Нижний Новгород |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А28-10559/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Когута Д.В., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива - сельскохозяйственной артели - колхоза "Зерновой" на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А28-10559/2020
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива - сельскохозяйственной артели - колхоза "Зерновой" (ИНН: 4317000800, ОГРН: 1024300613182)
о признании недействительным решения Министерства охраны окружающей среды Кировской области о приостановлении права пользования недрами
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив - сельскохозяйственная артель - колхоз "Зерновой" (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства охраны окружающей среды Кировской области (далее - Министерство) от 12.08.2020 N 225 о приостановлении права пользования недрами, удостоверенного лицензией КИР 01119ТЭ от 17.09.2007.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
Колхоз не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 2 части 2 статьи 20, часть 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
По мнению Колхоза, в спорный период порядок рассмотрения и согласования проектной и технической документации на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых установлен не был, поэтому технический проект на разработку участка недр "Илемас" согласованию не подлежал.
Колхоз указывает, что претензии к эксплуатации карьера со стороны контролирующих органов не заявлялись длительный период; при получении горноотводного акта от 06.03.2017 N 33 технический проект указан в приложении как "согласование"; Министерство признало действительным горноотводный акт от 10.04.2008 N 667, а, следовательно, фактически признало легитимным и технический проект.
Кроме того, Министерство подтвердило отсутствие к заявителю претензий в письме от 30.01.2019 N 330-49-01-14; согласие Федерального агентства по недропользованию имеется в виде письма.
Подробно доводы Колхоза изложены в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Колхоз заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Управления охраны окружающей среды Кировской области от 30.08.2007 N 27 Колхозу выдана лицензия от 17.09.2007 КИР 01119ТЭ на геологическое изучение и добычу песка на участке недр "Илемас".
Участок недр "Илемас" расположен в 2 километрах северо-восточнее деревни Илемас в границах водного объекта реки Вятка на 181,2 - 181,7 километра судового хода по лоцманской карте 1993 года, вне зон санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого назначения.
Неотъемлемой частью лицензии является договор об условиях недропользования в целях геологического изучения и добычи песка на участке недр "Илемас" от 30.08.2007 (приложение N 2).
В пунктах 4.2 и 8.7 договора от 30.08.2007 определено условие пользования недрами: составление и согласование в установленном порядке технического проекта разработки месторождения в срок до 01.01.2008.
Технический проект разработки месторождения для заявителя составлен обществом с ограниченной ответственностью "Промагор" по договору от 25.12.2006 N 47. Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору письмом от 09.04.2008 N 16-10.1/1285 согласовало уровень проектных и эксплуатационных потерь при добыче полезного ископаемого при установленной выемочной единице, уровень планируемых потерь первого года отработки и уточненные границы горного отвода площадью 5,3 гектара.
Колхоз обратился в Министерство с заявкой от 06.07.2020 о продлении срока лицензии от 17.09.2007 на 15 лет.
В ходе проверки заявки Колхоза Министерство выявило нарушение условий недропользования, что послужило причиной рассмотрения указанных нарушений на заседании комиссии Министерства 12.08.2020 (протокол N 3).
Представитель Колхоза принял участие в заседании комиссии.
По результатам рассмотрения комиссия рекомендовала Министерству приостановить право пользования Колхоза недрами в связи с нарушением условий недропользования.
Решением от 12.08.2020 N 225 Министерство приостановило права пользования недрами, удостоверенное лицензией от 17.09.2007 КИР 01119ТЭ, в связи с нарушением существенных условий лицензии, выразившемся в невыполнении пункта 8.7 договора от 30.08.2007, а именно в отсутствии согласованного государственными органами охраны окружающей природной среды технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом о недрах, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого ненормативного акта.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Закон о недрах, определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
В статье 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Основания для прекращения права пользования недрами установлены в статье 20 Закона о недрах.
В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что право пользования недрами может быть приостановлено, в том числе, при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии.
Как следует из материалов дела и установили суды, основанием для принятия спорного решения послужило отсутствие согласованного государственными органами охраны окружающей природной среды технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого, требование о наличии которого установлено в пункте 8.7 договора об условиях недропользования в целях геологического изучения и добычи песка на участке недр "Илемас" от 30.08.2007.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118.
В абзаце втором пункта 5 указанного постановления установлено, что документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Редакция данной нормы, действовавшая до 2014 года, обязывала согласовать проектную документацию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.
Уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении, в том числе, общераспространенных полезных ископаемых - технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых (подпункт "а" пункта 9(1) данного постановления, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2014 N 259).
В рассматриваемом случае технический проект ни в установленный договором срок, ни на момент вынесения оспариваемого решения не согласован.
Колхоз в подтверждение согласования технического проекта ссылается на письмо Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 09.04.2008 N 16-10.1/2385, которым согласованы уровень проектных и эксплуатационных потерь при добыче полезного ископаемого при установленной выемочной единице; уровень планируемых потерь первого года отработки; уточненные границы горного отвода площадью 5,3 гектара (раздел 3 технического проекта разработки месторождения).
Вместе с тем сведения о согласовании иных разделов технического проекта разработки месторождения на участке недр "Илемас" органами охраны окружающей среды в материалах дела отсутствуют. Отсутствие согласования технического проекта месторождения на участке недр "Илемас" до 12.04.2014 подтверждается также сообщениями Отдела геологии и лицензирования по Кировской области Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 12.02.2021 N КНПФО-06-00-08/84 и от 09.03.2021 N КН-ПФО-06-00-06/118, который до 2014 года осуществлял полномочия по согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых на территории Кировской области на основании подпункта 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293.
С 12.04.2014 полномочиями по согласованию технических проектов разработки месторождений в Кировской области наделено Министерство.
Иные документы, представленные заявителем, не свидетельствуют о согласовании технического проекта в установленном порядке, что является нарушением существенных условий лицензии от 17.09.2007 КИР 01119ТЭ.
Довод Колхоза об отсутствии на момент истечения срока, указанного в договоре, установленного порядка согласования проектной и технической документации на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых не свидетельствует о наличии оснований для отмены спорного решения. Неопределенность нормативного регулирования, на которое ссылается заявитель, прекращена задолго до вынесения спорного решения, поэтому основания для освобождения пользователя недр от исполнения обязанностей, возложенных на него законодательством о недрах, отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А28-10559/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива - сельскохозяйственной артели - колхоза "Зерновой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Колхоз в подтверждение согласования технического проекта ссылается на письмо Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 09.04.2008 N 16-10.1/2385, которым согласованы уровень проектных и эксплуатационных потерь при добыче полезного ископаемого при установленной выемочной единице; уровень планируемых потерь первого года отработки; уточненные границы горного отвода площадью 5,3 гектара (раздел 3 технического проекта разработки месторождения).
Вместе с тем сведения о согласовании иных разделов технического проекта разработки месторождения на участке недр "Илемас" органами охраны окружающей среды в материалах дела отсутствуют. Отсутствие согласования технического проекта месторождения на участке недр "Илемас" до 12.04.2014 подтверждается также сообщениями Отдела геологии и лицензирования по Кировской области Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 12.02.2021 N КНПФО-06-00-08/84 и от 09.03.2021 N КН-ПФО-06-00-06/118, который до 2014 года осуществлял полномочия по согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых на территории Кировской области на основании подпункта 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 августа 2021 г. N Ф01-3966/21 по делу N А28-10559/2020