Нижний Новгород |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А79-4266/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
садоводческого некоммерческого товарищества "Привосточное":
Иванова А.В. (доверенность от 22.03.2021 N 1),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
садоводческого некоммерческого товарищества "Привосточное"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.11.2020,
принятое судьей Афанасьевым А.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021,
принятое судьями Кастальской М.Н., Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
по делу N А79-4266/2019
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Привосточное"
(ИНН: 2130106273, ОГРН: 1122130008880)
о признании незаконным решения администрации города Чебоксары об отказе в предварительном согласовании и утверждении схем расположения земельных участков от 15.03.2019 N 2483,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии в лице его филиала, Чебоксарское городское Собрание депутатов, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, муниципальное казенное учреждение "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "Центр Кадастровых Услуг" Казакова Н.В., акционерное общество "Водоканал", публичное акционерное общество "Промтрактор",
и установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Привосточное" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации города Чебоксары (далее - Администрация) от 15.03.2019 N 2483 об отказе в предварительном согласовании и утверждении схем расположения участков с условными номерами 21:01:030208:ЗУ1, 21:01:030208:ЗУ2 и 21:01:030208:ЗУЗ. Товарищество просит обязать Администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Заявленные требования основаны на статье 39.10 Земельного кодекса Российской федерации и положениях Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Они мотивированы тем, что, по мнению заявителя, у Администрации не имелось оснований для отказа в предоставлении участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии в лице его филиала, Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, муниципальное казенное учреждение "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "Центр Кадастровых Услуг" Казакова Н.В., акционерное общество "Водоканал" и публичное акционерное общество "Промтрактор".
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 09.11.2020, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2021 Первого арбитражного апелляционного суда, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суды исходили из того, что заинтересованное лицо подтвердило наличие правовых оснований для отказа Товариществу.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой оно просило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, спорные земельные участки расположены в зоне СХ-3 (зона садоводства, огородничества и дачного хозяйства), а не в зонах Р, Ж-1 и других; указанные участки были переданы Товариществу в 60-70-е годы и градостроительный регламент требует корректировки; рекомендации внести такие коррективы давались и Уполномоченным по правам человека в Чувашской Республике; земельный участок ЗУ3 не накладывается на участок с кадастровым номером 21:01:030208:87; суды не учли решение Чебоксарского городского собрания депутатов от 12.06.2018 N 1249; представлять списки членов Товарищества не требовалось. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Администрация и третьи лица отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без участия названных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением от 14.02.2019 N 6 о предоставлении земельных участков с условными номерами:
21:01:030208:ЗУ1 площадью 179 466 квадратных метров,
21:01:030208:ЗУ2 площадью 28 627 квадратных метров,
21:01:030208:ЗУ3 площадью 145 781 квадратных метров,
21:01:030208:ЗУ4 площадью 21 670 квадратных метров,
21:01:030208:ЗУ5 площадью 5366 квадратных метров,
21:01:030208:ЗУ6 площадью 9245 квадратных метров,
в безвозмездное пользование сроком на 5 лет для ведения садово-дачной деятельности членами Товарищества, предварительном согласовании и утверждении схемы расположения запрашиваемых земельных участков. К заявлению была приложена схема расположения испрашиваемых земельных участков.
Администрация в письме от 15.03.2019 N 2483 отказала в предварительном согласовании предоставления земельных участков Товариществу. Данное решение мотивировано следующим:
1) в представленной схеме нет надписей (кадастровый номер кадастрового квартала, система координат);
2) согласно каталогам координат площадь формируемого земельного участка ЗУ3 составляет 155 134 квадратных метров, площадь ЗУ3 указанная в схеме расположения земельного участка, составляет 155 019 квадратных метров;
3) формируемый земельный участок ЗУ3 накладывается на земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:87, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости, находится в собственности акционерного общества "Водоканал";
4) в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принятие решений о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков относится к компетенции общего собрания членов товарищества, но протокол общего собрания членов Товарищества о принятии решения о приобретении земельного участка к данным материалам не приложен;
5) в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, формируемые земельные участки ЗУ1 и ЗУ2 частично находятся в зоне рекреационного назначения (Р), согласно градостроительному регламенту, в данной зоне вид разрешенного использования "ведение садоводства"не предусмотрен;
6) формируемый земельный участок ЗУ1 частично расположен в границах озелененной территории общего пользования, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется;
7) согласно карте функциональных зон Генерального плана Чебоксарского городского округа, формируемые земельные участки частично расположены в функциональных зонах: "Жилая зона", "Зона рекреационного назначения", "Зона специального назначения", в которых ведение садоводства не предусмотрено;
8) формируемые земельные участки ЗУ1 и ЗУ2 расположены в красных линиях улиц, утвержденных постановлением администрации города Чебоксары от 31.07.2017 N 1861;
9) в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу. Списки членов Товарищества к данным материалам не приложены.
Посчитав, что решение Администрации является незаконным, нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статей 39.1 (подпункта 4 пункта 1) и 39.10 (пункта 1, подпункта 11 пункта 2) Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. По общему правилу договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
На основании статьи 39.14 (пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 этого кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрен в статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 8 этой статьи, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 кодекса.
При этом в силу статьи 11.10 (пункта 16) Земельного кодекса Российской Федерации, Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что отказ в предварительном согласовании испрошенных земельных участков является законным.
Так, согласно карте функциональных зон Генерального плана Чебоксарского городского округа, формируемые земельные участки ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3 частично расположены в функциональных зонах "Жилая зона", "Зона рекреационного назначения", "Зона специального назначении", в которых вид разрешенного использования "Садоводство" не предусмотрен.
При этом ссылка заявителя на Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187, верно отклонена судами. Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Такая правовая позиция отражена в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного его Президиумом 15.11.2017.
Кроме этого, суды установили, что формируемый земельный участок ЗУ3 своими границами накладывается на земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:87, принадлежащий АО "Водоканал", что противоречит положениям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также основаниями для принятия оспоренных судебных актов явились те обстоятельства, что формируемые земельные участки ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3 находятся в пределах санитарно-защитной зоны ПАО "Промтрактор", зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; они нарушают границы территорий общего пользования, установленных красной линией. На спорных земельных участках имеются объекты капитального строительства, не принадлежащие заявителю, что также является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Правомерным является и вывод судов относительно непредставления реестра членов товарищества, поскольку такое требование прямо установлено в подпункте 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечисленные обстоятельства являются самостоятельными основаниями для отказа в предварительном согласовании Товариществу предоставления испрашиваемых земельных участков. Их наличие заявителем не опровергнуто. Приведенные заявителем доводы фактически направлены на переоценку доказательств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении требований Товарищества.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на заявителя.
С учетом разъяснений, данных в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.11.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А79-4266/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Привосточное" - без удовлетворения.
Возвратить садоводческому некоммерческому товариществу "Привосточное" из федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, уплаченную им по чеку-ордеру от 27.04.2021 N 1492.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что отказ в предварительном согласовании испрошенных земельных участков является законным.
Так, согласно карте функциональных зон Генерального плана Чебоксарского городского округа, формируемые земельные участки ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3 частично расположены в функциональных зонах "Жилая зона", "Зона рекреационного назначения", "Зона специального назначении", в которых вид разрешенного использования "Садоводство" не предусмотрен.
При этом ссылка заявителя на Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187, верно отклонена судами. Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Такая правовая позиция отражена в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного его Президиумом 15.11.2017.
Кроме этого, суды установили, что формируемый земельный участок ЗУ3 своими границами накладывается на земельный участок с кадастровым номером 21:01:030208:87, принадлежащий АО "Водоканал", что противоречит положениям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Правомерным является и вывод судов относительно непредставления реестра членов товарищества, поскольку такое требование прямо установлено в подпункте 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
С учетом разъяснений, данных в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июня 2021 г. N Ф01-1340/21 по делу N А79-4266/2019