Нижний Новгород |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А82-749/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников жилья "На Советской"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021
по делу N А82-749/2020
по заявлению товарищества собственников жилья "На Советской"
(ИНН: 7604069456, ОГРН: 1047600420097)
о признании недействительным предписания
Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
и установил:
товарищество собственников жилья "На Советской" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент) от 19.11.2019 N 6095-13-13/19-1.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выводы судов не соответствуют материалам дела.
Товарищество указывает, что после отключения системы отопления в квартире 29 осталась часть общедомовой отопительной системы, в связи с чем используются два источника тепловой энергии для обогрева жилого помещения - общедомовая система и газовый котел; потребление в квартире тепловой энергии не равно нулю.
Подробно доводы Товарищества изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Ярославль, улица Советская, дом 37, корпус 2, находится под управлением Товарищества.
На основании обращения от 09.10.2019 N ОГ.12-11670/19 Департамент с 23.10.2019 по 19.11.2019 провел в отношении Товарищества внеплановую документарную проверку порядка начисления платы за коммунальные услуги.
В ходе проведения проверки Департамент установил, что в доме имеется общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях дома отсутствуют.
Распоряжением территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля (далее - Администрация) от 10.09.2015 N 43.3 согласовано переустройство квартиры N 29 многоквартирного дома. Завершение работ по переустройству жилого помещения оформлено актом приемочной комиссии от 03.10.2017.
Согласно представленной Администрацией информации в результате исполнения мероприятий по отключению приборов отопления в пределах квартиры осталась часть отопительной поверхности стояков, обогревающая потолок квартиры, расположенной под квартирой N 29, и пол квартиры N 29.
Департамент пришел к выводу о том, что в связи с переустройством квартиры расчет платы за коммунальную услугу по отоплению с 01.01.2019 должен производиться только в части услуги по отоплению на общедомовые нужды.
Вместе с тем с января 2019 года Товарищество произвело расчет платы за коммунальную услугу по отоплению, как за индивидуальное потребление, так и на общедомовые нужды.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.11.2019 N 6095-13-13/19, в котором сделан вывод о нарушении Товариществом пункта 42 (1) Правила N 354.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений Департамент выдал предписание от 19.11.2019 N 6095-13-13/19-1, согласно которому в срок до 21.01.2020 Товарищество обязано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению жителям квартиры N 29 за период с января по октябрь 2019 года по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354, и начислять плату за отопление собственникам жилых/нежилых помещений МКД в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354.
Посчитав, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Товарищество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 4, 154, 157 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами N 354, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что собственник квартиры эксплуатирует индивидуальную систему отопления, и не нашел оснований для отмены оспариваемого предписания.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Оплата потребленной энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статьи 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 указанных правил.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В пункте 3 (6) приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в указанном жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство данного жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в квартире N 29 многоквартирного дома по согласованию с Администрацией осуществлено переустройство системы отопления под индивидуальное отопление от газового котла.
Правомерность переустройства в установленном законом порядке не оспорена.
Оспариваемое предписание направлено на прекращение начисления платы за фактически не оказанную услугу, поскольку тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется ввиду изоляции расположенных в квартире элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и прочие) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к таким элементам.
Ссылка Товарищества на подключение к общедомовой отопительной системе теплых полов и трех радиаторов в спорном помещении обоснованно отклонена судами, поскольку не соответствует материалам дела. Согласно проектной документации "Техническое решение на отключение квартиры N 29 в МКД от системы отопления многоквартирного дома" незаглушенными подводками системы отопления остаются наиболее удаленные приборы отопления на каждом стояке, на которых установлен шаровой кран и автоматический воздухоотводчик, необходимые для стабильной работы существующей системы отопления дома. При этом теплоотдачи оставшейся части отопительной поверхности, составляющей 3 процента существовавшей площади, недостаточно для поддержания в квартире нормативной температуры воздуха.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. В рассматриваемом случае суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого предписания и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по делу N А82-749/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Советской" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на товарищество собственников жилья "На Советской".
Возвратить товариществу собственников жилья "На Советской" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.03.2021 N 26.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В пункте 3 (6) приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в указанном жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство данного жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2021 г. N Ф01-2027/21 по делу N А82-749/2020