Нижний Новгород |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А79-8981/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального унитарного предприятия "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства" Порецкого района
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.12.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А79-8981/2020
по заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
(ИНН: 1659053849, ОГРН: 1041628218763)
о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Объединение предприятий
жилищно-коммунального хозяйства" Порецкого района
(ИНН: 2113003207, ОГРН: 1042138002455)
задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
и установил:
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства" Порецкого района (далее - Предприятие) 412 475 рублей 62 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, в том числе по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 613 рублей 93 копеек, по плате за сброс загрязняющих веществ в водные объекты - 305 684 рублей 19 копеек, по плате за размещение твердых коммунальных отходов - 106 177 рублей 50 копеек, а также 4443 рублей 91 копейки пеней за несвоевременное внесение в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 02.03.2020 по 11.09.2020.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.12.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статью 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что в письме от 09.07.2020 N 258 Предприятие допустило ошибку при составлении таблицы массы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты; Управление не приняло во внимание отчет N 2-ТП (водхоз); по расчету Предприятия, плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты должна составлять 11 367 рублей. Суды не учли, что вся задолженность Предприятия по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год уплачена. В связи с непредвиденными обстоятельствами Предприятие в месячный срок не имело возможности проанализировать документы по делу и представить в суд первой инстанции отзыв на исковое заявление; дело надлежало рассмотреть в порядке общего искового производства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Приложенные к кассационной жалобе дополнительные документы подлежат возврату заявителю с учетом компетенции суда округа, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в ходе проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду Управление выявило, что Предприятие не представило декларацию по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
В этой связи Управление на основании имеющихся данных о выбросах и сбросах, представленных Предприятием письмом от 09.07.2020 N 258, отчета 2-тп "отходы" за 2019 год, а также представленного региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в Чувашской Республике - ООО "МВК "Экоцентр", начислило плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, плату за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, плату за размещение ТКО, в том числе:
- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составила 16 135 рублей 08 копеек, исчисленная исходя из данных Предприятия (письмо от 09.07.2020 N 258) о выбросах азота диоксид (азот (IV) оксид) = 3,962 тн, азота (II) оксид (азота оксид) = 0,644 тн, углерода оксида = 5,741 тн, бенз/а/пирен (3,4-бензпирен) = 0,00000022928307 тн, и коэффициента 25, применяемого в связи с отсутствием у ответчика разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты составила 328 815 рублей 74 копейки, исчисленная исходя из данных Предприятия (фосфат-ион - 0,01 тн, сульфат-анион - 3,85 тн, хлорид-анион - 4,11 тн, БПКполн - 0,14тн., нитрат-анион - 0,3 тн, взвешенные вещества - 0,18 тн, сухой остаток - 23,14 тн, АСПАВ (анионные синтетические поверхностно-активные вещества) - 0,006 тн, нитрит-анион - 0,0023 тн., нефтепродукты (нефть) - 0,8 тн, аммоний-ион - 0,07 тн), и коэффициента 25, применяемого в связи с отсутствием у ответчика разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- плата за размещение ТКО составила 106 177 рублей 50 копеек, исчисленная исходя из данных, представленных региональным оператором по вывозу ТКО о размещении Предприятием ТКО 4 и 5 класса опасности для окружающей среды (отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (73111001724): 941,3 тн x 95 рублей = 89 423 рубля 50 копеек; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724) - 157,4 тн x 95 рублей = 14 953 рубля; отходы из жилищ крупногабаритные (73111002215) - 57,5 тн x 17,30 рубля x 1,04 = 1034 рубля 54 копейки; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (73510001725) - 36,6 тн x 17,30 рубля x 1,04 = 658 рублей 51 копейка; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (73510002725) - 4,0 тн x 17,30 рублей x 1,04 = 71 рубль 97 копеек; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений (73710001725) - 1,3 тн x 17,30 рубля x 1,04 = 23 рубля 39 копеек; отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий (73710002725) - 0,7 тн x 17,30 рубля x 1,04 = 12 рублей 59 копеек.
В адрес Предприятия Управление направило требование от 27.07.2020 N 08-8453 о внесении в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней за 2019 год.
Указанную задолженность Предприятие не уплатило, что послужило основанием обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 3, 16, 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии признал требование Управления законным и обоснованным и удовлетворил его заявление.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В статье 16 Закона N 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
В силу пункта 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Согласно пункту 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 131 б-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее соответственно - Постановление N 913, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением N 913 и Постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В пунктах 9, 10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы); в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте "б" настоящего пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Согласно пункту 12 Правил N 255 при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 Правил N 255, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18 (2) Правил N 255.
В подпункте 6 пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяется коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что в 2019 году применяются ставки платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04.
В соответствии с пунктами 32 - 34 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 Правил.
Согласно пункту 47 Правил при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что заявленная Управлением ко взысканию с Предприятия сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней за ее несвоевременную уплату соответствует имеющимся в деле документам и нормам действующего законодательства; Управление доказало наличие спорной суммы задолженности. Доказательств погашения долга Предприятие не представило.
Доводы заявителя жалобы об оплате долга и неверном расчете размера платы не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о взыскании с Предприятия задолженности и неустойки в заявленной сумме.
Довод заявителя жалобы о неправомерном рассмотрении настоящего спора по общим правилам искового производства подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
В рассматриваемом случае обстоятельств, перечисленных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции установлено не было, поэтому данное дело правомерно рассмотрено в порядке упрощенного производства. Возражения ответчика по существу заявленных требований не являются обстоятельством, которое влечет необходимость перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А79-8981/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства" Порецкого района - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на муниципальное унитарное предприятие "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства" Порецкого района.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что в 2019 году применяются ставки платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04.
В соответствии с пунктами 32 - 34 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.
...
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июля 2021 г. N Ф01-3172/21 по делу N А79-8981/2020