Нижний Новгород |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А43-25175/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
при участии представителей
от заявителя: Алексеева И.Н. (доверенность от 27.05.2021),
от заинтересованного лица: Любавиной А.Н. (доверенность от 13.01.2021 N 01-21/Д),
от третьего лица - Департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода:
Кокиной М.В. (доверенность от 11.01.2021 N 6)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - Рубикон"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021
по делу N А43-25175/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн -
Рубикон" (ИНН: 5262021430, ОГРН: 1025203748481)
о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579)
и об обязании устранить допущенное нарушение прав,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода,
общество с ограниченной ответственностью "СК "Управление строительства-620",
временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "СК "Управление строительства-620" Малачев Шахбан Абдурахманович,
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "СК "Управление строительства-620" Бекназарова Мадина Мурадовна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - Рубикон" (далее - ООО "Русский Бизнес Концерн - Рубикон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), выразившегося в отказе от перечисления на расчетный счет Общества денежных средств в размере 9 862 670 рублей 99 копеек и об обязании Администрации устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода (далее - Департамент), общество с ограниченной ответственностью "СК "Управление строительства-620" (далее - ООО "СК "Управление строительства-620"), временный управляющий ООО "СК "Управление строительства-620" Малачев Шахбан Абдурахманович, конкурсный управляющий ООО "СК "Управление строительства-620" Бекназарова Мадина Мурадовна.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащую применению статью 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По его мнению, орган местного самоуправления обязан перечислить на расчетный счет Общества долг ООО "СК "Управление строительства-620" в размере 9 862 670 рублей 99 копеек.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Представители Администрации и Департамента в судебном заседании возразили относительно доводов, приведенных в кассационной жалобе, просили оставить ее без удовлетворения.
Иные третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.08.2019 по делу N А43-17478/2019 установлено, что Администрация (заказчик) и ООО "СК "Управление строительства-620" (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 04.04.2017 N 8 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги "ул. Самаркандская от ул. Стрелка до ул. Бетанкура" в границах участка от ул. Бетанкура до ул. Совнаркомовской в городе Нижнем Новгороде. Контракт расторгнут 29.12.2018.
Согласно пункту 2.2 контракта (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 10.10.2017 N 3) оплата за выполненные работы осуществляется заказчиком с лицевого счета заказчика в Департаменте в соответствии с выделенными ассигнованиями на финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования в течение 90 календарных дней с даты предоставления подрядчиком и подписания заказчиком акта (актов) о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденных постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100), а также предоставления счетов-фактур (счетов) при условии, что работы выполнены надлежащим образом. Авансирование не предусмотрено. Платежи перечисляются заказчиком на лицевой счет, открытый под-рядчику в Департаменте финансов администрации города Нижнего Новгорода, и подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с нормативными правовыми актами.
Департамент 29.09.2019 открыл для подрядчика лицевой счет иного юридического лица N 40221300677.
ООО "СК "Управление строительства-620" и ООО "Русский Бизнес Концерн - Рубикон" заключили договор субподряда от 28.09.2017 N 344/СК.
В рамках исполнения указанного договора субподрядчик выполнил, а подрядчик принял работы по капитальному ремонту автомобильной дороги на сумму 152 899 401 рубль 79 копеек, которые уплачены частично, в размере 143 036 730 рублей 80 копеек.
Работы на сумму 9 862 670 рублей 99 копеек подрядчик не оплатил.
Указанным решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.08.2019 по делу N А43-17478/2019 с ООО "СК "Управление строительства-620" в пользу ООО "Русский Бизнес Концерн - Рубикон" взыскан долг в размере 9 862 670 рублей 99 копеек.
Обществу 05.11.2019 выдан исполнительный лист серии ФС N 032920339 для взыскания указанной суммы.
Письмом от 27.04.2020 N 17 Общество направило указанный исполнительный лист для исполнения в Департамент, который письмом от 08.06.2020 N Исх.-03-04-252052/20 возвратил исполнительный лист без исполнения.
Общество 03.07.2020 направило в Администрацию претензию N 57 с приложением исполнительного листа, в котором просило списать денежные средства с лицевого счета должника.
По результатам рассмотрения претензии Администрация в письме от 23.07.2020 N Исх-06-02-326340/20 сообщила Обществу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Полагая, что со стороны Администрации допущено незаконное бездействие, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 10, 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 22.03.2018 N 767 "О порядке казначейского сопровождения муниципальных контрактов (контрактов, договоров, соглашений)", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии со стороны Администрации незаконного бездействия и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет структуру бюджетной системы Российской Федерации, к которой относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Администрации от 22.03.2018 N 767 утвержден Порядок казначейского сопровождения муниципальных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) (далее - Порядок), в пункте 1.1 которого предусмотрено, что данный Порядок устанавливает порядок казначейского сопровождения муниципальных контрактов, договоров (соглашений) в случаях, предусмотренных решением городской Думы города Нижнего Новгорода о бюджете города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год и плановый период.
Операции со средствами, получаемыми юридическими лицами из бюджета города Нижнего Новгорода на основании муниципальных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), в случаях, предусмотренных решением городской Думы, осуществляются на отдельном счете для учета средств иных юридических лиц, открытом департаменту финансов администрации города Нижнего Новгорода в Волго-Вятском ГУ Банка России (пункт 1.2 Порядка).
Операции по зачислению и списанию средств на счете, указанном в пункте 1.2 настоящего Порядка, осуществляются в порядке, установленном Департаментом, и отражаются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными (автономными) учреждениями, открываемых организациям в департаменте финансов администрации города Нижнего Новгорода (далее лицевой счет для учета операций иного юридического лица) (пункт 1.3 Порядка).
Основанием для открытия организациям лицевых счетов для учета операций иного юридического лица являются муниципальные контракты (контракты, договора, соглашения) или нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода получателям субсидий (пункт 1.4 Порядка).
В силу пункта 1.5 Порядка операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах для учета операций иного юридического лица, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организаций, возникающих из указанных муниципальных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), подлежащих казначейскому со-провождению, после предоставления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Частью 4 статьи 2 Закона N 14-ФЗ определено, что общество с ограниченной ответственностью в установленном порядке может открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в целях оплаты выполненных по муниципальному контракту работ ООО "СК "Управление строительства-620" открыт в Департаменте лицевой счет для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса). Данный лицевой счет предназначен для учета операций со средствами, подлежащими уплате в соответствии с муниципальным контрактом от 04.04.2017 N 8, который расторгнут 29.12.2018.
При этом характеристика лицевого счета, открытого юридическому лицу в Департаменте, не равнозначна характеристике расчетного счета, открытого юридическому лицу в банке.
На лицевом счете для учета операций не участника бюджетного процесса не учитываются денежные средства, а отображаются операции по списанию целевых средств в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по расходам, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и только после представления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
Таким образом, денежные средства, отраженные на лицевом счете не участника бюджетного процесса, не являются частью бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем обращение взыскания на такие средства в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не основано на бюджетном законодательстве.
Таким образом, суды правомерно признали, что у Администрации отсутствовали основания для исполнения предъявленного Обществом исполнительного листа в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации посредством списания денежных средств с лицевого счета, открытого Департаментом для ООО "СК "Управление строительства-620".
Администрация не является должником по исполнительному документу. Обращение взыскания на средства бюджета муниципального образования города Нижнего Новгорода данным исполнительным документом не предусмотрено.
Кроме того, суды установили, что определением Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2019 по делу N А40-236217/2016-179-280Б в отношении ООО "СК "Управление строительства-620" введена процедура наблюдения.
ООО "Русский Бизнес Концерн - Рубикон" обращалось в арбитражный суд в рамках дела N А40-236217/2016-179-280Б с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника своих требований в размере 9 862 670 рублей 99 копеек.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2019 по делу N А40-236217/2016-179-280Б суд прекратил производство по заявлению ООО "Русский Бизнес Концерн - Рубикон", указав, что в силу статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования заявителя являются текущими, не подлежат включению в реестр и погашаются в порядке статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2020 по делу N А40-236217/2016-179-280Б ООО "СК "Управление строительства-620" признано несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Общество не представило доказательств обращения с соответствующим заявлением к временному, а с момента признания должника несостоятельным (банкротом) - к конкурсному управляющему ООО "СК "Управление строительства-620".
Всесторонне и полно оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что со стороны Администрации отсутствует незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении его заявления.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы Общества, относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А43-25175/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - Рубикон" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - Рубикон".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - Рубикон" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.03.2021 N 359 при подаче кассационной жалобы.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На лицевом счете для учета операций не участника бюджетного процесса не учитываются денежные средства, а отображаются операции по списанию целевых средств в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по расходам, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и только после представления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
Таким образом, денежные средства, отраженные на лицевом счете не участника бюджетного процесса, не являются частью бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем обращение взыскания на такие средства в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не основано на бюджетном законодательстве.
Таким образом, суды правомерно признали, что у Администрации отсутствовали основания для исполнения предъявленного Обществом исполнительного листа в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации посредством списания денежных средств с лицевого счета, открытого Департаментом для ООО "СК "Управление строительства-620".
Администрация не является должником по исполнительному документу. Обращение взыскания на средства бюджета муниципального образования города Нижнего Новгорода данным исполнительным документом не предусмотрено.
Кроме того, суды установили, что определением Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2019 по делу N А40-236217/2016-179-280Б в отношении ООО "СК "Управление строительства-620" введена процедура наблюдения.
...
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2019 по делу N А40-236217/2016-179-280Б суд прекратил производство по заявлению ООО "Русский Бизнес Концерн - Рубикон", указав, что в силу статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования заявителя являются текущими, не подлежат включению в реестр и погашаются в порядке статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июня 2021 г. N Ф01-2069/21 по делу N А43-25175/2020