12 февраля 2021 г. |
Дело N А43-25175/2020 |
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июня 2021 г. N Ф01-2069/21 настоящее постановление оставлено без изменения
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН" (607680, Нижегородская обл., Кстовский р-н, территория Набережная Гребного канала, д.3; ОГРН 1025203748481, ИНН 5262021430) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2020 по делу N А43-25175/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН" о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН" - Алексеева И.Н. по доверенности от 05.02.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН" (далее - ООО "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация, орган местного самоуправления), выразившегося в отказе от перечисления на расчетный счет Общества денежных средств в размере 9 862 670 рублей 99 копеек. Одновременно заявитель просил суд обязать Администрацию устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода (далее - Департамент), временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "СК "Управление строительства-620" (далее - ООО "СК "Управление строительства-620") Малачев Шахбан Абдурахманович, конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "СК "Управление строительства-620" Бекназарова Мадина Мурадовна.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что по аналогии закона орган местного самоуправления обязан перечислить на его расчетный счет долг ООО "СК "Управление строительства-620" в размере 9 862 670 рублей 99 копеек.
Администрация и Департамент в отзывах на апелляционную жалобу указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Администрация ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.08.2019 по делу N А43-17478/2019 установлено, что 04.04.2017 Администрация (заказчик) и ООО "СК "Управление строительства-620" (подрядчик) заключили муниципальный контракт N 8 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги "ул. Самаркандская от ул. Стрелка до ул. Бетанкура" в границах участка от ул. Бетанкура до ул. Совнаркомовской в городе Нижнем Новгороде. Контракт расторгнут 29.12.2018.
Согласно пункту 2.2 контракта (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 3 от 10.10.2017) оплата за выполненные работы осуществляется заказчиком с лицевого счета заказчика в Департаменте в соответствии с выделенными ассигнованиями на финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования в течение 90 календарных дней с даты предоставления подрядчиком и подписания заказчиком акта (актов) о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденных постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100), а также предоставления счетов-фактур (счетов) при условии, что работы выполнены надлежащим образом. Авансирование не предусмотрено. Платежи перечисляются заказчиком на лицевой счет, открытый подрядчику в Департаменте финансов администрации города Нижнего Новгорода и подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с нормативными правовыми актами.
29.09.2019 Департамент открыл для подрядчика лицевой счет иного юридического лица N 40221300677.
В свою очередь, ООО "СК "Управление строительства-620" и ООО "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН" заключили договор субподряда N 344/СК от 28.09.2017.
В рамках исполнения указанного договора субподрядчик выполнил, а подрядчик принял работы по капитальному ремонту автомобильной дороги на сумму 152 899 401 руб. 79 коп., которые оплачены частично в размере 143 036 730 руб. 80 коп.
Работы на сумму 9 862 670 руб. 99 коп. подрядчик не оплатил.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.08.2019 по делу N А43-17478/2019 с ООО "СК "Управление строительства-620" в пользу ООО "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН" взыскана сумма долга в размере 9 862 670 руб. 99 коп.
Общество получило 05.11.2019 в арбитражном суде исполнительный лист серии ФС N 032920339 на взыскание указанных сумм.
Письмом от 27.04.2020 N 17 ООО "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН" направило указанный исполнительный лист в Департамент для исполнения.
08.06.2020 Департамент письмом (N Исх.-03-04-252052/20) возвратил исполнительный лист Обществу без исполнения.
03.07.2020 Общество направило в Администрацию претензию письмом N 57 с приложением исполнительного листа. Указанным письмом Общество просило списать денежные средства с лицевого счета должника.
По результатам рассмотрения претензии письмом от 23.07.2020 (N Исх-06-02-326340/20) Администрация сообщила Обществу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Полагая, что со стороны органа местного самоуправления имеет место незаконное бездействие, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 22.03.2018 N 767 и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал отсутствие со своей стороны незаконного бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет структуру бюджетной системы Российской Федерации, к которой относятся:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Администрации от 22.03.2018 N 767 утвержден Порядок казначейского сопровождения муниципальных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) (далее - Порядок).
В силу пункту 1.1. указанный Порядок устанавливает порядок казначейского сопровождения муниципальных контрактов, договоров (соглашений) в случаях, предусмотренных решением городской Думы города Нижнего Новгорода о бюджете города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год и плановый период (далее - решение городской Думы).
Операции со средствами, получаемыми юридическими лицами из бюджета города Нижнего Новгорода на основании муниципальных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), в случаях, предусмотренных решением городской Думы, осуществляются на отдельном счете для учета средств иных юридических лиц, открытом департаменту финансов администрации города Нижнего Новгорода в Волго-Вятском ГУ Банка России (пункт 1.2 Порядка).
Операции по зачислению и списанию средств на счете, указанном в пункте 1.2 настоящего Порядка, осуществляются в порядке, установленном Департаментом, и отражаются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными (автономными) учреждениями, открываемых организациям в департаменте финансов администрации города Нижнего Новгорода (далее лицевой счет для учета операций иного юридического лица) (пункт 1.3. Порядка).
Основанием для открытия организациям лицевых счетов для учета операций иного юридического лица являются муниципальные контракты (контракты, договора, соглашения) или нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода получателям субсидий (пункт 1.4 Порядка).
В силу пункта 1.5 Порядка операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах для учета операций иного юридического лица, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организаций, возникающих из указанных муниципальных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), подлежащих казначейскому сопровождению, после предоставления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
Таким образом, основанием для открытия отдельного лицевого счета для учета операций иного юридического лица являются муниципальные контракты (контракты, договора, соглашения) или нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Частью 4 статьи 2 Закона N 14-ФЗ определено, что общество с ограниченной ответственностью в установленном порядке может открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Следовательно, счета юридического лица, обеспечивающие его правоспособность как юридического лица, открыты в соответствующих банках.
Из материалов дела следует, что в целях оплаты выполненных по муниципальному контракту работ ООО "СК "Управление строительства-620" открыт в Департаменте лицевой счет для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса).
Лицевой счет, открытый Департаментом для учета операций не участника бюджетного процесса (ООО "СК "Управление строительства-620"), предназначен для учета операций со средствами, которые подлежали оплате ООО "СК "Управление строительства-620" в соответствии с муниципальным контрактом от 04.04.2017 N 8. Муниципальный контракт расторгнут 29.12.2018.
При этом характеристика лицевого счета, открытого юридическому лицу в Департаменте, не равнозначна характеристике расчетного счета, открытого юридическому лицу в банке.
На лицевом счете для учета операций не участника бюджетного процесса не учитываются денежные средства, а отображаются операции по списанию целевых средств в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по расходам, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и только после представления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
Таким образом, денежные средства, отраженные на лицевом счете не участника бюджетного процесса не являются частью бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем обращение взыскания на такие средства в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не основано на бюджетном законодательстве.
При изложенных обстоятельствах в их совокупности у Администрации отсутствовали основания для исполнения предъявленного заявителем исполнительного листа в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации посредством списания денежных средств с лицевого счета, открытого в Департаменте ООО "СК "Управление строительства-620".
Администрация не является должником по исполнительному документу, обращение взыскания на средства бюджета муниципального образования города Нижнего Новгорода исполнительным документом не предусмотрено.
Поступившее в адрес Администрации обращение Общества от 03.07.2020 рассмотрено и 23.07.2020 Обществу направлен ответ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что определением Арбитражного суда г.Москвы от 25.03.2019 по делу N А40-236217/2016-179-280Б в отношении ООО "СК "Управление строительства-620" введена процедура наблюдения; временным управляющим назначен Малачев Ш.А.
ООО "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН" обращалось в арбитражный суд в рамках дела N А40-236217/2016-179-280Б с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника своих требований в размере 9 862 670 руб. 99 коп.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 15.07.2019 по делу N А40-236217/2016-179-280Б суд прекратил производство по заявлению ООО "Русский Бизнес Концерн- РУБИКОН", указав, что в силу статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) требования заявителя являются текущими, не подлежат включению в реестр, и погашаются в порядке статьи 134 Закона о банкротстве.
В силу части 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Часть 2 статьи 134 Закона о банкротстве закрепляет очередность требований кредиторов по текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.09.2020 по делу N А40-236217/2016-179-280Б ООО "СК "Управление строительства-620" признано несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев; конкурсным управляющим утверждена Бекназарова М.М.
Заявитель не представил в материалы дела доказательств обращения с соответствующим заявлением к временному, а с момента признания должника несостоятельным (банкротом) - к конкурсному управляющему ООО "СК "Управление строительства-620".
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному итоговому выводу о том, что со стороны органа местного самоуправления отсутствует незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным доводам не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего бюджетного законодательства и законодательства о банкротстве.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2020 по делу N А43-25175/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2020 по делу N А43-25175/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский Бизнес Концерн - РУБИКОН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25175/2020
Истец: ООО "русский бизнес Концерн-РУБИКОН"
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: Департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода, ООО "СК "Управление строительства-620", ООО временный управляющий "СК"УС-620" Малачев Шахбан Абдурахманович, ООО конкурсный управляющий "СК "Управление строительства-620" Бекназарова Мадина Мурадовна