Нижний Новгород |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А43-4158/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Кузнецовой Л.В., Ногтевой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика
администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.11.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021
по делу N А43-4158/2020
по иску акционерного общества "Теплоэнерго"
(ИНН: 5257087027, ОГРН: 1065257065500)
к Муниципальному образованию "Город Нижний Новгород"
в лице администрации города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579),
администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5258001390, ОГРН: 1025202612050),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество
Домоуправляющая компания Ленинского района
,
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество Теплоэнерго
(далее
Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Муниципальному образованию
Город Нижний Новгород
в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее
Администрация города Нижнего Новгорода), администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода (далее
Администрация Ленинского района) о взыскании 4 432 079 рублей 45 копеек задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению, оказанных с 01.01.2010 по 01.09.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек акционерное общество Домоуправляющая компания Ленинского района
(далее
Домоуправляющая компания).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 13.11.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021, частично удовлетворил иск: взыскал с Администрации Ленинского района в пользу Общества 2 053 969 рублей 32 копейки долга, отказал в удовлетворении остальной части иска в связи с пропуском срока исковой давности по требованию о взыскании долга, образовавшегося до декабря 2016 года включительно. Кроме того, суд отказал в удовлетворении иска к Администрации города Нижнего Новгорода ввиду того, что полномочия по возмещению расходов по незаселенному жилому помещению муниципального жилищного фонда в части платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальную услугу по отоплению, переданы в спорный период Администрации Ленинского района.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, разъяснениями, изложенными в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13).
Не согласилась с состоявшимися судебными актами, Администрация Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций при принятии судебных актов руководствовались постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 18.07.2011 N 2889 "Об утверждении порядка финансирования из бюджета города Нижнего Новгорода расходов по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в части платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальную услугу по отоплению" (далее - Постановление N 2889), однако у Администрации Ленинского района отсутствовала возможность исполнить указанное постановление.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Домоуправляющая компания ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие.
Определением от 15.06.2021 в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего судьи Трубниковой Е.Ю. на судью Ионычеву С.В., в состав суда введена судья Кузнецова Л.В.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды, Муниципальное образование "Город Нижний Новгород" является собственником ряда жилых незаселенных помещений в многоквартирных жилых домах, в которые АО "Теплоэнерго" в спорный период поставило коммунальный ресурс.
Домоуправляющая компания (цедент), являющаяся управляющей организацией многоквартирных жилых домов, в которых находятся указанные помещения, заключила с истцом (цессионарий) договор уступки права требования от 30.09.2018, по условиям которого цедент уступил, а цессионарий принял права требования оплаты коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также иные права, связанные с передаваемыми правами, в том числе право на взыскание пени за несвоевременное внесение платы за указанные коммунальные услуги, потребленные гражданами (потребителями), проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении цедента на основании договоров управления многоквартирными домами, указанных в приложении 1 к договору.
Неоплата поставленного коммунального ресурса послужила основанием для обращения АО "Теплоэнерго" с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В силу статей 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1 статей 36 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, и они несут бремя расходов на содержание указанного имущества.
Собственник помещения обязан нести расходы на его содержание, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 153 (часть 1, пункт 1 части 2 и часть 3) Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В пункте 13 Постановления N 13 разъяснено, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), следовательно, возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Согласно пункту 1 Постановления N 2889 (действовавшего в спорный период) возмещению из бюджета города Нижнего Новгорода по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в части платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальную услугу по отоплению подлежат расходы, произведенные организациями жилищно-коммунального комплекса, с которыми администрациями районов города Нижнего Новгорода заключены соответствующие договоры, в зависимости от выбранного собственниками помещений многоквартирного дома способа управления.
В силу пункта 2.1 Постановления N 2889 Администрация соответствующего района города Нижнего Новгорода формирует и направляет в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода пакет документов по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда для согласования суммы расходов, подлежащей возмещению.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что лицом, обязанным оплатить оказанные коммунальные услуги, является Администрация Ленинского района, как лицо, наделенное соответствующей обязанностью согласно Постановлению N 2889.
Аргумент заявителя жалобы о невозможности исполнить указанное постановление не принят судом округа, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Организационные трудности, связанные с определением порядка реализации установленного Администрацией города Нижнего Новгорода порядка внесения платы за коммунальные услуги, не могут явиться причиной отказа во взыскании документально подтвержденной задолженности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств, переоценка которых в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.11.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по делу N А43-4158/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Л.В. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 153 (часть 1, пункт 1 части 2 и часть 3) Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
...
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), следовательно, возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2021 г. N Ф01-2588/21 по делу N А43-4158/2020