0000000:0101, Общество в нарушение статьи 21 Закона N 149-ФЗ использует семена рапса, в которых обнаружен ГМО ген cp4 EPSPS, что подтверждено протоколом испытаний от 14.08.2020 N 11935А и протоколом исследований (испытаний) от 17.08.2020 N 784-о.1.20.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.08.2020 N 872.
Управление выдало предписание об обязании в срок до 24.10.2020 устранить выявленные нарушения, а именно: исключить из использования семена сельскохозяйственных растений (вегетативную массу) рапса с выявленным ГМО геном ср4 EPSPS с поля С1, С24 и С26 на общей посевной площади 549,76 гектара; предоставить документы об исключении из оборота семян сельскохозяйственных растений (вегетативной массы) рапса с выявленным ГМО геном ср4 EPSPS; не допускать использования семян сельскохозяйственных растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии, и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 294-ФЗ, Законом N 149-ФЗ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Правилами осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 N 1491, приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положением о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 08.12.1999 N 859, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии оснований для признания предписания недействительным.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 37.1 Закона N 149-ФЗ определено, что государственный надзор в области семеноводства осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и государственного надзора в области сельского хозяйства согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору создана Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" и ей переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, согласно которому на службу возложены функции по контролю и надзору, в том числе, в сфере карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору имеет право, в том числе организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации (пункты 6.1 и 6.4 указанного положения).
В Нижегородской области территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору является Управление (пункт 5 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 N 176).
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В статье 21 Закона N 149-ФЗ установлен запрет использование для посева (посадки) семян, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на ввоз и использование для посева (посадки) семян растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.
Правила осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1491, в пункте 4 которых установлено, что контроль за выпуском генно-модифицированных организмов в окружающую среду направлен на выявление и пресечение нарушений при действии или бездействии, в результате которых произошло внесение генно-модифицированных организмов в окружающую среду, а также на устранение последствий выявленных нарушений.
К отношениям, связанным с осуществлением контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с осуществлением мониторинга генно-модифицированных организмов и генетически модифицированной продукции, применяются положения Закона N 294-ФЗ (пункт 5 указанных Правил).
Согласно части 1.1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438, в силу подпункта "а" пункта 1 которого в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся, в том числе внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
В пункте 4 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" указано, что природоохранные прокуроры (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществляют, в том числе, надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, а также коммерческими и некоммерческими организациями, расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры (на правах прокуратуры субъекта Российской Федерации).
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура осуществляет деятельность на правах прокуроров субъектов Российской Федерации и ее компетенция распространяется, в том числе на территорию Нижегородской области в соответствии с пунктом 3 распоряжения Генпрокуратуры России от 13.06.2018 N 360/7р "О территориальном разграничении компетенции прокуроров субъектов Российской Федерации и природоохранных Прокуроров (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации)".
Внеплановая проверка в отношении Общества согласована Управлением с первым заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора в установленном порядке (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 10.08.2020).
Мнение Общества об отсутствии риска причинения вреда жизни и здоровью граждан отклоняется судом округа, поскольку материалами дела не подтверждена биологическая безопасность сырья и продуктов (компонентов), используемых человеком в натуральном или переработанном виде, полученных из спорных генно-модифицированных организмов или содержащих их в составе, для жизни и здоровья человека, будущих поколений, а также безопасность внесения генно-модифицированных организмов в окружающую среду.
В рассматриваемом случае предписание направлено на защиту человека, общества и окружающей среды от негативного воздействия токсических, аллергенных, канцерогенных, мутагенных биологических веществ и соединений, содержащихся в генно-модифицированных биологических объектах и полученных из них продуктах, и контроль за оборотом генно-модифицированной продукции.
Факт содержания в вегетативной массе гена 4ср EPSPS подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 24.08.2020 N 872, протоколами испытаний от 14.08.2020 N 11933А, 11934А, 11935А, 11936Л. Доказательства обратного Общество не представило, акт отбора от 11.08.2020 N 52-07/70 вручен представителю Общества без его возражений и требований.
Нарушения процедуры проведения проверки суды не установили.
При этом аргумент заявителя о возможности внесении спорного гена в вегетативную массу в результате природных процессов материалами дела не подтвержден. Сомнения заявителя, не подтвержденные документально, не могут являться основанием для отмены принятых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А43-28958/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.03.2021 N 877.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" указано, что природоохранные прокуроры (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществляют, в том числе, надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, а также коммерческими и некоммерческими организациями, расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры (на правах прокуратуры субъекта Российской Федерации).
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура осуществляет деятельность на правах прокуроров субъектов Российской Федерации и ее компетенция распространяется, в том числе на территорию Нижегородской области в соответствии с пунктом 3 распоряжения Генпрокуратуры России от 13.06.2018 N 360/7р "О территориальном разграничении компетенции прокуроров субъектов Российской Федерации и природоохранных Прокуроров (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации)"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2021 г. N Ф01-1979/21 по делу N А43-28958/2020