Нижний Новгород |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А43-22253/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Ионычевой С.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Саровская Теплосетевая Компания"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021
по делу N А43-22253/2020,
по иску акционерного общества "Саровская Теплосетевая Компания"
(ИНН: 5254082630, ОГРН: 1085254000446)
к обществу с ограниченной ответственностью "Уютный город"
(ИНН: 5254488711, ОГРН: 1145254000760)
о возмещении расходов по установке общедомовых приборов учета
в многоквартирных жилых домах
и установил:
акционерное общество "Саровская Теплосетевая Компания" (далее - АО "Саровская Теплосетевая Компания") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Уютный город" (далее - ООО "Уютный город") о взыскании 422 882 рублей 30 копейки задолженности по компенсации затрат, понесенных ресурсоснабжающей организацией в связи с установкой общедомовых приборов учета горячей воды, 125 694 рублей 70 копеек процентов за пользование рассрочкой, начисленных с 01.08.2019 по 31.05.2020, а также 13 352 рубля 71 копейку процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.09.2019 по 10.07.2020 и далее по день фактической уплаты долга.
Определением от 23.07.2020 суд принял исковое заявление к производству, назначил к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции решением от 16.11.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021, удовлетворил исковые требования частично: взыскал с ответчика в пользу истца 422 882 рубля 30 копеек основного долга, 83 249 рублей 55 копеек процентов за пользование рассрочкой, начисленных с 01.08.2019 по 31.05.2020, а также 6413 рубля 94 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 05.04.2020. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, АО "Саровская Теплосетевая Компания" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заявитель не согласен с применением при расчете процентов ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 4,25 процента, действовавшей на дату принятия решения от 16.11.2020. По мнению истца, расчет должен производиться по принципу начисления процентов за пользование коммерческим кредитом, то есть ежемесячно, исходя из ставки рефинансирования, действовавшей на момент внесения очередного платежа в счет возмещения расходов ресурсоснабжающей организации по установке расчетно-измерительного оборудования. АО "Саровская Теплосетевая Компания" полагает, что к правоотношениям сторон не применима правовая позиция, сформулированная в ответе на 3 вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом 19.10.2016, поскольку указанная позиция имеет отношение к расчету законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, в то время как в настоящем случае сложившиеся между сторонами отношения имеют иную правовую природу и обусловлены возмещением расходов, понесенных в связи с исполнением обязательного требования закона.
Податель жалобы оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, отказавших истцу во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2020 по 10.07.2020 и далее по день фактического исполнения денежного обязательства. Как полагает истец, судебные инстанции неправомерно применили постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов" (далее - Постановление N 424), установившее запрет на начисление неустоек за несвоевременное исполнение лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательств по оплате коммунальных ресурсов в период с 06.04.2020 по 01.01.2021.Введенный мораторий на начисление неустоек распространяет свое действие лишь на правоотношения, связанные с несвоевременной оплатой исполнителями поставленных в многоквартирные жилые дома коммунальных ресурсов, и не регулирует вопросы компенсации ресурсоснабжающим организациям затрат на установку общедомовых приборов учета.
ООО "Уютный город" представило в окружной суд письменный отзыв, в котором отклонило доводы ответчика и просило оставить состоявшиеся в рамках настоящего дела решение и постановление без изменения как законные и обоснованные.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба ответчика по настоящему делу рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2020 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А43-22253/2020 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Уютный город" является управляющей организацией по отношению к ряду многоквартирных жилых домов, расположенных в городе Сарове Нижегородской области, горячее водоснабжение которых осуществляет АО "Саровская Теплосетевая Компания".
Поскольку указанные дома не были оборудованы общедомовыми приборами учета горячей воды, истец во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) исполнил обязанность по оснащению домов учетно-измерительным оборудованием, ввод приборов в эксплуатацию подтверждается соответствующими актами.
ООО "Уютный город" не оплатило стоимость установленных в домах средств измерения, поэтому АО "Саровская Теплосетевая Компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. По расчету истца задолженность управляющей организации по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета составила 422 882 рубля 30 копеек за период с августа 2019 года по май 2020 года с учетом предоставления рассрочки.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 01.01.2019 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении определено, что до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 названной статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (энергоснабжающие или сетевые), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 названной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно пункту 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом коллективный (общедомовой) прибор учета в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлен, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом "ж" пункта 10, подпунктом "к" пункта 11 и подпунктом "а" пункта 28 Правил N 491, общедомовые приборы учета тепловой энергии относятся к общему имуществу в многоквартирном доме и должны содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, несут собственники.
В силу статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 16 Правил N 491 для решения вопросов по использованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями на получение платежей от собственников за оказываемые им услуги и осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24 и 26 Правил N 491).
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2015 N 303-ЭС15-2333.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом 23.12.2015, управляющая организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации за установку общедомового прибора учета (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912).
Оценив с учетом изложенного представленные в материалы дела по доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что ООО "Уютный город", как лицо, специально нанятое собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом и ответственное за содержание многоквартирных домов, обязано возместить АО "Саровская теплоснабжающая компания" как ресурсоснабжающей организации понесенные расходы на установку общедомовых приборов учета горячей воды в домах, управление которыми осуществляет.
Факты установки средств измерения в жилых домах подтверждается актами их ввода в эксплуатацию. Расчет задолженности произведен истцом исходя из фактически понесенных расходов на установку общедомовых приборов учета. Данный расчет судами проверен и признан верным. Поскольку доказательств, подтверждающих выполнение обязательств по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета горячей воды ответчик в материалы дела не представил, расчеты истца в установленном порядке не опроверг, судебные инстанции обоснованно взыскали с ООО "Уютный город" долг в сумме 422 882 рублей 30 копеек.
Доводов в отношении удовлетворения исковых требований в данной части кассационная жалоба не содержит. АО "Саровская теплоснабжающая организация" не согласно с выводами судов в части снижения суммы подлежащих взысканию с ответчика процентов, начисленных за пользование рассрочкой и за пользование чужими денежными средствами.
Суд округа рассмотрел и отклонил аргументы о неверном определении судами процентной ставки за рассрочку оплаты за установку общедомовых приборов учета.
Из материалов дела видно, что истец начислил ответчику проценты за пользование рассрочкой за период с 01.08.2019 по 31.05.2020 в размере 125694 рубля 70 копеек. Суды, проверив расчет процентов, признали его арифметически неверным, поскольку истец рассчитал задолженность по процентам с применением в разные периоды различных ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (7,25-5,5 процента).
В силу пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления. Поскольку расчет процентов производится по ставке, действующей на дату их начисления, при взыскании суммы процентов в судебном порядке за период до принятия решения суда, подлежит применению ставка на день его принятия. Данный механизм расчета неустойки позволяет обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
В рассмотренном случае на момент принятия судом первой инстанции решения ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляла 4,25 процента, в связи с чем суд первой инстанции счел необходимым произвести собственный расчет, в соответствии с которым размер процентов за пользование рассрочкой в период с 01.08.2019 по 31.05.2020 составил 83 249 рублей 55 копеек, что не противоречит содержанию части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
В отношении исчисления судом размера процентов за пользование чужими денежными средствами суд округа пришел к следующим выводам.
АО "Саровская телоснабжающая организация" заявило требование о взыскании процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 13 352 рубля 71 копейка за период с 03.09.2019 по 10.07.2020 и далее по день фактической оплаты долга.
Установив факт неисполнения ООО "Уютный дом" возложенной на него в силу закона обязанности по компенсации истцу расходов, понесенных в связи с установкой общедомовых приборов учета, суды пришли к выводу об обоснованности требований истца о возложении на ответчика меры гражданско-правовой ответственности в виде уплаты процентов. Суды проверили расчет и признали его верным, однако пришли к выводу о том, что проценты возможно начислить по состоянию на 05.04.2020 с целью обеспечения правовой определенности в отношениях сторон на момент разрешения спора.
Суд округа, поддерживая данный вывод судов, исходит из того, что произведенный перерасчет процентов согласуется с периодом моратория, введенного Постановлением N 424, вступившим в законную силу 06.04.2020.
В статье 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 01.01.2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление N 424, согласно пункту 3 которого положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021.
Пунктом 4 Постановления N 424 также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 1 января 2021 года.
В соответствии с абзацем седьмым ответа на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию и распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, мораторий применяется в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Суды первой и апелляционной инстанций установив, что ООО "Уютный дом" является лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, посчитали, что к ответчику может быть применен установленный в Постановлении N 424 мораторий на начисление финансовых санкций, в том числе и процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, произведя перерасчет в данной части, судебные инстанции правомерно удовлетворили требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 6413 рубля 94 копейки.
Суд округа на основе оценки приведенных в кассационной жалобе доводов не установил оснований для отмены обжалованных судебных актов, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права, и не содержат доводов и обстоятельств, которые не были проверены судами нижестоящих инстанций.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в состоявшихся судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Основаниями для пересмотра судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита прав, свобод и законных интересов в сфере экономической деятельности (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Подобных оснований суд округа не установил.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А43-22253/2020, оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Саровская Теплосетевая Компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 01.01.2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
...
Пунктом 4 Постановления N 424 также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 1 января 2021 года.
...
Суды первой и апелляционной инстанций установив, что ООО "Уютный дом" является лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, посчитали, что к ответчику может быть применен установленный в Постановлении N 424 мораторий на начисление финансовых санкций, в том числе и процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июня 2021 г. N Ф01-216/21 по делу N А43-22253/2020