Нижний Новгород |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А43-33152/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Радченковой Н.Ш.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.03.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021
по делу N А43-33152/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово"
(ИНН: 5230004954, ОГРН: 1165229000056)
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 01.10.2020 N 07-52-4С/2020
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее - Управление, административный орган) от 01.10.2020 N 07-52-4С/2020.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.04.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы указывает, что на момент вынесения постановления Управления от 01.10.2020 N 07-52-4С/2020 срок давности привлечения к административной ответственности истек; административный орган допустил процессуальные нарушения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв Управления на кассационную жалобу в суд не поступил.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление в период с 11.08.2020 по 24.08.2020 в рамках государственного сортового и семенного контроля провело внеплановую выездную проверку Общества.
В ходе проверки Управление установило, что Общество в нарушение требований статей 21, 25, 26 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) использовало для посева семена рапса ярового на посевной площади 549,76 га участка с кадастровым номером 52:48:0000000:0101 (окрестности с. Красное Сеченовского района Нижегородской области) в количестве 4,04 т, в отсутствие документов, подтверждающих проверку семян на сортовую принадлежность
В процессе проверки с участков производства рапса по акту от 11.08.2020 N 52-07/70 отобраны средние пробы семян ярового рапса для проведения испытаний на наличие ГМО.
Пробы направлены для исследования в Испытательный центр ФГБУ "Нижегородский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - Испытательный центр).
В результате испытаний в образце вегетативной массы частей растений рапса, отобранного на полях С1, С24, С26 обнаружен ГМО ген ср4 EPSPS и наличие в образце рекомбинантной ДНК, что подтверждается протоколами испытаний от 14.08.2020 N 11933А, 11934А и 11935А.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.08.2020 N 872. Обществу выдано предписание N 872 ГМО.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол от 08.09.2020 N 52-07/59С об административном правонарушении.
Постановлением уполномоченного должностного лица Управления от 01.10.2020 N 07-52-4С/2020 Общество привлечено к административной ответственности по статье 10.12 Кодекса виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Общество не согласилось с названным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Федерального закона N 149, суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, либо замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Статьей 10.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений.
Федеральным законом N 149-ФЗ определена правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 149-ФЗ для производства семян должны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 21 Федерального закона N 149-ФЗ порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений и семян лесных растений определяется соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.
Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В статье 25 Федерального закона N 149-ФЗ установлено, что семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества. Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств. Посевные качества семян определяются на основе требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 26 Федерального закона N 149-ФЗ определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений проводится посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.
Порядок проведения апробации посевов сельскохозяйственных растений, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля, а также регистрации посевов сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Факт использования Обществом для посева семян рапса ярового в количестве 4,04 т, в отсутствие документов, подтверждающих проверку на сортовую принадлежность, и содержащих в вегетативной массе ГМО ген 4ср EPSPS, подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 24.08.2020 N 872, протоколами испытаний от 14.08.2020 N 11933А, 11934А, 11935А.
Соответствие законодательству выданного Обществу предписания от 24.08.2020 N 872 ГМО установлено Арбитражным судом Нижегородской области при рассмотрении дела N А43-28958/2020, решение по которому вступило в законную силу 10.02.2021.
Обстоятельства, установленные в рамках дела N А43-28958/2020, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Соблюдение установленных требований находилось в пределах контроля Общества, однако доказательств принятия необходимых и своевременных мер для их соблюдения в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 10.12 КоАП РФ.
Правильными являются и выводы суда об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Законный представитель Общества был извещен о времени и месте составления протокола 08.09.2020 в 14 часов 00 минут уведомлением от 01.09.2020, полученным адресатом 03.09.2020. При этом в извещении содержится информация о том, что в указанное время будет рассматриваться вопрос о составлении протокола по статье 10.12 КоАП РФ.
Акт проверки подписан представителем заявителя Ботиным А.С., поэтому довод Общества о том, что в извещении от 01.09.2020 N 07-07/182 не были подробно изложены выявленные в ходе проверки нарушения, не свидетельствует о допущенных Управлением процессуальных нарушениях прав лица при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, если иное не предусмотрено данной нормой, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Из материалов дела следует, что использования семян с нарушением установленных правил выявлены Управлением в ходе проверки, результаты которой отражены в акте проверки от 24.08.2020. При этом, как обоснованно указал суд, использование семян предполагает извлечение из посева полезных свойств семян, соответственно, использование семян сельскохозяйственных растений самим фактом посева не завершается.
Кроме того, в рассматриваемом случае, в рамках проверки исследовалась на ГМО вегетативная часть рапса, выращенная из семян, пробы вегетативной части на исследования отбирались как семена, то есть части растений, в клетках которых содержится ДНК вещество наследственности.
При таких обстоятельствах срок привлечения Общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суды не установили.
Одновременно суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей назначено по низшему пределу санкции статьи 10.12 КоАП РФ и определенно в соответствии с требованиями КоАП РФ. Назначенное Обществу административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, степени вины правонарушителя.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А43-33152/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КиПиАй Агро Сеченово" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
...
Оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суды не установили.
Одновременно суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей назначено по низшему пределу санкции статьи 10.12 КоАП РФ и определенно в соответствии с требованиями КоАП РФ. Назначенное Обществу административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, степени вины правонарушителя."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 августа 2021 г. N Ф01-3463/21 по делу N А43-33152/2020