Нижний Новгород |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А29-11044/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации в городе
Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2020 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу N А29-11044/2020
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное)
(ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
о взыскании финансовых санкций с общества с ограниченной ответственностью Коми
республиканского учебного центра "Автокадры"
(ИНН: 1101047222, ОГРН: 1051100583258)
и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Коми республиканского учебного центра "Автокадры" (далее - ООО Коми республиканский учебный центр "Автокадры", Общество) 9500 рублей штрафа за непредставление в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права. По его мнению, отсутствие мотивированного ходатайства Фонда о восстановлении пропущенного срока не является основанием для отказа в его удовлетворении, так как суды должны были учесть иные имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска срока. Заявитель указывает, что Управление 05.04.2017 направило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару информацию о наличии у Общества задолженности по страховым взносам и финансовым санкциям. Между тем в рамках дела N А29-2512/2017 о банкротстве Общества налоговый орган заявил лишь требование о взыскании долга по страховым взносам, поэтому после прекращения производства по делу о банкротстве Общества 01.09.2020 Управление 17.09.2020 обратилось в суд с настоящим заявлением.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования страхователя на основе представленных 26.10.2016 Обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2016 года, результаты которой зафиксировал в акте от 28.10.2016 N 007S18160002532.
По итогам проверки Управление вынесло решение от 12.12.2016 N 007S19160002649 о привлечении Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 9500 рублей.
В адрес Общества Фонд направил требование от 10.01.2017 N 007S01170002453 об уплате указанной суммы штрафа в срок до 31.01.2017.
Неисполнение Обществом данного требования в установленный срок явилось основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 11.05.2017 по делу N А29-5649/2017 отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, поскольку денежные обязательства, являющиеся предметом требования Управления, не относятся к текущим платежам и подлежат установлению в рамках дела о банкротстве. В связи с этим Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд в административном порядке.
Определением от 20.06.2017 по делу N А29-6117/2017 заявление Управления оставлено без рассмотрения на основании части 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 01.09.2020 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО Коми республиканский учебный центр "Автокадры" прекращено.
Управление 17.09.2020 вновь обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 9500 рублей штрафа, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
Руководствуясь статьями 117, 213, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 1, 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", статьями 4, 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводам о пропуске Фондом срока, установленного для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, и об отсутствии уважительных причин для восстановления данного срока.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно абзацу 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит положения Закона N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, на правоотношения, связанные с взысканием финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа (финансовой санкции) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что по требованию от 10.01.2017 N 007S01170002453 со сроком исполнения до 31.01.2017 срок на подачу заявления в суд истек 31.07.2017.
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предпринимателя штрафа в сумме 9500 рублей и ходатайством о восстановлении пропущенного срока толь-ко 17.09.2020.
Фонд, обратившись в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, не обосновал его и не указал причины пропуска срока обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
Апелляционный суд правомерно указал, что отсутствие соответствующего взаимодействия между Фондом с налоговым органом и бездействие последнего и не могут быть признаны в качестве уважительных причин пропуска срока для предъявления в суд требования о взыскании с Общества финансовых санкций.
С учетом изложенного суды правомерно отклонили названное ходатайство Фонда и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу N А29-11044/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит положения Закона N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, на правоотношения, связанные с взысканием финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа (финансовой санкции) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 июня 2021 г. N Ф01-2254/21 по делу N А29-11044/2020