Нижний Новгород |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А31-4371/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Анком"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.11.2020, принятое судьей Голубевой О.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021,
принятое судьями Паниным Н.В., Барминым Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
по делу N А31-4371/2020
по иску департамента лесного хозяйства Костромской области
(ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112)
к обществу с ограниченной ответственностью "Анком"
(ИНН: 4408000029, ОГРН: 1024401832927)
о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка
и установил:
департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Анком" (далее - Общество) о взыскании 827 442 рублей 62 копеек задолженности по договору аренды от 07.11.2008 N 45.
Исковое требование основано на статьях 307, 424 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 51 и 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьях 73, 74, 74.1 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации, а также на постановлениях Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Требование мотивировано предписанием Федерального агентства лесного хозяйства о необходимости произвести перерасчет арендной платы в соответствии с действующим правовым регулированием.
Арбитражный суд Костромской области решением от 09.11.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021, иск удовлетворил. Суды пришли к выводу о том, что пункты 7 и 9 договора аренды от 07.11.2008 N 45 являются ничтожными, а арендная плата подлежала перерасчету.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суды незаконно признали пункты договора аренды ничтожными, поскольку тем самым они вышли за пределы заявленных требований, а также внесли изменения в договор, заключенный по результатам торгов; ответчик был лишен возможности заявить о пропуске срока исковой давности. Кассатор полагал, что истец злоупотребляет своими полномочиями, применяя различные подходы к расчету арендной платы; договор аренды соответствует закону. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Департамент отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представил, представителя в судебное заседание не направил.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, на основании протокола лесного конкурса от 20.06.2006 N 17 и приказа Департамента от 03.10.2008 N 372 "О приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ" Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) 07.11.2008 заключили договор аренды лесного участка N 45. По условиям данного договора Департамент обязуется предоставить, а Общество принять во временное пользование лесной участок, площадью 4725 гектаров, который имеет следующее местоположение: Костромская область, Антроповский муниципальный район, ОГУ "Антроповское лесничество":
1-е Антроповское участковое лесничество, кварталы 128 - 134;
Понизовское участковое лесничество, кварталы 22, 24, 25, 28 и 31;
-- Палкинское участковое лесничество, кварталы 70, 72, 74, 76 - 78, 82, 83, 85, 86, 97-100, 117, 118 и 122 (пункты 1 и 2). Срок действия договора - с 23.06.2006 по 22.06.2026. Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Арендная плата по договору на 2009 год составляет 2 095 292 рублей в год, в том числе: в федеральный бюджет 1 064 680 рублей, в областной бюджет 1 030 612 рублей (пункт 5).
Расчет арендной платы проводится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации с применением регионального коэффициента 1,6, действовавшего на момент проведения конкурса, и повышающего коэффициента 1,23 (пункт 6). Размер регионального коэффициента по взаимному согласию сторон может быть увеличен в связи с изменением экономической ситуации на рынке реализации лесопродукции (пункт 7). Арендная плата устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем использования, установленный договором, по сплошным и выборочным рубкам (пункт 8). Арендная плата определяется ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных и задекларированных на соответствующий год (пункт 9). Арендатор вносит арендную плату по срокам согласно приложению N 4 (пункт 10). Сумма арендной платы подлежит изменению пропорционально ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 11).
Внесение изменений по соглашению сторон допускается только в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (пункт 20).
Стороны 07.11.2008 заключили дополнительное соглашение, по условиям которого размер регионального коэффициента изменен с 1,6 до 3,2 в связи с чем размер арендной платы на 2009 год изменен с 2 095 292 рублей в год до 4 190 588 рублей в год (приложение N 4 к договору). Согласно справке от 23.06.2020 N 97 Общество произвело оплату арендной платы на 2009 году на общую сумму 2 355 236 рублей.
Стороны 25.01.2019 стороны внесли изменения в приложение N 4 к договору, согласно которому размер арендной платы на 2019 год составил 2 935 620 рублей 56 копеек в год, в том числе 1 491 677 рублей 11 копеек в федеральный бюджет и 1 443 943 рублей 45 копеек в областной бюджет. Согласно справке от 23.06.2020 N 98 Общество произвело оплату арендной платы на 2019 год на общую сумму 3 008 550 рублей 28 копеек.
Согласно приказу от 20.09.2019 N 1774 Федерального агентства лесного хозяйства в период с 07 по 25 октября 2019 года проведена проверка исполнения Департаментом переданных полномочий Российской Федерации в области осуществления администрирования платежей за использование лесов. В ходе проверки правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков Федеральное агентство лесного хозяйства установило неполучение денежных средств в федеральный бюджет. Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.10.2019 N 33/2019.
Во исполнение устранения выявленных нарушений Департамент произвёл перерасчёт арендной платы по договору, в результате которого выявил наличие задолженности Общества по арендной плате за 2019 год на сумму 827 442 рублей 62 копеек. Департамент рассчитал арендную плату, установленную пунктом 5 договора на 2009 год без учёта коэффициента индексации, с учётом коэффициента индексации на 2019 год. В связи с данными действиями Департамент направил Обществу требование от 17.02.2020 N ОА-9/1271 о погашении задолженности по арендной плате на 2019 год на указанную сумму. Данное требование не было исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В силу статей 71 (частей 1 и 3) и 72 (части 1) Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения договора) аренду, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам и гражданам. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим кодексом. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса.
Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 - 4 этой статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 73 (части 1, 2 и 4) Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 74 (частей 1 и 2) Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. В дальнейшем, постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947, от 14.12.2016 N 1350, а также от 11.11.2017 N 1363 были утверждены коэффициенты к данным ставкам платы.
На основании статьи 422 (пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статей 51 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет, в том числе, платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются, в том числе, за счет той же платы, в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству. Такая правовая позиция изложена в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного его Президиумом 16.02.2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.04.2018 N 1002-О отметил, что положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" призваны обеспечить баланс публичных и частных интересов, эффективное использование земли, являющейся публичной собственностью и одновременно источником доходной части бюджетов соответствующего уровня. Условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный соответствующим органом в нормативном акте коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, т.е. пропорционально изменению минимальных ставок, соответствует закону.
Данный подход поддержан также Верховным Судом Российской Федерации в его определениях от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719, от 08.11.2019 N 303-ЭС19-19910, от 26.02.2021 N 310-ЭС21-25.
При разрешении требований о взыскании по договору суд оценивает обстоятельства, свидетельствующие о его ничтожности (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом 10.06.2020).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснил следующее.
Размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
В тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется. Размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов.
При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
В пункте 43 постановления от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил следующее. Условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями кодекса, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 кодекса).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование).
Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно, если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела. Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения. Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
На основании статей 166 (пункта 1) и 167 (пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Суды исходили из того, что условия договора, предусмотренные в пунктах 7 и 9 договора от 07.11.2008 N 45, а также дополнительные соглашения являются ничтожными. Суды указали, что они привели к изменению условий договора аренды лесного участка о размере арендной платы и объемах лесопользования, что противоречит прямому законодательному запрету на изменение условий договора на основании соглашения сторон, установленному Лесным кодексом Российской Федерации, а также противоречит пункту 20 договора.
Применение повышающих коэффициентов к ставкам платы не является изменением договора и соответствует закону.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов и находит их законными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом представленных доказательств суды установили значимые обстоятельства и правомерно удовлетворили иск.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 09.11.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А31-4371/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статей 166 (пункта 1) и 167 (пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
...
Суды исходили из того, что условия договора, предусмотренные в пунктах 7 и 9 договора от 07.11.2008 N 45, а также дополнительные соглашения являются ничтожными. Суды указали, что они привели к изменению условий договора аренды лесного участка о размере арендной платы и объемах лесопользования, что противоречит прямому законодательному запрету на изменение условий договора на основании соглашения сторон, установленному Лесным кодексом Российской Федерации, а также противоречит пункту 20 договора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июня 2021 г. N Ф01-2345/21 по делу N А31-4371/2020