Нижний Новгород |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А29-6624/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.12.2020,
принятое судьей Воронецкой С.И., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И.,
по делу N А29-6624/2020
по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района "Сосногорск" (ИНН: 1108023630, ОГРН: 1161101056577)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом"
(ИНН: 1108019351, ОГРН: 1091108000807)
об обязании организовать сбор твердых бытовых (коммунальных) отходов
и установил:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района "Сосногорск" (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом" (далее - Общество) об обязании организовать сбор твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в многоквартирном доме N 11 по улице Ленина в городе Сосногорск Республики Коми.
Исковое требование основано на статьях 157, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что управляющая компания (Общество) уклоняется от содержания контейнерной площадки и приведения ее в нормативное состояние.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 06.12.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021, удовлетворил иск. Суды обязали Общество в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в многоквартирном доме N 11 по улице Ленина в городе Сосногорск Республики Коми, способом, отвечающим требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правил содержания и благоустройства территории муниципального образования городского поселения "Сосногорск". Суды исходили из того, что Обществом допущены нарушения в содержании общего имущества данного дома, которые не были устранены.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суды незаконно исходили из различных редакций реестра мест (площадок) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, не исследовали вопрос о фактическом расположении площадки; обязанность по созданию такого места лежит на органах местного самоуправления. Кассатор счел, что суды вышли за пределы искового требования, поскольку в резолютивной части решения содержится указание на удовлетворении иного требования; истец не исполнил требования суда о представлении документов и не доказал основание своего требования. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество просило рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Управление отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило, представителя в судебное заседание не направило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанции, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Коми, город Сосногорск, улица Ленина, дом 11 (протокол от 05.12.2018 N 1), 07.12.2018 Общество и собственники помещений в многоквартирном доме заключили договор управления многоквартирным домом. Срок действия договора управления составляет пять лет с момента внесения дома в реестрлицензий управляющей компании (с 01.01.2019).
Управление в письме от 10.01.2020 N 61 уведомило Общество о необходимости обеспечить названный многоквартирный дом контейнерной площадкой для сбора ТКО, соответствующей нормам СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (пункт 2.2.3), и недопустимости использования контейнерной площадки по улице Ленина, дом 24, как расположенной на расстоянии, превышающем нормативное расстояние (380 метров).
Непринятие мер по данному факту подтверждается Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования муниципального района "Сосногорск", утверзжденным постановлением от 25.12.2019 N 2499. Согласно реестру по данному адресу место (площадка) накопления ТКО отсутствует, за иной площадкой накопления ТКО спорный многоквартирный дом не закреплен. Данные нарушения не исправлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов, с учетом следующего.
В силу статьи 161 (частей 1, 1.2 и 2.3) Жилищного кодекса Российской Федерации, управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
На основании статьи 162 (части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. Согласно пункту 2 (подпункту "е") данных правил, а также пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В силу пункта 11 (подпункта "д(2)") правил, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя и работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают только уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов. Аналогичное положение содержится и в пункте 26(1) минимального перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Согласно Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1).
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление данным МКД (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802).
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039. Согласно данным правилам места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 3, 4).
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25 процентов указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с Правилами содержания и благоустройства территории муниципального образования городского поселения "Сосногорск", утвержденными решением Совета городского поселения "Сосногорск" от 18.07.2012 N 306, площадки для установки мусоросборников, - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов (ТБО). Площадки следует размещать удаленными от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее, чем 20 метров, на участках жилой застройки - не далее 100 метров от входов, считая по пешеходным дорожкам от дальнего подъезда, при этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не мешать проезду транспорта. ак правило, обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке для установки мусоросборников включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, контейнеры для сбора ТБО, осветительное оборудование (пункты 2.12.8 - 2.12.10.4).
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов содержится в Правилах обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории муниципального образования городского поселения "Сосногорск", утвержденных постановлением администрации муниципального района "Сосногорск" от 05.04.2019 N 731.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования муниципального района "Сосногорск" утвержден постановлением администрации муниципального района "Сосногорск" от 25.06.2020 N 987. Указанный реестр действовал на момент рассмотрения дела. МКД N 11 по улице Ленина города Сосногорск в данном реестре отсутствовало, как источник накопления ТКО в данном реестре отсутствует. В ранее действующем постановлении администрации от 25.12.2019 N 2499 данный МКД был включен в реестр как собственник места накопления ТКО.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности требования истца.
Суды исходили, что из приведенных норм законодательства однозначно следует, что место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в МКД N 11 по улице Ленина в городе Сосногорск, обязано создать именно Общество, а не Администрация. Такой подход соответствует и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16.04.2020 N 307-ЭС20-3601).
Ссылка на использование контейнерной площадки у МКД N 23 по улице Ленина судом округа не принята во внимание, поскольку, как установили суды двух инстанций, она расположена на расстоянии, превышающем нормативное (380 метров). Данное расстояние не соответствует как санитарным нормам и правилам (ранее и ныне действующим), так и правилам благоустройства, принятым в городе Сосногорске.
Аргумент о выходе судов за пределы исковых требований, поскольку содержание резолютивной части решения не соответствует этим требованиям, суд округа отклонил, поскольку формулировка в резолютивной части не свидетельствует о выходе за пределы заявленных требований и самостоятельном изменении их предмета и основания. Суды правомерно исходили из формулировок, установленных нормативными правовыми актами, притом, что при принятии решения арбитражный суд самостоятельно определяет, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу (часть 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты, при очевидности преследуемого им материально-правового интереса, суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению. Этот правовой подход отмечен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 2665/12 и от 24.07.2012 N 5761/12.
Иные аргументы основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили иск Администрации.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.03.2021 о приостановлении исполнения судебных актов по настоящему делу следует считать утратившим силу на основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 283 (частью 4), 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.12.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А29-6624/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ваш дом" - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 06.12.2020 Арбитражного суда Республики Коми и постановления от 12.02.2021 Второго арбитражного апелляционного суда по настоящему делу, введенное определением от 26.03.2021 Арбитражного суда Волго-Вятского округа, отменить.
Возобновить исполнение судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
...
Суды исходили, что из приведенных норм законодательства однозначно следует, что место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в МКД N 11 по улице Ленина в городе Сосногорск, обязано создать именно Общество, а не Администрация. Такой подход соответствует и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16.04.2020 N 307-ЭС20-3601).
...
В случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты, при очевидности преследуемого им материально-правового интереса, суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению. Этот правовой подход отмечен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 2665/12 и от 24.07.2012 N 5761/12."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2021 г. N Ф01-1865/21 по делу N А29-6624/2020
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11776/2022
19.05.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1865/2021
12.02.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-266/2021
06.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-6624/20