Нижний Новгород |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А79-7044/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя от ответчика:
Смирнова Ю.И. (доверенность от 14.11.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.03.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021
по делу N А79-7044/2020
по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
(ИНН: 2130104830, ОГРН: 1122130007438)
к обществу с ограниченной ответственностью "АлексПартнер"
(ИНН: 2130115302, ОГРН: 1132130002003)
о прекращении действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок,
третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора, - Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и
индивидуальный предприниматель Быков Сергей Владимирович,
и установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АлексПартнер" (далее - Общество) о прекращении действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок N 109 "Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево", выданное на период с 26.12.2019 по 25.12.2029.
Заявленные требования обоснованы исполнением предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее - Управление) от 23.06.2020 N ВК/4809/20 и мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 220-ФЗ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращает действие данного свидетельства при наличии вступившего в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление и индивидуальный предприниматель Быков Сергей Владимирович (далее - Предприниматель).
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и положениями Закона N 220-ФЗ, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 01.03.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021, отказал в удовлетворении заявления ввиду отсутствия правовых оснований для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного Обществу.
Не согласившись с названными судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы настаивает на наличии самостоятельных правовых оснований для прекращения действия свидетельства Общества об осуществлении перевозок применительно к пункту 2 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ; прекращение осуществления ответчиком деятельности по выданному свидетельству предписано Министерству решением Управления, законность которого подтверждена судебным решением по делу N А79-11794/2019; вывод суда о возможности прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в судебном порядке только при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ является ошибочным; вывод об исполнении истцом предписания антимонопольного органа путем издания приказа от 14.10.2020 N 02-03/192 решение суда первой инстанции не содержит; при этом указанный приказ об аннулировании у Общества свидетельства на осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок N 109 в настоящее время оспаривается в арбитражном суде (дело N А79-117/2021); суды необоснованно отказали в приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения по делу N А79-117/2021. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу представитель ответчика сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителя Общества, явившегося в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок Министерством Обществу выдано свидетельство серии 21ЧР N 513 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 109 "Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево", сроком действия с 26.12.2019 по 25.12.2029.
По результатам рассмотрения обращения Предпринимателя о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства по выдаче свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута Обществу, Управление решением от 22.06.2020 по делу N 021/01/17-1007/2019 признало действия Министерства нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Комиссия Управления пришла к выводу о том, что Министерство выдало свидетельство на осуществление пассажирских перевозок без подтверждения победителем конкурса - Обществом наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие, что является нарушением Закона N 220-ФЗ.
Кроме того, 22.06.2020 Министерству выдано предписание по делу N 021/01/17-1007/2019 в соответствии с которым ему предписано прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, путем прекращения у Общества права осуществления пассажирских перевозок по маршруту N 109, аннулировав выданное свидетельство на осуществление перевозок по указанному маршруту.
Ссылаясь на предписание антимонопольного органа, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 109.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
В части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Основания для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок установлены в статье 29 Закона N 220-ФЗ.
Согласно части 5 названой статьи Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;
2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);
4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;
4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием.
5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Прекращение действия свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту, то есть, по существу является мерой административного воздействия.
Доказательств в обоснование совершения ответчиком административного правонарушения истцом в материалы дела не представлено.
Иные обстоятельства, названные в пункте 5 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, влекущие прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, установлены пунктом 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике".
В пункте 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" (в редакции, действовавшей на момент обращения Министерства в суд с настоящим требованием) определено, что основаниями для обращения уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики, органа местного самоуправления в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок являются обстоятельства, предусмотренные Законом N 220, а также:
- неоднократное (более двух раз) в течение месяца несоблюдение условий, предусмотренных свидетельством об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок;
- неоднократное (более пяти раз - для пригородного сообщения и более трех - для междугородного сообщения) в течение месяца невыполнение рейсов по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием перевозок по маршрутам регулярных перевозок;
- неоднократное (два и более раза) непредставление ежеквартального отчета об осуществлении регулярных перевозок в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Министерство в суде не ссылалось на указанные обстоятельства как обстоятельства, влекущие прекращение действия свидетельства, выданного Обществу, и судами первой и апелляционной инстанций по представленным доказательствам не установлено.
В силу части 2 статьи 29 Закона N 220-ФЗ по обстоятельствам, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 5 и 6 части 1 статьи 29 указанного Закона, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств.
Из материалов дела следует, что обращаясь в суд с требованием о прекращении действия свидетельства серии 21ЧР N 513 об осуществлении перевозок, выданного Обществу по результатам конкурса, Министерство ссылалось на необходимость выполнения требований предписания Управления от 07.10.2019 N 021/01/18.1-601/2019 (уточнение от 24.02.2021) и предписания от 23.06.2020 N 021/01/17-1007/2019.
Вместе с тем, указанное обстоятельство в качестве основания для прекращения действия спорного свидетельства в статье 29 Закона N 220 не предусмотрено.
Предписанием от 07.10.2019 N 021/01/18.1-601/2019 на организатора торгов - Министерство возложена обязанность в срок до 21.10.2019 устранить допущенные нарушения процедуры проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок согласно приказа Министерства от 31.05.2019 N 02-03/93 по лоту N 57 на маршрут N 109 путем отмены протоколов N 2 и 3 в части лота N 57 на маршрут N 109; возврата к рассмотрению заявок по лоту N 57 с учетом мотивировочной части решения Управления; продолжению процедуры конкурса по лоту N 57 с учетом мотивировочной части решения Управления.
Таким образом, как верно указали суды указанным предписанием на Министерство не возложена обязанность аннулировать выданное Обществу свидетельство на осуществление перевозок по указанному маршруту.
При этом Министерством исполнена обязанность по выполнению предписания от 23.06.2020 N 021/01/17-1007/2019 путем издания приказа от 14.10.2020 N 02-03/192, которым прекращено право Общества на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 109 и аннулировано выданное ему свидетельство серии 21ЧР N 513 об осуществлении пассажирских перевозок по маршруту N 109 со сроком действия с 26.12.2019 по 25.12.2029.
Антимонопольный орган в письме, адресованном Обществу, Министерству, Предпринимателю сообщил о признании предписания 23.06.2020 N 021/01/17-1007/2019 исполненным.
С учетом изложенного суд округа соглашается с выводами нижестоящих инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворении требования Министерства о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок, выданного Обществу, по изложенным в заявлении основаниям.
Довод о необоснованности отказа в приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения по делу N А79-117/2021, в рамках которого Обществом оспаривается приказ Министерства об аннулировании у Общества свидетельства на осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок N 109 не принимается во внимание.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Обязанность суда приостановить производство по делу по указанному основанию связана не с наличием в производстве суда другого дела, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу, то есть с обстоятельствами, препятствующими принятию решения по рассматриваемому делу до их установления.
Исходя из того, что рассмотрение дела о признании недействительным приказа Министерства об аннулировании у Общества свидетельства на осуществления пассажирских перевозок не влияет на законность выводов по настоящему делу об отсутствии правовых оснований для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок, выданного Обществу, по изложенным в заявлении основаниям.
При таких обстоятельствах суд округа не установил оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам, поскольку они основаны на ином, нежели у суда толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Несогласие подателя жалобы с результатом приведенной судами оценки собранных доказательств и установленных обстоятельств, что не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и по существу направлено на их переоценку, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А79-7044/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 названой статьи Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;
2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
...
Доказательств в обоснование совершения ответчиком административного правонарушения истцом в материалы дела не представлено.
Иные обстоятельства, названные в пункте 5 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, влекущие прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, установлены пунктом 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике".
...
В силу части 2 статьи 29 Закона N 220-ФЗ по обстоятельствам, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 5 и 6 части 1 статьи 29 указанного Закона, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 августа 2021 г. N Ф01-3643/21 по делу N А79-7044/2020