Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2021 г. N Ф01-2027/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А82-749/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании председателя товарищества собственников жилья "На Советской" Богдановой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "На Советской"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2020 по делу N А82-749/2020
по заявлению товарищества собственников жилья "На Советской" (ОГРН 1047600420097, ИНН 7604069456)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "На Советской" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным и отмене предписания N 6095-13-13/19-1 от 19.11.2019.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ТСЖ с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе и дополнении заявитель указывает, что имеющаяся в квартире N 29 дома собственная система автономного отопления жилого помещения предполагает также использование внутридомовой системы отопления. Согласно проектной документации "Техническое решение на отключение квартиры N 29 от системы отопления многоквартирного дома" заглушки на подводках системы отопления устанавливаются не на всех приборах отопления в квартире, после выполнения переустройства три отопительных прибора остались подключены к общедомовой системе отопления. В связи с чем объем потребленной квартирой N 29 тепловой энергии не равен нулю.
Подробно позиция ТСЖ раскрыта в апелляционной жалобе и дополнениях.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против приведенных в ней доводов и опроверг их, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.11.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.11.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции откладывалось в соответствии со статьей 158 АПК РФ.
В судебном заседании после отложения представитель заявителя поддержала доводы жалобы.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: г. Ярославль, ул. Советская, д. 37, корпус 2 (далее - МКД) находится под управлением ТСЖ.
В период с 23.10.2019 по 19.11.2019 на основании приказа от 22.10.2019 N 6095-13-13/19, изданного в связи с поступившим обращением от 09.10.2019 N ОГ.12-11670/19, в отношении ТСЖ проведена внеплановая документарная проверка порядка начисления платы за коммунальные услуги.
В ходе проведения проверки Департаментом установлено, что в МКД установлен общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях дома отсутствуют.
Территориальной администрацией Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля (далее - Администрация) распоряжением от 10.09.2015 N 43.3 принято решение о согласовании переустройства жилого помещения: квартиры N 29 МКД. Завершение работ по переустройству жилого помещения оформлено актом приемочной комиссии от 03.10.2017.
По представленной Администрацией информации в результате исполнения мероприятий по отключению приборов отопления в пределах квартиры N 29 МКД осталась часть отопительной поверхности стояков, обогревающая потолок нижней квартиры и пол квартиры N 29 МКД.
Надзорный орган пришел к выводу о том, что в связи с переустройством квартиры N 29 МКД, осуществленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению с 01.01.2019 должен производиться только в части услуги по отоплению на общедомовые нужды.
Вместе с тем с января 2019 года ТСЖ производило жильцам квартиры N 29 МКД расчет платы за коммунальную услугу по отоплению, как за индивидуальное потребление, так и на общедомовые нужды.
По результатам проверки Департамент установил нарушение заявителем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), формулы 3 приложения N 2 к Правилам N 354.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.11.2019 N 6095-13-13/19 (т. 1, л. д. 53-55).
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений 19.11.2019 ТСЖ выдано предписание N 6095-13-13/19-1, согласно которому в срок до 21.01.2020 предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению жителям квартиры N 29 МКД за период с января 2019 года по октябрь 2019 года по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354. Начислять плату за отопление собственникам жилых/нежилых помещений МКД в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 (т. 1, л. д. 32-33).
Полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ТСЖ обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ярославской области при рассмотрении дела пришел к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении ТСЖ внеплановой документарной проверки в рамках регионального государственного жилищного надзора. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
В предписании от 19.11.2019 N N 6095-13-13/19-1 заявителю указано на необходимость произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению жителям квартиры N 29 МКД за период с января 2019 года по октябрь 2019 года по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354. Правовое обоснование названных требований содержит ссылки на пункт 42(1) Правил N 354, формулу 3 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, регламентируется Правилами N 354.
Согласно абзацу 3 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 3(6) приложения N 2 к Правилам N 354 указано, что Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 301-КГ17-6395, следует, что плата взимается только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.
Как следует из материалов дела, в квартире N 29 МКД осуществлено переустройство системы отопления под индивидуальное отопление от газового котла, установленного в помещении кухни. Переустройство согласовано Администрацией (т. 1, л. д. 78). 03.10.2017 комиссией в составе представителей ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ООО "ЯрКомГазСтрой", Администрации приняты работы по переустройству квартиры N 29 МКД (т. 1, л. д. 87-88).
Правомерность переустройства в установленном законом порядке не оспорена.
Таким образом, ответчиком сделан правомерный вывод о необходимости применения при расчете платы за отопление квартиры N 29 МКД объема потребленной тепловой энергии, равного нулю.
Довод заявителя со ссылкой на проектную документацию "Техническое решение на отключение квартиры N 29 в МКД от системы отопления многоквартирного дома" (далее - Проект) о наличии в квартире N 29 МКД помимо автономной системы отопления также внутридомовой системы отопления в виде части отопительной поверхности стояков и трех отопительных приборов, которые обеспечивают отопление квартиры, в обоснование незаконности оспариваемого предписания подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно подразделу 4 Проекта для стабильной работы существующей системы отопления дома после отключения приборов, находящихся в пределах данной рассматриваемой квартиры, необходимо предусмотреть заглушки на подводках системы отопления всех приборов в квартире, кроме приборов отопления, которые являются наиболее удаленными на каждом рассматриваемом стояке (ветке); на крайней из подводок самого удаленного прибора, так как этот участок является самой высокой точкой данного стояка (ветки), установить шаровой кран и автоматический воздухоотводчик согласно рисункам, приведенным на листе 1 графического приложения.
В результате исполнения мероприятий по отключению приборов отопления по прилагаемой схеме эксплуатационные свойства отопительной системы не изменятся, тепловая нагрузка на стояки снизится. В пределах квартиры N 29 останется часть отопительной поверхности стояков, составляющая 3% от существующей развернутой площади отопительной системы (т. 3, л. д. 92, страницы 6-7 Проекта).
Из указанных положений Проекта следует, что незаглушенными остаются наиболее удаленные на каждом стояке (ветке) приборы отопления (в квартире N 29 МКД их 3). При этом, исходя из схемы, приведенной на листе 1 графического приложения, данные приборы отопления не заглушены только в одной подводке, на которой установлен шаровой кран и автоматический воздухоотводчик. Шаровой кран и автоматический воздухоотводчик установлены для стабильной работы существующей системы отопления дома.
Таким образом, вопреки мнению заявителя, расположенные в квартире N 29 МКД отопительные приборы, частично подключенные к внутридомовой системе отопления, не обеспечивают отопление квартиры N 29, а обеспечивают стабильную работу существующей системы отопления дома. Теплоотдачи данных отопительных приборов не достаточно для поддержания в квартире N 29 МКД нормативной температуры воздуха.
Доказательства иного заявителем в материалы дела не представлены.
Кроме того, собственник квартиры N 29 МКД не освобожден от уплаты отопление на общедомовые нужды.
Ссылка подателя жалобы на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная, поскольку выводы суда в указанном акте основаны на иных фактических обстоятельствах.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Суд апелляционной инстанции считает, что выданное ответчиком предписание основано на выявленных в ходе проверки нарушениях, направлено на их устранение, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, и не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Содержащиеся в предписании требования не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу изложенного у Арбитражного суда Ярославской области отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена ТСЖ на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2020 по делу N А82-749/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "На Советской" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "На Советской" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.10.2020 N 129.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-749/2020
Истец: ТСЖ "НА СОВЕТСКОЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ