г. Киров |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июня 2021 г. N Ф01-2345/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А31-4371/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчика Головцова Н.А., действующего на основании приказа от 10.01.2020, Алексеева В.А., действующего на основании доверенности от 25.05.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анком"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.11.2020 по делу N А31-4371/2020
по иску департамента лесного хозяйства Костромской области
(ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112)
к обществу с ограниченной ответственностью "Анком"
(ИНН: 4408000029, ОГРН: 1024401832927)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Анком" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 827442,62 рублей задолженности по внесению арендной платы на 2019 год по договору аренды лесного участка от 07.11.2008 N 45.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.11.2020 исковые требования Департамента удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 09.11.2020 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, суд вышел за пределы исковых требований, признавая ничтожным пункт 9 договора аренды. Более того, решение суда, направленное на изменение условий договора аренды лесного участка о размере и способе расчёта арендной платы, противоречит установленному частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации прямому запрету на изменение условий такого договора без прямо указанных в кодексе причин. Размер арендной платы на 2009 год, отраженный в пункте 5 договора, не является фиксированной суммой ежегодной арендной платы по договору. За аренду лесного участка в 2009 году Общество уплатило не эту сумму, а больше, так как задекларирована и срублена древесина более дорогих пород. Таким образом, суд не мог брать в основу расчетов арендной платы за 2019 год формальную, не имеющую юридического значения цифру 2095292 рублей.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.12.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.12.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи. В силу статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание апелляционного суда от 04.02.2021 проведено посредством видеоконференц-связи при содействии Галичского районного суда Костромской области.
В судебном заседании представители ответчика поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.11.2008 на основании протокола лесного конкурса от 20.06.2006 N 17 и приказа Департамента от 03.10.2008 N 372 "О приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ" между Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 45 (далее - договор), по условиям которого Департамент обязуется предоставить, а Общество обязуется принять во временное пользование лесной участок, площадью 4725 га, который имеет следующее местоположение: Костромская область, Антроповский муниципальный район, ОГУ "Антроповское лесничество": 1-е Антроповское участковое лесничество, кварталы 128-134; Понизовское участковое лесничество, кварталы 22,24,25,28,31; Палкинское участковое лесничество, кварталы 70,72,74,76,77,78,82,83,85,86,97-100,117,118,122 (далее - лесной участок).
Арендная плата по договору на 2009 год составляет 2095292 рублей в год, в том числе в федеральный бюджет 1064680 рублей, в областной бюджет 1030612 рублей (пункт 5 договора).
Расчет арендной платы проводится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации с применением регионального коэффициента 1,6, действовавшего на момент проведения конкурса, и повышающего коэффициента 1,23 (пункт 6 договора).
Размер регионального коэффициента по взаимному согласию сторон может быть увеличен в связи с изменением экономической ситуации на рынке реализации лесопродукции (пункт 7 договора).
Пунктом 8 договора установлено, что арендная плата устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем использования, установленный договором, по сплошным и выборочным рубкам.
Арендная плата определяется ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных и задекларированных на соответствующий год (пункт 9 договора).
Арендатор вносит арендную плату по срокам согласно приложению N 4 (пункт 10 договора).
Сумма арендной платы подлежит изменению пропорционально ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 11 договора).
Согласно пункту 20 договора внесение изменений по соглашению сторон допускается только в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами).
Срок действия договора установлен с 23.06.2006 по 22.06.2026 (пункт 25 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
07.11.2008 между сторонами подписано дополнительное соглашение, по условиям которого размер регионального коэффициента изменен с 1,6 до 3,2 в связи с чем размер арендной платы на 2009 год изменен с 2095292 рублей в год до 4190588 рублей в год (приложение N 4 к договору).
Согласно справке от 23.06.2020 N 97 Общество произвело оплату арендной платы на 2009 году на общую сумму 2355236 рублей.
25.01.2019 стороны внесли изменения в приложение N 4 к договору, согласно которому размер арендной платы на 2019 год составил 2935620,56 рублей в год, в том числе 1491677,11 рублей в федеральный бюджет и 1443943,45 рублей в областной бюджет.
Согласно справке от 23.06.2020 N 98 Общество произвело оплату арендной платы на 2019 год на общую сумму 3008550,28 рублей.
Согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 20.09.2019 N 1774 в период с 7 по 25 октября 2019 года проведена проверка исполнения Департаментом переданных полномочий Российской Федерации в области осуществления администрирования платежей за использование лесов. В ходе проверки правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков Федеральное агентство лесного хозяйства установило неполучение денежных средств в федеральный бюджет. Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.10.2019 N 33/2019.
Во исполнение устранения выявленных нарушений Департамент произвёл перерасчёт арендной платы по договору, в результате которого выявил наличие задолженности Общества по арендной плате за 2019 год на сумму 827442,62 рублей. Департамент рассчитал арендную плату, установленную пунктом 5 договора на 2009 год без учёта коэффициента индексации, с учётом коэффициента индексации на 2019 год.
В связи с чем Департамент направил Обществу требование от 17.02.2020 N ОА-9/1271 о погашении задолженности по арендной плате на 2019 год на сумму 827442,62 рублей.
Неисполнение требования в установленный срок послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Костромской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом
В статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование лесов является арендная плата.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет).
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В силу части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 10 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускалось изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определялся по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент переоформления договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Из приведенных норм права следует, что был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
В рассмотренном случае при переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условия о размере арендной платы и объемах лесопользования воспроизведены сторонами в договоре, поскольку они определены на торгах в результате согласованных действий Департамента и Общества. Вопреки доводам заявителя, размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного объема изъятия древесины на лесном участке, согласованного между сторонами, и не зависит от фактического объема такого изъятия.
Таким образом, включение в рассматриваемый договор пунктов 7 и 9, а также заключение дополнительных соглашений привело к изменению условий договора аренды лесного участка о размере арендной платы и объемах лесопользования, что противоречит прямому запрету на изменение условий договора на основании соглашения сторон, установленному на момент заключения договора пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в настоящее время пункт 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации), а также пункту 20 договора.
С учетом изложенного, арендатор обязан вносить арендную плату на 2019 год в размере, предусмотренных договором, за исключением коэффициента индексации 1,3, установленного пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", но с учётом коэффициента индексации 2,38 на основании постановления Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Расчёт арендой платы на 2019 год проверен и признан судом обоснованным.
При таких обстоятельствах требования истца являются законными и обоснованными.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 57 от 23.07.2009 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств", при подготовке к судебному разбирательству дела о взыскании по договору арбитражный суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
В связи с чем аргументы заявителя о том, что суд первой инстанции признал пункт 9 договора ничтожным, тем самым вышел за пределы исковых требований, являются несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя. Излишне уплаченный размер государственной пошлины за подачу ответчиком апелляционной жалобы, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 09.11.2020 по делу N А31-4371/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анком" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Анком" (ИНН: 4408000029, ОГРН: 1024401832927) из федерального бюджета 6774 рублей 50 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 04.12.2020 N 523.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4371/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АНКОМ"
Третье лицо: Галичский Районный суд Костромской области