Нижний Новгород |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А11-2285/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от истца: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 17.12.2020)
от ответчика: Дюковой Н.А. (доверенность от 04.12.2020 N 11)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.11.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021
по делу N А11-2285/2020,
по заявлению акционерного общества "Владимирские коммунальные системы"
(ОГРН: 1033301818659, ИНН: 3327329166)
о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 28.01.2020 N 108-01-02,
и установил:
акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 28.01.2020 N 108-01-02.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - АО "ЭнергосбыТ Плюс"), общество с ограниченной ответственностью "Домжилсервис" (далее - ООО "Домжилсервис").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 24.11.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного суда от 19.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы указывает на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению Инспекции, агентский договор, заключенный 01.09.2019 между ООО "Домжилсервис" и АО "ЭнергосбыТ Плюс", является недействительным (ничтожным) на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как противоречащий нормам жилищного законодательства и Правилам предоставления коммунальных услуг.
Подробно доводы Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с целью проверки информации, изложенной в обращениях (входящий N ОГ-ГЖИ-747/16л от 13.12.2019) жителей домов N 4 корпус 2 и 3 по улице Бородинской мкр. Пиганово города Владимира, на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 10.01.2020 N 21-01-02 уполномоченное должностное лицо Инспекции провело внеплановую документарную проверку в отношении АО "ВКС".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.01.2020 N 108-01-02. Инспекция 28.01.2020 выдала предписание N 108-01-02, которым обязало Общество в срок до 28.02.2020 принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно: снять начисления собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах N 4 корп. 2 и 3 по улице Бородинской мкр. Пиганово города Владимира платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, входящий в состав платы за содержание жилого помещения.
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, АО "ВКС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно, статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Аналогичные положения содержатся в Положении об Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области, утвержденном постановлением губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21.
Таким образом, предписание Инспекция выдала в пределах своих полномочий, согласно действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе, управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Из подпункта "ж" пункта 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 N 416 следует, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе следующих стандартов: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, при наличии в доме способа управления управляющая организация расчеты с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения для целей приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляются этой управляющей организацией.
Плата за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, является составной частью платы за содержание жилого помещения. Начисление данной платы производится управляющей организацией в едином платежном документе, выставляемом жителям за содержание жилого помещения.
На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частями 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В ходе проверки Инспекция установила, что жителям рассматриваемых домов начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, производит Владимирский филиал АО "ЭнергосбыТ Плюс", что противоречит требованиям законодательства, поскольку они должны осуществляться управляющей компанией в составе платы за содержание жилого помещения.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемых многоквартирных домах функции по управлению общим имуществом собственников помещений МКД осуществляет ООО "Домжилсервис" на основании договоров управления.
ООО "Домжилсервис" (Принципал) и АО "ЭнергосбыТ Плюс" (Агент) 01.09.2019 заключили агентский договор N АВ-26, по условиям которого Агент обязуется по поручению Принципала и за вознаграждение совершить от своего имени, но за счет Принципала юридические и иные действия, направленные на выполнение функций биллинга, сбора денежных средств от Абонентов (граждан МКД) за предоставленные коммунальные услуги по электроснабжению, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В рамках данного договора АО "ЭнергосбыТ Плюс" обязуется исполнять обязательства ООО "Домжилсервис" перед ресурсоснабжающей организацией (АО "ВКС") за поставленную электрическую энергию по договору от 01.03.2017 N 414/0117 (пункт 4.5 агентского договора N АВ-26 от 01.09.2019).
Абзацем вторым пункта 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, законодатель предусмотрел право управляющей организации самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов.
АО "ВКС" является поставщиком коммунальных ресурсов (ресурсоснабжающей организацией).
В соответствии с абзацем 29 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
С 01.09.2006 постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.10.2006 N 23/1 АО "ВКС" присвоен статус гарантирующего поставщика по границам балансовой принадлежности электрических сетей АО "ОРЭС - Владимирская область", к сетям которых присоединены потребители, подлежащие обслуживанию АО "ВКС", ограниченные точками поставки электрической энергии и мощности, согласно приложению N 2 данного постановления.
Между АО "ВКС" (Принципал) и АО "ЭнергосбыТ Плюс" (Агент) 19.12.2018 заключен агентский договор N U021-FA050/02-025/0093-2018, согласно которому Агент обязуется за вознаграждение и по поручению Принципала совершать от имени и счет Принципала юридические и иные значимые действия, связанные с осуществлением Принципалом деятельности в сфере электроснабжения на оптовом и розничных рынках электрической энергии в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Пунктами 6.5 и 6.9 указанного договора предусмотрена обязанность Агента по начислению покупателям Принципала сумм (стоимости) оплаты за потребленную электрическую энергию (мощность) в соответствии с условиями договоров энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) покупателя в установленные законом и условиями договоров поставки на электрическую энергию и мощность; печать, подписание и направление покупателям платежных документов, счетов-счетов-фактур, актов приема-передачи электрической энергии (мощности) и иных документов, связанных с исполнением Принципалом договоров энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенных между покупателями и Принципалом.
Разделом 7 договора от 19.12.2018 N U021-FA050/02-025/0093-2018 предусмотрена обязанность Агента по сбору денежных средств покупателей.
Согласно пункту 7.5 Агент по согласованию с Принципалом организует прием денежных средств от населения через сети собственных пунктом приема денежных средств (касс/терминалов).
Таким образом, АО "ЭнергосбыТ Плюс" действует от имени АО "ВКС" как гарантирующего поставщика в соответствии с агентским договором от 19.12.2018 N U021-FA050/02-025/0093-2018, что также не противоречит действующему законодательству. Довод заявителя о том, что агентский договор, заключенный 01.09.2019 между ООО "Домжилсервис" и АО "ЭнергосбыТ Плюс", является недействительным (ничтожным), отклоняется судом кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному заключению о том, что Общество не производит какие-либо начисления жителям спорных МКД за поставленную электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, следовательно, у Инспекции не имелось правовых оснований для выдачи ему предписания от 28.01.2020 N 108-01-02, поскольку Общество не является субъектом рассматриваемого правонарушения (в части начисления собственникам и нанимателя помещений спорных МКД платы за коммунальных ресурс по электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества МКД, входящий в состав платы за содержание жилого помещения).
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, но не соответствует действующему жилищному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали предписание Инспекции незаконным и правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.11.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по делу N А11-2285/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем вторым пункта 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
...
В соответствии с абзацем 29 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 мая 2021 г. N Ф01-474/21 по делу N А11-2285/2020