Нижний Новгород |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А29-4572/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Лузалес"
Тарасовой О.И. (доверенность от 11.01.2021).
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы сторон -
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и
общества с ограниченной ответственностью "Лузалес"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021,
принятое судьями Паниным Н.В., Чернигиной Т.В., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А29-4572/2020 Арбитражного суда Республики Коми
иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
(ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лузалес"
(ИНН: 1112003481, ОГРН: 1021101006630)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лузалес" (далее - Общество) о взыскании:
1 919 745 рублей 83 копеек задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 24.09.2019 N 1, образовавшейся по состоянию на 15.03.2020,
19 197 рублей 50 копеек пеней за период с 16.03.2020 по 25.03.2020.
Исковые требования основаны на статьях 309, 330 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310). Требования мотивированы тем, что расчет арендной платы не учитывает расчет платы для иных лесных ресурсов, чем тех, переработка которых осуществляется на созданных (модернизированных) лесоперерабатывающих мощностях.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 29.06.2020 отказал в удовлетворении иска в полном объеме. Суд первой инстанции исходил из того, что начисление арендной платы за спорный период с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы после ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей до окончания срока окупаемости, противоречит законодательству.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.01.2021 решение суда первой инстанции отменил, исковые требования удовлетворил частично: с Общества в пользу Министерства взыскал 1 013 879 рублей 88 копеек и неустойку за период с 16.03.2020 по 25.03.2020 в размере 10 138 рублей 80 копеек. Апелляционный суд исходил из того, что исковые требования являются обоснованными, но в связи с ошибочностью расчета истца произвел перерасчет взыскиваемой суммы.
Стороны не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Министерство в своей кассационной жалобе просило изменить или отменить обжалованное постановление, удовлетворив иск в полном объеме, или направить дело на новое рассмотрение. По мнению истца, апелляционный суд неверно произвел расчеты суммы задолженности, неправильно применив пункты 1(1) и 1(2) Постановления N 310, поскольку неверно определил коэффициент, который подлежал применению при расчете исковых требований. Министерство сочло, что произведенный им расчет является верным.
Общество в кассационной жалобе просило отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению ответчика, при применении коэффициентов для расчета арендной платы апелляционный суд не учел, что Министерство, несмотря на утвержденный инвестиционный проект, нарушило сроки заключения договора аренды, что повлекло нарушение сроков проекта Обществом.
Подробно доводы заявителей изложены в кассационных жалобах.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил её удовлетворить и отказать в удовлетворении жалобы истца.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не направил в суд своего представителя, в связи с чем суд округа счел возможным рассмотреть жалобы без него.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установил суд апелляционной инстанции, на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.07.2017 N 2406 "О включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов" и приказа Министерства от 14.01.2019 N 28 "О заключении договора аренды лесного участка с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов" Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) 24.09.2019 заключили договор, по условиям которого арендодатель передает во временное пользование (в аренду), а арендатор принимает находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 177 371 гектаров, с видом разрешенного использования - заготовка древесины, расположенный по адресу: Республика Коми, муниципальный район "Удорский", государственное учреждение "Междуреченское лесничество":
кварталы N 9 - 16, 37 - 43, 65 - 71 и 96 - 102 Едвинского участкового лесничества;
кварталы N 465 - 470, 477 - 482, 484, 485, 493 - 503, 510 - 522, 528 - 530, 532 - 540, 545 - 551, 565 - 572, 586 - 595, 599 ч, 600 - 605, 607 - 614, 615 ч, 619 ч, 620 - 633, 634 ч, 638 - 650, 651 ч, 655 ч и 656 - 662 Селэгвожского участкового лесничества;
кварталы N 1 ч, 11 - 14, 21 ч - 24 ч и 25 Верхне-Вашкинского участкового лесничества,
кварталы N 3 - 5, 98 - 102, 114 - 117, 130 - 134, 140 - 142 и 150 Вожского участкового лесничества;
кварталы N 38 - 39, 55, 56, 60 - 61 и 76 - 82 Мозындорского участкового лесничества.
Участок предан Обществу по акту приема-передачи от 24.09.2019 (приложение 6 к договору) с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта "Строительство объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры по глубокой переработке древесины с созданием биоэнергетических установок" (пункт 1.4 договора). Ежегодный объем заготовки древесины в соответствии с приложением 3 к договору составляет 223 300 кубических метров.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленным Постановлением N 310 для соответствующего года (пункты 2.1, 2.2 договора). В первый и последний год действия договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году (пункт 2.4 договора). Согласно приложениям 4 и 5 к договору арендная плата за 2019 год определена в размере 11 638 396 рублей в год. В связи с чем арендная плата за фактическое количество дней аренды в 2019 году (за 99 дней) составила 3 156 715 рублей 63 копейки, которая уплачена Обществом по платежному поручению от 26.11.2019 N 60.
За нарушение сроков внесения арендной платы, предусмотренных приложением 5 к договору, Общество уплачивает Министерству 0,1 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки (подпункт "а" пункта 4.2 договора).
Срок действия договора установлен с 24.09.2019 по 23.09.2068 года и составляет 49 лет (пункт 6.1 договора).
Посчитав, что в приложении 4 к договору аренды допущена техническая ошибка, Министерство направило в адрес Общества расчёт арендной платы в части превышения над минимальным размером арендной платы за 2019 год (99 дней 2019 года) на сумму 1 919 745 рублей 83 копейки со сроком оплаты 15.03.2020. Данный расчёт со стороны Общества не подписан.
Неисполнение требований, изложенных в претензии от 25.03.2020 N 143, послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и заслушав представителя Общества, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованного постановления с учетом следующего.
В статьях 1 (пункте 11) и 3 (части 2) Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе платности использования лесов. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 22 (частей 1 и 3) Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании статей 71 (пункта 2 части 1, частей 3 и 4) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, по договору аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим кодексом.
В соответствии со статьей 73.1 (частями 1 и 3) Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи и частью 1 статьи 74 данного кодекса. Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Согласно статье 73 (частям 1, 2 и 4) Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Договор аренды заключен в порядке предоставления ответчику в пользование лесных участков в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, в связи с чем арендная плата в данном случае является регулируемой.
В Постановлении N 310, в пункте 1(1), установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным данным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Размер арендной платы для иных лесных ресурсов устанавливается в соответствии с абзацем вторым пункта 1(2) постановления.
В силу пункта 1(2) Постановления N 310 с даты заключения договора аренды лесного участка и до начала периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5, а также после окончания такого периода по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Исходя из пунктов 1(1) и 1(2) Постановления N 310, размер арендной платы для иных лесных ресурсов, чем те, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы. При этом данные коэффициенты применяются вне зависимости от того, начался или окончился ли период, в течение которого применяется понижающий коэффициент 0,5.
С учетом этого, аргументы Общества, изложенные в кассационной жалобе, правового значения не имеют в силу следующего.
Согласно концепции инвестиционного проекта "Строительство объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры Общества по глубокой переработке древесины с созданием биоэнергетических установок" следует, что на глубокую переработку с арендуемого лесного участка будет поставляться исключительно деловая древесина хвойных пород (сосна и ель) классов крупности - крупная и средняя. В то же время на спорном лесном участке имеются также иные лесные ресурсы - береза, осина, пихта (все категории), сосна и ель (мелкая и дровяная).
В настоящем деле предметом рассмотрения является не вопрос начала или окончания срока окупаемости, применения понижающих коэффициентов к арендной плате по лесным ресурсам, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, а действительного полного размера регулируемой арендной платы, с учетом иных лесных ресурсов.
В части применения понижающего коэффициента к "основным" лесным ресурсам в настоящем деле спора не имеется.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования Министерства подлежат частичному удовлетворению.
При этом апелляционный суд исходил из ошибочности представленного истцом расчета арендной платы. Из расчета Министерства исключены основные лесные ресурсы (сосна и ель - крупная и средняя) и стоимость обезличенного кубометра древесины (43 рубля 42 копейки) исчислена из общего объема расчетной лесосеки (223 300 кубометров). Такой подход к расчету стоимости одного обезличенного кубометра не соответствует указанному понятию "обезличенного кубометра", математически искажает расчет арендной платы, поскольку исходит из того же объема расчетной лесосеки (то есть с учетом основных лесных ресурсов по проекту). Суд апелляционной инстанции произвел расчет с учетом всех ресурсов, фактически положив в основу расчет, приложенный к договору аренды, исправив его путем применения к иным лесным ресурсам среднего коэффициента превышения размера арендной платы - 1,73, который не оспорен сторонами. Стоимость обезличенного кубометра древесины составила 68,86 кубометров (с учетом данных, которые указало Министерство).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно частично удовлетворил исковые требования Министерства.
Довод Министерства о неправильном расчете с учетом изложенного является несостоятельным.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Общества подлежат отнесению на заявителя.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Министерства судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу Арбитражного суда Республики Коми N А29-4572/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и общества с ограниченной ответственностью "Лузалес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1(2) Постановления N 310 с даты заключения договора аренды лесного участка и до начала периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5, а также после окончания такого периода по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Исходя из пунктов 1(1) и 1(2) Постановления N 310, размер арендной платы для иных лесных ресурсов, чем те, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы. При этом данные коэффициенты применяются вне зависимости от того, начался или окончился ли период, в течение которого применяется понижающий коэффициент 0,5."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 мая 2021 г. N Ф01-2044/21 по делу N А29-4572/2020