10 февраля 2021 г. |
А43-28958/2020 |
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2021 г. N Ф01-1979/21 настоящее постановление оставлено без изменения
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" (607580, Нижегородская обл., с. Сеченово, пл. Советская, д.7; ОГРН 1165229000056, ИНН 5230004954)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2020
по делу N А43-28958/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 24.08.2020 N 872 ГМО,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" - Ботина А.С. по доверенности от 25.12.2020 N 1 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании; Шашкова В.В. по доверенности от 25.12.2020 N 4 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл - Бахтина Н.А. по доверенности от 19.08.2020 N 01-28/35 сроком действия один год, диплом о высшем юридическом образовании, Усковой Ю.В. по доверенности от 19.08.2020 N 01-28/35 сроком действия один год, диплом о высшем юридическом образовании, Тихоновой В.Н. по удостоверению 52 N 0757,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" (далее - ООО "КиПиАй Агро Сеченово", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее - Управление, уполномоченный орган) от 24.08.2020 N 872 ГМО.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КиПиАй Агро Сеченово" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество настаивает на том, что у уполномоченного органа отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку оно не нарушало требования действующего законодательства. Кроме того, проверка была проведена при отсутствии к тому оснований и с нарушением предусмотренного законом порядка. Вместе с тем, суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, должным образом не оценил представленные в материалы дела доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии.
В судебном заседании представители Общества и Управления поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения отражены в протоколе судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Установлено по делу, что на основании приказа руководителя Управления от 07.08.2020 N 872-ООД в период с 11.08.2020 по 24.08.2020 уполномоченное должностное лицо Управления провело внеплановую выездную проверку в отношении Общества в рамках государственного сортового и семенного контроля.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.08.2020 N 872.
По окончании проверочных мероприятий Управление выдало ООО "КиПиАй Агро Сеченово" предписание 24.08.2020 N 872 ГМО, которым обязало в срок до 24.10.2020 устранить выявленные нарушения, а именно:
- исключить из использования семена сельскохозяйственных растений (вегетативную массу) рапса с поля С1 посевной площади 394,92 га, с поля С24 посевной площади 107,47 га, с поля С26 посевной площади 47,37 га с выявленным ГМО геном ср4 EPSPS на общей посевной площади 549,76 га вблизи с. Красное Сеченовского района Нижегородской области, на участке с кадастровым номером 52:48:0000000:0101;
- предоставить документы об исключении из оборота семян сельскохозяйственных растений (вегетативной массы) рапса с поля С1 посевной площади 394,92 га, поля С24 посевной площади 107,47 га, поля С26 посевной площади 47,37 га с выявленным ГМО геном ср4 EPSPS на общей посевной площади 549,76 га вблизи д. Красное Сеченовского района Нижегородской области на участке с кадастровым номером 52:48:0000000:0101;
- не допускать использования семян сельскохозяйственных растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии, и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов.
Не согласившись с выданным Управлением предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями постановления Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438, приказа Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", приказом Минсельхозпрода Российской Федерации от 08.12.1999 N 859, и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе:
- требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
- обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На территории Нижегородской области таким органом является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (пункт 5 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, утвержденного Приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 N 176).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда жив иным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природной и техногенного характера.
Вместе с тем, согласно части 1.1 статьи 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438.
Так, в силу подпункта "а" пункта 1 указанного Постановления в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся, в том числе внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Общество является субъектом среднего предпринимательства.
В данном случае основанием для проведения проверки в отношении Общества явилось мотивированное представление (от 06.08.2020 вх.N 01-13/233), составленное по результатам рассмотрения письма Управления ФСБ Российской Федерации по Нижегородской области от 05.08.2020 N 106/6/2/7438 об угрозе жизни и здоровья граждан Российской Федерации при выращивании и реализации генно-модифицированной продукции (семена рапса) на территории Сеченовского района Нижегородской области.
Геномодификация - это изменение генома растения (сейчас растения, завтра животных и человека) путем внедрения в него (чаще специалисты говорят не внедрения в него, а клонирования в него) генов, полученных от живых организмов иных биологических видов, либо других сортов или линий того же вида.
Потенциальная угроза связана с тем, что сейчас подавляющее большинство усилий разработчиков направлено на придание растениям устойчивости к чему-то (пестицидам и т.п.), но завтра она может быть направлена на что угодно, например, на клонирование в геном растения какого-нибудь токсина. Иными словами, с ГМО растениями, как и с любыми химерными (несущими генетический материал более, чем одного биологического вида) организмами (вирусы, бактерии, животные, люди) может быть связана угроза.
В связи с этим являются несостоятельными доводы Общества об отсутствии угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан при осуществлении своей деятельности ввиду недоказанности факта причинения ГМО вреда жизни и здоровью человека, сделанный на основании более 130 научно-исследовательских проектах, охватывающих 25 лет исследований и проведенных с участием более, чем 500 независимых исследовательских групп.
Внеплановая проверка в отношении Общества согласована Управлением с первым заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 10.08.2020).
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в соответствии с частью 4 приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" осуществляет деятельность на правах прокуроров субъектов Российской Федерации и ее компетенция распространяется, в том числе на территорию Нижегородской области в соответствии с пунктом 3 распоряжения Генпрокуратуры России от 13.06.2018 N 360/7р "О территориальном paзграничении компетенции прокуроров субъектов Российской Федерации и природоохранных Прокуроров (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации)".
В соответствии с пунктом 2 приказа Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (вместе с Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) согласование проведения внеплановых выездных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, военными, транспортными и иными специализированными прокурорами (их заместителями) - в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.
Пунктом 4 приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" установлено, что природоохранным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять, в том числе надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями. расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры (на правах прокуратуры субъекта Российской Федерации), а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
В полномочия Управления входит мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду на основании Правил осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающею среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1491 (далее - Правила).
Пункт 4 Правил предусматривает, что контроль направлен на выявление и пресечение нарушений при действии или бездействии, в результате которых произошло внесение генно-модифицированных организмов в окружающую среду, а также на устранение последствий выявленных нарушений. Контроль проводится в рамках осуществления федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения, а также государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.
Согласно пункту 5 Правил к отношениям, связанным с осуществлением контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с осуществлением мониторинга генно-модифицированных организмов и генетически модифицированной продукции, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
Пунктом 9.3.29 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 N 176, предусмотрено полномочие Управления по мониторингу воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции:
под мониторингом воздействия на человека и окружающую среду ГМО и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их, в данном случае понимается совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу и опубликованию информации о воздействии ГМО на здоровье человека и состояние окружающей среды.
Испытания (исследования) проведены ФГБУ "НРЦФСВФН", которое заявлено в приказе о проведении внеплановой выездной проверки от 07.08.2020 N 872-ООД, и протоколы испытаний которого представлены в материалы дела.
Ссылка в акте проверки на результаты исследований (испытаний), проведенных испытательным лабораторным центром ФГБУ "ВНИИКР", фактически является технической ошибкой, о чем было указано в судебном заедании.
Согласно статье 1 Закона N 149-ФЗ семена - части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие).
Соответственно, вегетативная масса рапса, выращенная из семян ярового рапса в количестве 4.4 т. на полях C1, С24, С26, отбиралась как семена, то есть части растений, в клетках которой содержится ДНК вещество наследственности. Выявленный ген ср4 EPSPS - это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, искусственно встроен. В связи с этим был применен ГОСТ 12036-85. Межгосударственный стандарт. Семена сельскохозяйственных культур. Правила приемки и методы отбора проб, действие которого распространяется на семена сельскохозяйственных культур, за исключением хлопчатника, сахарной свеклы, цветочных культур, так как он устанавливает правила приемки семян и методы отбора проб для определения посевных качеств семян.
Информация в акт отбора вносилась в отношении семенного материала, который использовался на сев в соответствии с ГОСТ 12036-85. Межгосударственный стандарт. Семена сельскохозяйственных культур. Правила приемки и методы отбора проб.
Пунктом 2.6.2 ГОСТ 12036-85 установлено, что от каждой контрольной единицы одновременно отбирают две средние пробы: одну для анализа по месту получения семян, вторую (дубликат) оставляют в хозяйстве (организации) - получателе на случай арбитражного определения.
Дубликаты проб хранят в том же помещении, где находится партия семян, или в аналогичных условиях.
В ходе проверки в соответствии с указанными требованиями отобраны две пробы (основная и дубликат), что отражено в акте отбора проб для определения ГМО от 11.08.2020 N 52-07/70. В связи с тем, что отобранные пробы вегетативной массы должны храниться при определенной температуре и влажности, при этом у Общества отсутствовало соответствующее оборудование для хранения, дубликат направлен на хранение в Управление. Представителю по доверенности от 14.08.2020 Ботину А.С. акт отбора от 11.08.2020 N 52-07/70 вручен под роспись без его возражений и требований.
Впоследствии вторая проба исследована в ФГБУ "ВНИИКР" в качестве арбитражного анализа (протокол исследований (испытаний) от 17.08.2020 N 784-0.1.20). Данные исследования также подтвердили наличие в семенах рапса (вегетативной массе) ГМО ген 4ср EPSPS.
Таким образом, Управление не допустило нарушений требований действующего законодательства, в частности, Федерального закона N 294-ФЗ при проведении внеплановой выездной проверки и отборе проб для проведения лабораторных исследований в отношении Общества.
В соответствии со статьей 21 Закона N 149-ФЗ и частью 1 статьи 50 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.
Статьями 25 и 26 Закона N 149-ФЗ установлено, что семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.
Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств.
Посевные качества семян определяются на основе требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений проводится посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.
Обязательной апробации подлежат посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для реализации.
Апробация посевов сельскохозяйственных растений проводится по заявкам производителей семян семенными инспекциями с привлечением при необходимости оригинаторов сортов сельскохозяйственных растений, а также организаций и физических лиц, определенных в статье 16 настоящего Федерального закона.
Грунтовому контролю подлежат оригинальные, элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Лабораторному сортовому контролю подлежат элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для собственных нужд производителей семян, подлежат регистрации.
Порядок проведения апробации посевов сельскохозяйственных растений, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля, а также регистрации посевов сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Пунктом 6.7 Положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений, утвержденного приказом Минсельхозпрода Российской Федерации от 08.12.1999 N 859, установлено, что для проведения апробации посевов заявитель заблаговременно, не позднее чем за две недели, подает заявку (приложение В, форма 5). К заявке должны быть приложены: копия платежного поручения об оплате расходов по апробации; план полей с указанием местоположения посева; описание, как найти поле для инспекции посева.
По результатам апробации посевов, проводимой апробатором с привлечением, при необходимости, оригинатора сорта и представителя заявителя, составляется акт апробации, один экземпляр которого передается заявителю, второй направляется в орган по сертификации, а третий остается у апробатора (пункт 6.7 Положения).
На основании акта апробации орган по сертификации оформляет сертификат сортовой идентификации (приложение В, форма 6 и направляет его заявителю (пункт 6.8 Положения).
Факт использования Обществом для посева семян рапса ярового на посевной площади 549,76 га участка с кадастровым номером 52:48:0000000:0101 (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) в количестве 4,04 т в отсутствие документов, подтверждающих проверку на сортовую принадлежность, и содержащих в вегетативной массе ГМО ген 4ср EPSPS, подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 24.08.2020 N 872, протоколами испытаний от 14.08.2020 N11933А, N11934А, N11935А, N11936Л.
При этом Общество не осуществляет проведение экспертиз и научно-исследовательских работ при выращивании и разведении растений рапса.
В независимости от источника происхождения семян ярового рапса, содержащих ген 4ср EPSPS, запрещено использовать для посева (посадки) семена растений, а также выращивания и разведения растении, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии, содержащие генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что у уполномоченного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку Общество допустило нарушение требований действующего законодательства.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2020 по делу N А43-28958/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, понесенные по делу расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы, суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2020 по делу N А43-28958/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28958/2020
Истец: ООО "КИПИАЙ АГРО СЕЧЕНОВО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
Третье лицо: Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии, ООО "КИПИАЙ АГРО Сеченово"